Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
ИТ-технологии
06.02.2022 19 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИТ-тренды 2022: инвестиции в дальнейшую цифровизацию и изменение роли ИТ-служб

Алексей Войнов

В конце 2021 г. исследовательская компания IDC опубликовала прогнозы развития ИТ-индустрии в мире на 2022-й и последующие годы.

Ожидается, что в 2022 г. продолжится стремительное внедрение цифровых технологий и сервисов, а большинство продуктов и услуг будут нуждаться в дополнительной цифровизации. Таким образом, в IDC прогнозируют, что инвестиции в цифровую трансформацию будут оставаться основным ИТ-трендом до 2024 г.

Компания Softline является ведущим мировым провайдером ИТ-решений и сервисов в области цифровой трансформации, облачных технологий и информационной безопасности. Белорусский офис Softline работает с 2001 г. и входит в состав региона Восточная Европа и Центральная Азия (ВЕЦА).

Мы попросили директора по сервисам Softline в регионе ВЕЦА Алексея Войнова расшифровать для нас значение основных прогнозов ИТ-отрасли, обозначенных IDC на ближайшие годы.

– IDC прогнозирует, что в 2022 г. применение цифровых технологий станет практически повсеместным. Например, большинство продуктов и услуг будут применять цифровую модель доставки. Поясните, пожалуйста, как это отразится на обычных компаниях и что им нужно предпринять уже сейчас, чтобы оставаться конкурентоспособными?

– На мой взгляд, цифровая трансформация бизнеса является постоянным процессом, который не заканчивается на внедрении какого-то одного инструмента или решения. Хотите оставаться конкурентоспособными – анализируйте, сверяйтесь с бизнес-целями и постоянно ищите и внедряйте те цифровые инструменты, которые помогут вам в их реализации.

Следующий важный момент – гибкая и масштабируемая ИT-инфраструктура. Это фундамент для любых дальнейших цифровых преобразований. И для многих компаний процесс создания такой инфраструктуры, которая бы полностью соответствовала внедрению запланированных технологий, может быть непростым.

Справочно:

IT-инфраструктура объединяет все информационные технологии и ресурсы, используемые конкретной организацией либо компанией (компьютеры, установленное ПО, системы связи, информационные центры, сети и базы данных).

Главная задача ИТ-инфраструктуры сводится к обеспечению стабильного доступа к соответствующим ресурсам компании.

Преимуществом правильно построенной IT-инфраструктуры являются оптимизация расходов предприятия, повышение производительности используемых IT-сервисов. 


Во-первых, потому, что во многих компаниях до недавнего времени ИТ-инфраструктура в значительной мере существовала в отрыве от целей и задач бизнеса. Из-за этого очень много средств и ресурсов вкладывалось в реализацию ИТ-проектов, заказчиком которых внутри компаний были сами ИТ-отделы, а иногда и вовсе отдельные подразделения в их составе.

Во-вторых, во многих крупных компаниях существуют сложности в синхронизации работы подразделений. Из-за этого точечное внедрение ИТ-решений или инструментов при попытке дальнейшей модернизации ИТ-инфраструктуры может оказаться бесполезным либо даже создать дополнительные проблемы.

Сейчас все задачи бизнеса, какой бы отдел компании мы ни взяли, решаются при участии ИТ-службы, которая выступает единой точкой входа для поддержки всей ИТ-инфраструктуры в соответствии с целями и задачами бизнеса. А ситуация, когда инфраструктура наращивается без дорожной карты и плана развития на ближайшие 2–4 года, без стратегии развития продукта или бизнеса в целом, больше не имеет перспектив.

Пожалуй, это главное изменение, с которым в скором времени придется столкнуться всем компаниям: изменение роли ИТ для бизнеса – от сугубо поддерживающей до полноценно партнерской. Поделюсь своим наблюдением за почти 15 лет работы в этой сфере: сейчас уже сложно встретить ИТ-директоров старой формации, которые не готовы работать в тесной связке с бизнесом. Они либо смогли изменить свой подход и начали вовлекаться в бизнес-процессы, либо с ними пришлось расстаться. А в некоторых компаниях даже появились новые должности, такие, как, например, директор по цифровизации.

saas.jpgИллюстрация: freepik

– В прогнозе IDC также отмечается, что использование SaaS-сервисов увеличится на 40%. Расскажите, пожалуйста, подробнее про принцип «ПО как услуга». Почему это сейчас так актуально и какие преимущества он может принести компаниям?

– Еще 5 лет назад у меня состоялся спор на тему «все как услуга» с близким другом, владельцем небольшой компании. Все началось с разговора о ежегодных покупках людьми новых iPhone. Я утверждал, что меньше, чем через год, бизнес, следуя трендам, будет повсеместно брать смартфоны в аренду и получать новые гаджеты по умолчанию, без капитальных затрат в конце года. Друг со мной был категорически не согласен, и убедить его мне не удалось.

Но прошел год, и компания моего друга пришла к нам с запросом на расчет «яблок в подписку».

Эта история очень просто объясняет тренд на использование SaaS-сервисов (прим. модели предоставления лицензии на программное обеспечение по подписке). Это, безусловно, выгодно для бизнеса.

Сегодня по SaaS-модели работают наборы офисных веб-сервисов (например, Microsoft 365), разнообразные текстовые и графические редакторы, конструкторы, и даже CRM и системы управления предприятиями и электронной коммерцией.

У бизнеса есть возможность выбрать наиболее подходящий тариф, стоимость которого зависит от количества доступных инструментов, и изменить его в любое время в зависимости от своих потребностей.

Главное преимущество SaaS для бизнеса заключается в отсутствии необходимости приобретения и обслуживания тех или иных ИТ-решений. Вам не нужно тратить ресурсы на развертывание и управление необходимой инфраструктурой и программным обеспечением. Решения по подписке обеспечивают гибкость и масштабируемость бизнеса, а также оптимальное управление бюджетом. Этим и объясняется их востребованность в современных условиях.

laptop-with-different-applications-installed.jpg Фото: freepik

– Пандемия ускорила переход в облачный сегмент, и, как прогнозируют в IDC, компании продолжат внедрение облачных технологий, фокусируясь теперь не на ИТ-требованиях, а на бизнес-результатах. Какие облачные решения и сервисы, на ваш взгляд, станут самыми востребованными?

– Отмечу, что в начале облака вызывали некоторую настороженность, в частности, у госструктур. Однако сейчас компании все активнее интересуются такими решениями. Содержание своих серверов – удовольствие недешевое, а интеграция разного ПО требует дополнительных денежных и человеческих ресурсов.

Самыми востребованными по-прежнему остаются облачные сервисы для организации удаленной работы, также активно развивается использование инфраструктуры виртуальных рабочих столов (VDI). Это такой набор технологий, который позволяет централизованно управлять рабочими процессами цифрового рабочего пространства в виртуализированной инфраструктуре и предоставлять своим сотрудникам безопасный удаленный доступ к внутренним ресурсам компании.

Преимущество VDI и в том, что они незаменимы для обеспечения надежной защиты и хранения критически важной информации. Возьмем простой пример: в офисе компании случился пожар. Если ремонт и восстановление парка ИТ-оборудования – задача вполне посильная, то потеря данных может быть невосстановима в принципе. С VDI даже такие, казалось бы, критические ситуации не станут серьезной проблемой.

Возвращаясь к вопросу о фокусе на бизнес-результатах, я еще раз подчеркну, что ИТ-служба становится неотъемлемой частью бизнеса, которая должна участвовать в постановке и реализации стратегических задач. Для этого необходима гибкость и ориентация на цели бизнеса и бизнес-результат.

С облачными решениями такая же ситуация: их внедрение должно происходить только тогда, когда это действительно необходимо с точки зрения дальнейшего развития бизнеса и вписывается в общую стратегию модернизации существующей ИТ-инфраструктуры на ближайшие несколько лет.

crm.jpgФото: freepik

– Автоматизация также остается одним из основных трендов на 2022-й и последующие годы. Причем выиграют компании, автоматизирующие не отдельные процессы, а работу компании в комплексе. Для каких сфер, на ваш взгляд, это наиболее актуально? И какие процессы стоит автоматизировать все же в первую очередь?

– В современных условиях автоматизация становится не столько трендом, сколько необходимой мерой для бизнеса: только так можно увеличить производительность и минимизировать издержки. Сейчас уже вряд ли можно представить компанию какой-либо отрасли без тех или иных инструментов автоматизации, например, без CRM-системы (прим. система управления взаимоотношениями с клиентами).

Одной из самых технически передовых по праву считается финансовая сфера: банки, страховые, инвестиционные, брокерские компании внедряют новое быстрее других. Это автоматизированные банковские системы, биометрические решения, центры управления инцидентами (SOC), чат-боты и даже системы управления очередями. Существует мнение, что сейчас наступила эра ИT-банков, настолько они стали высокотехнологичными.

Автоматизация отдельных процессов способна освободить сотрудников от выполнения рутинных задач, минимизировать издержки и значительно повысить производительность труда. Однако возникает новая проблема: если для автоматизации бизнес-процессов используется комплекс разрозненных решений, это требует дополнительного управления и поддержки со стороны ИT. Поэтому все больше компаний, встав на «цифровые рельсы», стремятся к реализации комплексного подхода.

Автоматизировать работу компании в комплексе, а также повысить качество ИT-услуг и сократить затраты на их предоставление позволяют платформы, объединяющие в себе ITSM- (прим. IT ServiceManagement – управление ИТ-услугами) и BPM-инструменты (прим. BusinessProcessManagement – управление бизнес-процессами). Автоматизация на базе таких платформ охватывает все основные каналы коммуникаций, используемые в компании, и позволяет изменять процессы и управлять ими в едином информационном поле.

Так компании смогут организовать эффективное управление всеми ИT-сервисами и создать надежный фундамент для дальнейшей цифровой трансформации.

pexels-anna-shvets-4226262 (2).jpgФото: pexels

– Еще одним интересным трендом, озвученным аналитиками IDC, является «переосмысление цифрового опыта». Предполагается, что в ближайшее время на технологии, обеспечивающие коммуникацию с клиентами и между сотрудниками компании, будет приходиться до 50% всех ИТ-расходов. Почему, на ваш взгляд, это имеет такое первоочередное значение для бизнеса?

– Последние два года кардинально изменили форматы и инструменты коммуникаций как внутри компаний, так и за их пределами. Конференц-связь стала основным средством общения по всей цепочке – от производителя до конечного покупателя.

Может показаться, что ничего нового не произошло, ведь и до пандемии, в 2019 г., например, все уже использовали различные программы и средства организации «звонков». Однако удаленная работа обнажила очень много связанных с этим проблем.

Так, оказалось, что большинство заказчиков использовали неуниверсальные системы либо же у них был целый комплекс разных средств для коммуникаций – современные решения «уживались» с устаревшими, у кого-то даже все еще стояла аська (прим. ICQ). Да, подобные случаи, скорее, исключение, но и такое встречалось.

С массовым переходом на удаленку, а со временем – и на гибридный график работы оказалось, что с существующим набором решений сложно организовать качественный совместный звонок без технических неполадок и временных задержек. Особенно важна качественная конференц-связь для транснациональных организаций.

Для таких компаний, а также для тех, кто не может позволить себе отправить на удаленку всех сотрудников, удачным решением становятся конференц-комнаты. С их помощью часть сотрудников можно собрать за столом в переговорном помещении, а часть – подключить по видео-конференц-связи.

И, казалось бы, вот она – настоящая переговорная с большим столом, проектором, экраном, микрофонами и другими составляющими, но все равно что-то функционирует плохо: звук фонит, изображение отстает, экран тусклый, флипчарт не получается разместить так, чтобы было видно всем собравшимся.

К сожалению, я неоднократно встречал подобные технические проблемы в различных компаниях, поскольку такие системы требуют определенного уровня квалификации ИТ-персонала, который их обслуживает.

Как итог, очень часто из-за неправильных настроек или ошибок в проектировании компания теряет скорость коммуникаций, ресурсы, средства, а иногда и репутацию. А получает только напряжение и раздражение своих сотрудников. Отсюда и готовность бизнеса активно модернизировать существующие системы коммуникации и взаимодействия.

Именно поэтому мы в Softline в последние два года особенно активно развиваем экспертизу в данном направлении. С этой целью в штат компании вошли специалисты по работе непосредственно с видео и звуком – инженеры, проектировщики и эксперты по работе с этим направлением, причем не только из ИТ-сферы.

pexels-lukas-574071.jpgФото: pexels

– Алексей, а какой ваш прогноз относительно дальнейших преобразований на ИТ-рынке стран Восточной Европы и Центральной Азии? Что необходимо компаниям трансформировать в ближайшей перспективе и с какой целью?

– Проработав более 10 лет на ИТ-рынке России, сейчас я наблюдаю в странах Восточной Европы и Центральной Азии абсолютно те же тренды, возможно, с небольшим отставанием на год-два. Хотя, конечно, в разных странах могут быть существенные отличия в уровне развития информационных технологий.

Если говорить о дальнейших ИТ-преобразованиях, то на первое место выйдет, прежде всего, скорость изменений и способность компаний приспосабливаться к быстроменяющимся условиям. Цифровая трансформация по сути превращает любой бизнес в ИТ-компанию – без современных цифровых инструментов развитие и обеспечение конкурентоспособности просто невозможны.

Это очень хорошо видно на примере упомянутых банков – все крупные банки в любых странах являются также крупными ИТ-компаниями.

Подобные изменения значительно повышают роль руководителей ИТ-подразделений, поскольку именно на их плечи ложатся задачи по обеспечению скорости этих изменений, и именно им предстоит быть реализатором, а в некоторых случаях – и их автором.

Таким образом, среди основных преобразований, которые ждут всех нас в ближайшее время, я бы выделил:

– модернизацию ИТ-инфраструктуры в связи с постоянно растущими нагрузками (у тех, кто еще этого не сделал);

– миграцию на бизнес-системы корпоративного уровня ERP, CRM, СЭД;

– использование гибридных моделей в создании ИТ-инфраструктуры и решений;

– дальнейшее развитие цифровой трансформациибанков, увеличение с этой целью количества разработчиков – как собственных, так и привлекаемых.

Тренд на импортозамещение в сфере информационных технологий в России может привести к повышению спроса на продукты российских разработчиков на ИТ-рынках некоторых стран Восточной Европы и Центральной Азии.

Также в ближайшей перспективе все сильнее будет ощущаться дефицит ИТ-специалистов на рынках наших стран – ИТ-команды для реализации проектов цифровой трансформации будут нужны всем крупным предприятиям.

Ситуация с квалифицированными кадрами осложняется тем, что близость к Европе и возможность работать удаленно позволяют специалистам делать выбор в пользу крупных международных компаний-работодателей, занимающихся ИТ-разработкой. Конкуренция за ИТ-специалистов будет расти, поэтому рекомендую уже сейчас задуматься о надежном партнере, который сможет обеспечить полный аутсорсинг ИT-процессов компании. К слову, численность персонала Softline составляет около 6000 сотрудников по всему миру, а наш сервисный центр поддерживает клиентов от Латинской Америки до Азии на четырехязыках в круглосуточном режиме семь дней в неделю в более чем 50 странах.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by