Итоги антиуклонительной кампании налоговых органов

Проверяющие органы систематически проводят проверки соблюдения налогового законодательства. Результаты контрольных мероприятий свидетельствуют, что типичные схемы уклонения от уплаты налогов регулярно выявляются, хотя об их недопустимости уже давно и неоднократно говорилось.
Результаты налоговых проверок
С 2022 г. налоговые органы перестали планировать выборочные проверки и сейчас проводят только внеплановые проверки, когда другими способами налогового контроля «не получается скоординировать деятельность налогоплательщиков».
«За 2023 год мы провели 1124 проверки, за январь-сентябрь 2024 г. – 565 проверок в отношении действующих субъектов хозяйствования», – рассказал заместитель министра по налогам и сборам Владимир Муквич, выступая на заседании Объединенного клуба директоров.

Организаторами встречи выступили Бизнес союз предпринимателей и нанимателей им. Кунявского и Республиканский союз промышленников и предпринимателей.
Из общего количества проверок около 70% были проведены без выхода к плательщику, т.е. дистанционно, проинформировал замминистра. Эффект для бюджета от контрольных мероприятий налоговых органов за январь-сентябрь в денежном выражении оказался весьма заметным. За этот период налоговая служба в результате проверок дополнительно привлекла в бюджет либо сберегла для него более 564 млн руб.
Кроме того, констатировал В. Муквич, «контрольная работа является одним из факторов, который влечет добровольную уплату платежей в бюджет». По данным МНС, в январе-сентябре 2024 г. в сопоставимых ценах по отношению к аналогичному периоду прошлого года налоговые поступления в бюджет увеличились: НДС – на 18,3%, налога на прибыль – на 18,8%, подоходного налога – на 8,2%.
Комментируя результаты контрольных мероприятий, замминистра обратил внимание, что со стороны бизнеса часто высказывается озабоченность в связи применением ст. 33 НК, которая дает право проверяющим органам (на основании оценочных суждений) корректировать налогооблагаемую базу в случае выявления признаков уклонения от уплаты налогов.
Как известно, ст. 33 НК не содержит закрытого перечня случаев ее применения. Вместе с тем в МНС подчеркивают, что применяют ее «очень точечно».
«За январь-сентябрь 2024 г. мы выявили 435 фактов агрессивного уклонения от уплаты платежей в бюджет. По всем таким фактам мы направили уведомления с предложением добровольно скорректировать налоговые декларации», – рассказал В. Муквич. При этом не все плательщики отреагировали на предложение налоговых органов, и по 263 фактам пришлось составлять акты проверок.
Самые «популярные» схемы
Несмотря на то, что о типичных налоговых нарушениях МНС рассказывает на своем сайте в специальном разделе уже несколько лет, они по-прежнему нередко выявляются в ходе проверок.
Не все плательщики «готовы работать в равных условиях и не применять нехорошие механизмы для того, чтобы дополнительно зарабатывать деньги путем уклонения от платежей в бюджет», – отметил замминистра.
Среди схем по уходу от налогов, по данным МНС, наиболее распространены механизмы сокрытия выручки (налогооблагаемой базы). Налоговые органы соответствующие факты выявляют не только в сфере оказания услуг и выполнения работ, но и в сфере азартных игр, а также в торговле (при реализации товаров).
Кроме того, много выявленных нарушений связано с подменой трудовых отношений гражданско-правовыми.
«Мы видим «суперпрофессионалов»-управляющих, которые работают в качестве предпринимателей, но по факту, к сожалению, в ходе контрольных мероприятий устанавливаем, что это не управляющие и не предпринимательская деятельность, а, по сути, подмена трудовых отношений», – констатировал В. Муквич.
Заместитель министра сообщил, что факты подмены трудовых отношений гражданско-правовыми встречаются не только на уровне топ-менеджмента, но и других работников. Поэтому данный вопрос будет и далее контролироваться, подчеркнул он.
Наряду с этим в связи с поручением главы государства налоговые органы очень серьезное внимание уделяют «негативным моментам, связанным с так называемой зарплатой в «конвертах», уточнил представитель МНС и выразил надежду, что «благодаря совместным действиям такая практика будет сокращаться».
К числу наиболее распространенных нарушений МНС ожидаемо относит дробление бизнеса. В то время, как государство, заметил замминистра, создает условия для стимулирования малого и среднего бизнеса, этим пользуются «плательщики, которые ставят перед собой цель уклониться от налогов путем дробления своего бизнеса на несколько, а то и на много составляющих». Поэтому на уровне экспертов в госорганах периодически ведутся диспуты о целесообразности сохранения упрощенной системы налогообложения, существование которой и создает мотивацию бизнес дробить.
Государством принято решение данный налоговый режим пока сохранить. Поэтому организации, применяющие УСН, и далее будут подвергаться тщательному налоговому контролю.
В числе прочих налоговых нарушений, которые выявляют налоговые органы, – завышение покупной стоимости и затрат, вывод денежных средств на ИП, необоснованные попытки получить возврат НДС и применить налоговые льготы.
Говоря о реакции госорганов на озабоченность бизнеса широким применением ст. 33 НК, В. Муквич сообщил, что МНС взяло правоприменительную практику в этой части «на очень жесткий контроль» и без согласования с вышестоящим органом применять данную статью налоговые органы на местах не могут. Только после тщательного изучения фактов и сбора соответствующей доказательной базы налоговые органы прибегают к корректировке налоговой базы или сумм налогов, заверил замминистра.
В результате, по данным МНС, в суде ни одного проигранного дела по ст. 33 нет.
«Были уточнения, но чтобы отменялись выводы налогового органа, сделанные в рамках проверки, такого не было», – заявил В. Муквич и подчеркнул, что налоговые органы стараются «не допускать необоснованной практики применения ст. 33 НК».