Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как белорусские компании защищают себя

Фото: freepik.com

По оценкам служб безопасности, мошенничество внутри компаний и взаимоотношения с внешними контрагентами могут принести бизнесу значительный ущерб. «ЭГ» решила разобраться, как субъекты хозяйствования сводят риски к минимуму.

Мошенничество изнутри

Тема корпоративной безопасности детально рассматривалась во время декабрьской конференции «Troubleshooting-2022». Конкретные ситуации, озвученные на мероприятии, свидетельствуют, что субъекты хозяйствования сталкиваются со множеством внутренних и внешних угроз. Для наглядности приведем несколько кейсов.

Первый пример – из строительной отрасли. Начальник отдела закупок, продолжая работать в офисе нанимателя, создал собственную компанию. Последняя стала участвовать в конкурсных закупках, проводимых организацией, в которой работал начальник отдела. Естественно, зная детальную информацию о предложениях конкурентов, его компания всегда выигрывала тендеры. Выявить зло­умышленника службе безопасности удалось благодаря тому, что тот отдавал поручения работникам собственной фирмы, используя корпоративную почту нанимателя.

Второй кейс имеет отношение к коммерческой недвижимости. Компания решила продать здание, руководство попросило менеджера организовать тендер. Тот каждые две недели в течение трех месяцев приходил к гендиректору и заявлял, что объект, выставленный на продажу, никто не хочет покупать. В результате стоимость продажи объекта недвижимости постоянно падала, пока не уменьшилась до минимума, после чего «нашелся» покупатель и выкупил здание по бросовой цене.

Спустя некоторое время служба безопасности компании выяснила, что сотрудник, который организовал продажу недвижимости в ходе тендера, ее же и купил (по минимальной цене) через компанию своего отца. Провел косметический ремонт в приобретенном здании, а затем продал его по цене, которая изначально была согласована с работодателем для реализации объекта. Когда эту историю вскрыла служба безопасности, менеджера уволили.

Третья ситуация также связана со сферой закупок. Топ-менеджер одной из белорусских организаций (экспат) закупал для работодателя новогоднюю иллюминацию, заключив договор с компанией-нерезидентом. Как потом выяснила служба безопасности, объекты освещения были приобретены по стоимости, превышавшей рыночную цену в 10 раз. После установления данного факта экспат был уволен с руководящей должности.

krasko.jpg
          Виктор Красько

Директор по контролю ООО «Евроторг» Виктор Красько, выступая на конференции, отметил, что в белорусских компаниях регулярно находятся «предприимчивые» люди, которые пытаются заработать не только свою зарплату, но и получить доход благодаря своему положению.

Поэтому, полагает он, систему безопасности в организации нужно выстраивать так, чтобы она предполагала профилактику, а у корыстных людей не было возможности совершать правонарушения.

Это требует сложной кропотливой работы по разным направлениям, считает В. Красько. В частности, он рекомендует определить минимальную стоимость материалов, закупка которых (начиная с определенной цены) должна осуществляться только после согласования со службой безопасности.

Внешние угрозы

Помимо внутренних эксперты выделяют также внешние угрозы, с которыми сталкиваются белорусские субъекты хозяйствования. Зачастую они связаны с тем, что существуют риски потерь из-за участия в сделках с недобросовестными контрагентами.

В связи с ситуацией 2022 г., когда из-за санкций стали разрываться отлаженные логистические цепочки и нужно было искать новых партнеров, количество запросов на их проверку выросло в разы, констатирует В. Красько.

Эксперт рекомендует тщательно подходить к проверке контрагентов и по возможности лично посетить офис компании для понимания ее статуса. 

«Если ваш парт­нер просит предоплату, съездите к нему, посмотрите, какой у него офис и сколько там работников трудится», – рекомендует В. Красько.

Представители служб безопасности других компаний согласны с выводом, что контрагентов нужно тщательно и постоянно проверять.

rabchuk (1).jpg
            Сергей Рабчук

Если субъект хозяйствования не управляет рисками и не проводит даже элементарную проверку контрагентов, зачастую это приводит к возникновению ущерба, возместить который сложно или невозможно, подчеркнул заместитель директора группы компаний СООО «Багория» и СООО «Автосеть» Сергей Рабчук, выступая на конференции.

Ведь если контрагент окажется фиктивной структурой, крайне маловероятно, что дебиторскую задолженность удастся взыскать. В то же время, если компания выстраивает взаимоотношения только с добросовестными контрагентами, вероятность возникновения данной проблемы гораздо ниже.

Конкретные кейсы это подтверждают. Благодаря тщательной проверке партнеров уровень невзысканной дебиторской задолженности в некоторых белорусских компаниях снизился до 0,2–0,3%, хотя ранее был гораздо выше.

Проверку контрагентов необходимо обязательно проводить в период выбора компании для долгосрочного сотрудничества, перед заключением контракта с новым партнером, до заключения договора с отсрочкой платежа и до заключения контракта с предоплатой, полагает С. Рабчук.

Как проверять контрагента? По мнению эксперта, необходимо собирать и анализировать весь массив доступной информации о существующих и потенциальных бизнес-партнерах. Сделать это можно, используя белорусские и зарубежные сервисы проверки контрагентов, а также документально фиксируя собственный опыт взаимодействия с разными компаниями.

Для каждого бизнес-партнера стоит завести карточку, информация из которой затем будет использоваться на этапе определения условий работы с покупателями и продавцами товаров и услуг. Благодаря аккумулированию важной информации о контрагентах можно оценить коммерческие риски взаимодействий с ними, считает С. Рабчук.

Что дальше? В программах, в которых находится клиентская база, субъекты хозяйствования могут устанавливать определенные ограничения на заключение сделок с бизнес-партнерами в зависимости от уровня коммерческого риска, который им присвоен.

Как показывает опыт, благодаря такой системе можно улучшить финансовое положение организаций за счет снижения уровня невзысканной дебиторской задолженности.

Можно ли все-таки взыскать долги, если контрагент отказывается исполнять свои обязательства? Зависит от ситуации. Например, один из нерезидентов не собирался рассчитываться за поставленную продукцию, рассказал во время конференции С. Рабчук. В итоге компания подготовила письмо о том, что в случае непогашения задолженности судебное решение с комментариями будет размещено в сети Интернет. Результат не заставил себя ждать – спустя три дня деньги от контрагента поступили на расчетный счет продавца.

Перечисленные примеры убедительно свидетельствуют, что белорусские компании сталкиваются как с внутренними, так и с внешними угрозами для своей безопасности. От умения противостоять им зависит масштаб возможных потерь и в целом финансовый результат деятельности организации.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений