Изменена плата за перевозку грузов по железной дороге
С 31 июля изменится порядок расчета платы за железнодорожные перевозки грузов субъектами хозяйствования: вступит в силу постановление МАРТ от 18.06.2019 № 51 (далее – постановление № 51).
► Установлены новые тарифы на перевозку грузов по территории Беларуси железнодорожным транспортом общего пользования, кроме перевозок грузов, следующих транзитом по территории государств – членов ЕАЭС, а также работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением такой перевозки.
► Утверждена Инструкция о порядке установления и применения тарифов на перевозку грузов по территории Республики Беларусь железнодорожным транспортом общего пользования, кроме перевозок грузов, следующих транзитом по территории государств – членов Евразийского экономического союза, а также на работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением этой перевозки.
Рассмотрим, что изменилось в порядке расчета платы за железнодорожные перевозки грузов.
- По новым правилам тариф складывается из трех составляющих: инфраструктурная, вагонная и локомотивная.
Тариф на перевозку грузов в вагонах, принадлежащих грузоотправителям (грузополучателям), будет состоять только из локомотивной и инфраструктурной составляющих.
Отметим, что действие постановления № 51 не распространяется на пассажирские перевозки.
- Грузоотправители (грузополучатели) получили возможность оценки величины вагонной составляющей в тарифе, что позволит им выбирать экономически наиболее эффективные варианты использования подвижного состава: использовать подвижной состав Белорусской железной дороги (далее – БЖД), арендовать либо приобрести собственный подвижной состав.
- Упрощен порядок расчета платежей за перевозку железнодорожным транспортом: вводятся три тарифные схемы для вагонов перевозчика, две – для вагона грузоотправителя и две – для порожнего вагона грузоотправителя.
Отдельные тарифные схемы утверждены для контейнеров и негабаритных грузов, в то время как ранее существовала 41 тарифная схема для расчета платы.
Следует отметить, что тарифы установлены без учета вида подвижного состава.
- Отменено ценовое регулирование на ряд работ (услуг), связанных с организацией и осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования (чистка, промывка, дезинфекция вагонов, контейнеров; взвешивание на весах; пломбирование вагона, контейнера и др.).
- Установлен четкий механизм пересмотра МАРТ тарифов на железнодорожные перевозки грузов: критерии, сроки, порядок.
Так, согласно новым подходам, тарифы будут ежегодно изменяться на индекс, рассчитываемый исходя из выручки, обеспечивающей перевозчику покрытие затрат (с учетом их прогнозного изменения) и получение прибыли на инвестиционные, кредитные и иные цели.
Размеры изменения тарифов в будущем году МАРТ должен будет рассчитывать в конце текущего года, что позволит повысить прозрачность и прогнозируемость тарифных условий на железнодорожные перевозки грузов для пользователей таких услуг. При этом за перевозчиком, которым сегодня является БЖД, сохраняется право предоставления скидок к установленным тарифам, исходя из экономической целесообразности.
Подготовлено по материалам МАРТ: mart.gov.by