Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2332
EUR:
3.4846
RUB:
3.4949
Золото:
241.76
Серебро:
2.87
Платина:
101.35
Палладий:
98.75
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Изменения в Банковском кодексе

Фото: neg.by

Нацбанк подготовил проект Закона «Об изменении законов по вопросам банковской деятельности», которым преду­смотрена комплексная корректировка Банковского кодекса.

Об основных изменениях рассказал заместитель Председателя Правления Нацбанка Дмитрий Лапко в статье, опубликованной в журнале «Банкаўскі веснік».

Штрафы, неустойки и пени по кредитам

Предлагается ограничить применение отдельных мер ответственности кредитополучателя.

Будет введен запрет на установление в кредитном договоре условий об уплате процентов за пользование кредитом в повышенном размере в случае невозврата получателем кредита в срок.

Ограничат также размер неустойки (штрафа, пени), уплачиваемой в связи с неисполнением (или ненадлежащим исполнением) обязательств по возврату кредита или уплате процентов по нему. Неустойка в таком случае не может превышать суммы, рассчитанной исходя из величины неисполненного обязательства, умноженной на полуторакратный размер процентов за пользование кредитом, предусмотренных кредитным договором, и количество календарных дней, в течение которых не исполнено обязательство по кредитному договору.

Ограничиваются штрафные санкции, начисление которых не связано с несвоевременным возвратом (погашением) кредита и уплатой процентов по нему. Размер таких штрафных санкций не должен превышать 10% от суммы предоставленного краткосрочного кредита и 5% – от суммы долгосрочного.

В настоящее время кредитодатель вправе требовать досрочного погашения кредита при любом неисполнении получателем условий договора. Нацбанк предлагает установить конкретный перечень случаев, когда банк сможет применять данное требование. Достаточными основаниями для досрочного востребования кредита банком будут несвоевременное погашение кредита и уплата процентов за пользование им, непредоставление обеспечения, утрата предмета залога или ухудшение условий залога, нецелевое использование кредита. Поскольку требование банка о досрочном погашении всей суммы кредита (а не его части) в момент уведомления может быть невыполнимо для физлица, в кредитном договоре должен быть установлен разумный срок для досрочного погашения кредита гражданином. Кредитополучатель обязан досрочно погасить кредит через 3 месяца со дня его уведомления банком о необходимости досрочного погашения кредита.

Ответственность за несоблюдение ПОД/ФТ – потеря лицензии

В каждом банке и НКФО появятся службы комплаенс-контроля, которые будут отвечать за соблюдение требований законодательства по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию террористической деятельности и финансированию распространения оружия массового поражения (ПОД/ФТ).

Существенно расширяется перечень работников, которых будут проверять на соответствие квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, что обычно означает необходимость прохождения процедуры аттестации у регулятора.

Сейчас правовой статус работников банка, имеющих возможность оказывать существенное влияние на принимаемые им решения, но не являющихся при этом членами совета директоров, правления, руководителями и главными бухгалтерами банка, их заместителями, не определен (например, вводимые отдельными банками должности исполнительного директора, юридического директора и т.д.).

Нацбанк предлагает предусмотреть обязанность банков самостоятельно определять перечень должностных лиц, выполняющих ключевые функции в банке, а также обеспечивать их соответствие установленным Нацбанком квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации.

Определением порядка признания работников банков должностными лицами, выполняющими ключевые функции в банке, зай­мется регулятор. Поэтому данное изменение является не чем иным, как дополнительным способом контролировать назначения на ключевые позиции в банковской системе. Нацбанк закладывает механизм, который позволит ему применять к банкам меры воздействия в виде требований об отстранении от занимаемой должности, о прохождении повторной оценки соответствия установленным квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации в отношении должностных лиц, выполняющих ключевые функции в банке.

Кроме того, расширяется перечень случаев, когда Нацбанк вправе применить к банку меру воздействия в виде ограничения лицензионных полномочий на занятие банковской деятельностью. Указанное предложение объясняется требованиями Рекомендаций ФАТФ, согласно которым надзорные органы должны иметь полномочия налагать различные дисциплинарные и финансовые санкции, включая полномочия по отзыву, ограничению или приостановке лицензии финансового учреждения.

Отчетность – только по МСФО

Планируется, что Нацбанк и остальные банки, зарегистрированные в РБ, с 1 января 2025 г. будут составлять не два пакета финансовой отчетности, как сейчас (в соответствии с национальным законодательством и МСФО), а только один – в соответствии с МСФО.

Переход на применение только международных стандартов в банковской практике преследует такие цели:

– использование Нацбанком для осуществления функций регулирования и надзора финансовой информации, соответствующей наилучшей международной практике и подготавливаемой на ежедневной основе;

– снижение материальных и трудовых затрат на формирование, аудит и публикацию двух пакетов отчетности;

– повышение доверия инвесторов и международных финансовых институтов.

Исключение практики формирования отчетности в двух параллельных системах является, безусловно, правильным решением, однако вряд ли это повлияет на дальнейшее распространение стандарта МСФО в белорусской экономике, применение которого все больше и больше подвергается сомнению. В условиях, когда надежды на сотрудничество с западным финансовым миром тают, МСФО напоминает чемодан без ручки, который и бросить жалко, и тащить сложно.

Коровник в уставном фонде банка – почему бы и нет

В качестве мер, направленных на повышение финансовой надежности банков, защиту интересов вкладчиков и иных кредиторов банка, предлагается закрепить норму о том, что понимаемые под источниками собственных средств банка нераспределенная прибыль прошлых лет и фонды, созданные за счет прибыли, должны соответствовать данным бухгалтерской (финансовой) отчетности и быть подтверждены аудитором. В то же время Нацбанк совсем не против, если уставной фонд банка будет увеличен за счет внесения неденежного вклада.

Это довольно сомнительное новшество может привести к тому, что вместо денег или ценных бумаг для докапитализации банка может использоваться более низколиквидные активы – недвижимость, стоимость которой определяется на основании оценки, а она в свою очередь может не отражать реальную текущую стоимость имущества. Однако других вариантов может попросту не быть, поскольку возможности по докапитализации госбанков у Нацбанка и Минфина ограничены.

Также предлагается определить право банка на принятие решения о выплате (невыплате) дивидендов лишь по результатам года после проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности банка.

Документарные операции – на службу внешней торговле

Предлагаются изменения, касающиеся предоставления возможности выдачи банковской гарантии на основании не только договора, в котором предусмотрена необходимость выдачи банковской гарантии, но и иных документов, содержащих информацию об обязательстве, исполнение которого должно быть обеспечено банковской гарантией. Это позволит применять банковские гарантии в тендерах в случае победы участника торгов, а также участия субъектов хозяйствования РБ в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд РФ. Предусматривается возможность передавать банковскую гарантию лицу, определенному условиями договора или тендера.

В кодексе появится обобщающий термин «банковские инструменты торгового финансирования (аккредитив, банковская гарантия, банковское платежное обязательство)». Выделение банковских инструментов торгового финансирования в отдельную группу – начало нового этапа развития и стимулирования операций банковского торгового финансирования с использованием банковских инструментов. Операции банковского торгового финансирования c применением банковских инструментов торгового финансирования минимизируют риски внешнеторговых операций организаций реального сектора экономики, расширят возможности экспортного финансирования и снизят риски неплатежей за поставленную продукцию, позволят формировать качественную дебиторскую задолженность, избегать авансовых платежей по импорту, осуществлять расчеты только за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги.

***

Изменения в Банковский кодекс призваны «осовременить» отраслевое законодательство. Но принципы, в соответствии с которыми осуществляются изменения, исходят из понимания обслуживающей роли банков в белорусской экономической системе. Кроме упрощения отчетности нет ни одного изменения, которое облегчило бы работу и жизнь не кредитополучателям, клиентам и регулятору, а прежде всего – самим банкам.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by