Как должна работать комиссия по оздоровлению с 2024 года
С 1 января 2024 г. Положение о комиссии по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, утв. постановлением Совмина от 26.08.2002 № 1155 (далее – Положение), действует в новой редакции. Рассмотрим, в каком порядке должна сейчас создаваться и вести деятельность эта комиссия.
Для чего нужна комиссия
Положением (п. 2) определено, что комиссия по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения (далее – комиссия) создается в организациях для распределения и выдачи путевок на санаторно-курортное лечение или оздоровление:
– работникам;
– военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава военизированных организаций (далее – военнослужащие);
– пенсионерам из числа военнослужащих и членам семей военнослужащих;
– обучающимся.
Обратим внимание, что речь идет о путевках, приобретаемых с использованием средств республиканского бюджета либо бюджета ФСЗН.
При этом в учреждениях образования создаются две комиссии – для работников (военнослужащих) и для обучающихся.
Комиссию создают не везде
На основании п. 5 Положения комиссия создается только в организациях с численностью работников (военнослужащих, обучающихся) от 5 человек. При этом членов комиссии должно быть не менее трех (председатель, лицо, ответственное за хранение и выдачу путевок, другие члены комиссии).
Если же в организации не больше 5 работников, все функции комиссии выполняет один человек, которого назначают ответственным за организацию санаторно-курортного лечения и оздоровления работников (далее – лицо, ответственное за оздоровление).
Состав комиссии (лицо, ответственное за оздоровление) устанавливает своим приказом (распоряжением) руководитель организации.
Как проинформировать Центр о создании комиссии
О том, что в организации создана комиссия (назначено лицо, ответственное за оздоровление), нужно уведомить Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения (далее – Центр). Для этого в соответствии с п. 6 Положения организация подает в представительство Центра в городе, районе по месту ее регистрации (далее – представительство Центра) копию приказа о создании комиссии (назначении лица, ответственного за оздоровление).
К этой копии прилагаются:
а) сведения о численности работников (обучающихся), в том числе имеющих право на бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление;
б) справка о наличии (отсутствии) задолженности по платежам в бюджет ФСЗН.
Госорганы, имеющие воинские формирования или военизированные организации, а также подчиненные им воинские части, организации и подразделения с правами юрлица вместо названных выше документов подают в представительство Центра письменное уведомление о создании комиссии.
Журналы и отчеты
Комиссия (лицо, ответственное за оздоровление) должна вести следующие документы, форму которых устанавливает Центр по согласованию с МВД, Минобороны и КГБ (п. 3 Положения):
1) журнал регистрации заявлений на выделение путевок;
2) журнал учета путевок;
3) отчеты об использовании путевок.
Как вести учет нуждающихся в оздоровлении…
Комиссия согласно п. 7 Положения ведет учет нуждающихся в санаторно-курортном лечении или оздоровлении на основании следующих документов:
– письменных заявлений нуждающихся,
– медсправок о состоянии здоровья,
– заключений ВКК,
– копий документов, подтверждающих льготы на лечение или оздоровление.
Сведения о постановке на учет нуждающихся в санаторно-курортном лечении или оздоровлении вносятся в журнал регистрации заявлений на выделение путевок.
Учет и регистрация таких заявлений ведутся раздельно по каждому бюджету, т.е. в разных журналах: в одном регистрируются заявления на выдачу путевок за счет республиканского бюджета, в другом – за счет бюджета ФСЗН.
… и обращаться за путевкой
Работники или обучающиеся, желающие получить путевку, подают в комиссию соответствующие заявления. На их основании комиссия формирует и направляет в представительство Центра заявки на выделение путевок за счет бюджетных средств. Причем заявки высылаются опять же раздельно по каждому бюджету (п. 8 Положения).
Если сроки заездов выпадают на следующий квартал, заявки на выделение путевок направляются не позднее чем за 15 рабочих дней до его начала.
Полученные организацией путевки надо зарегистрировать в журнале учета путевок, который тоже ведется раздельно по каждому бюджету (в разных журналах).
Выдача путевок и отказ от них – по правилам
Согласно п. 9 Положения решения о выдаче путевок принимаются коллегиально. При этом оформляются протоколы заседаний. Если в организации имеется комиссия по оздоровлению, то протокол подписывают председатель и члены комиссии. При отсутствии комиссии протокол подписывает руководитель организации и лицо, ответственное за оздоровление.
В протоколах заседаний указываются основания и условия выдачи путевок (бесплатно или с частичной оплатой).
Если по каким-то причинам лицо, обратившееся за путевкой, отказывается от нее, путевку нужно вернуть в представительство Центра (п. 10 Положения). Конкретный срок возврата не установлен, указано лишь, что сделать это нужно «незамедлительно».
Путевки передаются и принимаются представительствами Центра на основании первичных учетных документов (п. 11 Положения).
Кто за что отвечает
В п.п. 12 и 13 Положения достаточно четко расписаны полномочия разных членов комиссии.
Так, председатель комиссии отвечает за:
– учет нуждающихся в санаторно-курортном лечении или оздоровлении, в т.ч. имеющих право на бесплатное лечение и оздоровление;
– учет и хранение заявлений работников (военнослужащих, обучающихся), медсправок о состоянии здоровья, заключений ВКК и других документов, представляемых при обращении за путевкой;
– формирование и направление в представительство Центра заявок на выделение путевок;
– подготовку заседаний комиссии, их своевременное проведение, оформление протоколов заседаний;
– информирование нуждающихся в лечении или оздоровлении о полученных путевках и решениях комиссии об их выдаче;
– хранение в порядке, установленном для финансовых документов, путевок, приходных и расходных документов по ним, справок о размере среднемесячного денежного дохода получателей путевок, квитанций об оплате их стоимости, обратных талонов, журналов учета путевок;
– представление в представительство Центра отчетов об использовании путевок в отчетном квартале;
– представление по запросу представительства Центра оперативной информации о санаторно-курортном лечении и оздоровлении работников (военнослужащих, обучающихся).
Лицо, ответственное за хранение и выдачу путевок:
– определяет размер частичной платы за путевку. Для этого используется:
а) справка о размере среднемесячного денежного дохода получателя путевки за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу выдачи путевки;
б) официальная статинформация о размере номинальной начисленной средней заработной платы работников за позапрошлый месяц относительно месяца выдачи путевки;
– выдает путевки на основании протокола заседания или его копии.
Справочно: Положение изложено в новой редакции постановлением Совмина от 27.12.2023 № 945, которым внесены и иные изменения, касающиеся оздоровления населения.