Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №34 (2531) от 13.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5008
EUR:
2.6004
RUB:
3.9507
Золото:
149.11
Серебро:
1.7
Платина:
78.14
Палладий:
157.43
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Обсуждаем изменения в Конституции: право на жилище

Действующий основной закон РБ предусматривает, в частности, конституционные гарантии права на достойный уровень жизни, включая жилье, и постоянное улучшение необходимых для этого условий (ст. 21), неприкосновенность жилища (ст. 29) и гарантии обеспечения права на жилище (ст. 48).

Однако, в новых социально-экономических условиях возникли новые проблемы, связанные с реализацией права на жилище, в частности, с обеспечением благоприятных и безопасных условий проживания в многоквартирных жилых домах.

После завершения в 2016 г. приватизации государственного жилищного фонда, активного развития частного жилищного фонда и формирования рынка жилья собственниками жилых помещений стало подавляющее большинство граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах. Доля площади жилья, принадлежащего физическим лицам, составляет почти 90% в общем объеме жилищного фонда.

Немало граждан имеют в собственности по 2–3 и более жилых помещений, которые они сдают в аренду другим гражданам, в т.ч. и для кратковременного проживания. Есть примеры, когда в 3-комнатных квартирах на 7–10 этажах устраиваются от 20 до 40 спальных мест (т.е. по сути осуществляется предоставление гостиничных услуг), что является нарушением всех жилищных и санитарных норм.

Это нередко создает большие неудобства для жильцов соседних квартир и по большому счету нарушает их конституционное право на неприкосновенность жилища и благоприятную среду обитания.

Еще в 2014 г. Генпрокуратура обращалась в Совмин с предложением принять дополнительные меры к обеспечению соблюдения правил пользования жилыми помещениями, а также обязать Минжилкомхоз и Минздрав принять соответствующие организационно-правовые меры к обеспечению предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Предлагалось также поручить МВД совместно с Минжилкомхозом и Минздравом определить порядок взаимодействия при обеспечении соблюдения правил пользования жилыми помещениями.

Отмечалось, что в органы внут­ренних дел, организации ЖКХ, исполкомы и органы, обеспечивающие санитарный надзор, в течение года поступило более 40 тыс. жалоб граждан о нарушении их соседями правил пользования жилыми помещениями.

Обращалось внимание на то, что органы государственного санитарного надзора занимают пассивную позицию в плане выявления и пресечения нарушений санитарных норм и правил пользования жилыми помещениями и не используют в полной мере предоставленные им полномочия.

Несмотря на принятые в результате обращения Генпрокуратуры меры обстановка с соблюдением правил пользования жилыми помещениями не улучшается. По-прежнему работники органов внутренних дел и жилищно-эксплуатационных организаций вместо составления протоколов об административном правонарушении ограничиваются беседами с нарушителями, а соседям даются соответствующие разъяснения норм законодательства о праве собственников квартир на осуществление деятельности посредством предоставления мест для краткосрочного проживания.

Поэтому, на мой взгляд, целесообразно в окончательной редакции проекта изменений и дополнений в Конституцию сохранить предлагавшийся ранее текст дополнения ч. 2 ст. 21: «Государство обеспечивает создание условий для достойного уровня жизни и свободного развития человека». И дополнить ч. 1 ст. 48 текстом: «...а также созданием благоприятных и безопасных условий проживания».

Кроме того, было бы правильным в рамках приведения законодательства в соответствие с новой редакцией Конституции внести соответствующие изменения в ЖК, исключив из него норму о праве граждан на осуществление деятельности посредством предоставления мест для краткосрочного проживания в жилых помещениях многоквартирных жилых домов (сохранив это право для индивидуальных жилых домов). Это устранило бы и определенные нормативные противоречия, т.к. в соответствии с п. 3 Положения об общежитиях, утв. постановлением Совмина от 05.04.2013 № 269, даже в общежитиях не допускается использование жилых помещений в качестве гостиничных номеров без перевода их в нежилые.

Можно было бы также включить в раздел V Конституции норму о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, в т.ч. по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания.

Отметим, что с 1 октября 2019 г. в России вступил в силу закон, запрещающий размещение хостелов в жилых помещениях многоквартирных домов. Открыть мини-гостиницы в жилых домах можно только если квартира расположена на первом этаже и переведена в нежилой фонд. Закон был принят в связи с многочисленными жалобами жителей на такие средства размещения в жилых домах.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by