Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Анонсированы изменения важных для организаций законов

Иллюстрация: freepik

В план подготовки проектов законодательных актов на 2022 год, утв. Указом от 23.12.2021 № 508 (далее — план), включен ряд проектов законов, которые напрямую касаются субъектов хозяйствования.

Национальный центр законодательства и правовых исследований в общих чертах обосновал необходимость включения проектов данных НПА в план.

Прогнозы развития страны станут точнее

В сфере конституционного законодательства планируется подготовить изменения в Закон от 05.05.1998 № 157-З «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

Главной целью подготовки проекта, который в октябре 2022 г. должен уже поступить в Палату представителей, является в т.ч. синхронизация стратегического планирования Беларуси и России в рамках интеграции двух государств. Предполагается, что белорусские субъекты хозяйствования смогут получать актуальные прогнозные данные.

Регистрация недвижимости выйдет за границы округов

В сфере гражданского законодательства планируется изменить Закон от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Соответствующий законопроект должен поступить в Парламент в апреле 2023 г.

Предлагается закрепить принцип экстерриториальности осуществления регистрации. В результате территориальные организации по госрегистрации недвижимости смогут регистрировать объекты, которые расположены не только в их округе, но и за ее пределами. Также планируется разрешить направлять уведомления и извещения в рамках регистрации в электронном виде с использованием IT.

Лизинг получит новый закон

Идет подготовка проекта закона «О лизинговой деятельности». Он должен поступить на рассмотрение депутатов в декабре 2022 г.

Прежде всего законопроект должен определить вопросы осуществления лизинговой деятельности, права и обязанности лизингодателей и лизингополучателей, установить требования к форме и содержанию договора финансовой аренды, а также размещению лизинговой организацией информации о своей деятельности.

В НПА планируется закрепить расширение полномочий Нацбанка в сфере регулирования и контроля лизинга (см. статью «Требования к лизинговым организациям предлагается ужесточить», «ЭГ» № 99 за 24.12.2021).

Резидентов СЭЗ ждут большие перемены

Еще одна разработка в сфере законодательства о финансово-кредитной системе – проект закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» – должен поступить в Парламент в октябре 2022 г.

В настоящее время ст.ст. 382 и 383 НК определяют особенности налогообложения в СЭЗ с предоставлением налоговых льгот в отношении продукции, которую резиденты СЭЗ реализуют за пределы РБ и другим резидентам СЭЗ.

Но, как отмечается в обосновании, увязка предоставления налоговых льгот резидентам СЭЗ с результатами экспорта является запрещенной субсидией в рамках права ЕАЭС (в связи с базовыми обязательствами стран – участниц союза в ВТО) и, соответственно, нарушает положения Договора о ЕАЭС. В рамках переговорного процесса по присоединению к ВТО предусмотрен проект обязательств по приведению в РБ национального законодательства в соответствие с нормами ВТО в части выдачи субсидий к моменту вступления в организацию. В этой связи и предусмотрена корректировка ст.ст. 382 и 383 НК.

Кроме того, приведение специального правового режима СЭЗ в соответствие с нормами Договора о ЕАЭС и права ВТО будет осуществлено путем изменения Закона от 07.12.1998 № 213-З «О свободных экономических зонах». Разработчики этого проекта закона должны направить его в Парламент в ноябре 2022 г.

Законопроект также предлагает актуализировать цели создания СЭЗ. Планируется исключить ИП из числа потенциальных резидентов СЭЗ и актуализировать виды деятельности, запрещенные на территории СЭЗ.

В Парламент поступят еще три «природных» закона

Это проекты законов об изменениях Законов от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха», от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» и от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами». Они должны поступить в Палату представителей в феврале, марте и апреле 2023 г. соответственно.

Для обеспечения экологической безопасности при вводе в эксплуатацию и дальнейшей эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, ст. 25 Закона № 2-З предлагается дополнить конкретными требованиями, при соблюдении которых возможен ввод в эксплуатацию таких объектов.

Изменениями, подготовленными в Закон № 399-З, уточняется перечень объектов государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) и объектов, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду. В частности, предусматривается проведение ГЭЭ в отношении документации в т.ч. на консервацию, демонтаж и снос объектов.

На основании предложений субъектов хозяйствования, как сказано в обосновании, предлагается ввести в Закон № 399-З норму, которая позволяет проводить оценку воздействия на окружающую среду по решению заказчика для объектов, для которых не предусмотрено ее проведение. Кроме того, предлагается ввести новую обязанность заказчика – выполнять особые условия реализации проектных решений, что содержатся в заключении ГЭЭ.

В отношении Закона № 271-З предложено в т.ч. привести его в соответствие с международно-правовыми актами, отменить старые термины («подготовка отходов» и «вторичное сырье») и ввести новые термины («утилизация отходов» и «переработка отходов»), пересмотреть ряд норм и требований в части обращения с отходами производства, уточнить требования к объектам обезвреживания отходов, включая мобильные установки.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений