Использование, ввоз и производство электромобилей: налоговые льготы в Беларуси с 2026 года
фото freepik.com
Налоговые льготы, призванные стимулировать использование в Беларуси электромобилей, продлены еще на три года. Рассказываем об основных преференциях, на которые могут рассчитывать импортеры и производители электрокаров и граждане, ввозящие электромобили из-за границы.
Соответствующие льготы устанавливает Указ от 12.03.2020 № 92 «О стимулировании использования электромобилей» (ред. от 01.01.2023). Последним днем действия введенных им мер должно было стать 31 декабря 2025 г. Однако этот акт изложен в новой редакции, продлевающей период применения налоговых стимулов по 31 декабря 2028 г.
Освобождение от НДС и нулевая ставка налога
Согласно новой редакции Указа № 92 по 31.12.2028, как и ранее, освобождаются от налога на добавленную стоимость:
-
ввозимые в Беларусь юридическими лицами электромобили, с даты выпуска которых прошло не более 5 лет;
-
ввозимые в РБ организациями — производителями электромобилей автокомпоненты;
- обороты по реализации на территории Беларуси электромобилей.
Ставка НДС в размере 0% применяется при ввозе в Беларусь физлицами в качестве товаров для личного пользования транспортных средств вместимостью не более 12 человек (включая водителя) с электродвигателем. Гибридных автомобилей эта льгота не касается.
Под физлицами в данном случае понимаются:
-
граждане Беларуси;
-
иностранные граждане и лица без гражданства с белорусским ВНЖ.
Инвестиционный вычет
Компании, которые используют в предпринимательской деятельности электромобили, в т.ч. приобретенные в лизинг, вправе применять по такому автотранспорту инвестиционный вычет в пределах 100% от их первоначальной стоимости, а также от сформированной в бухучете стоимости вложений в такие электромобили в связи с проведением их реконструкции, модернизации, ремонта, дооборудования.
Одновременно установлено, что плательщики налога на прибыль могут применить инвестиционный вычет и включить его в состав затрат по гибридным транспортным средствам, приводимым в движение исключительно электродвигателем, и сформированной в бухучете стоимости вложений в такие основные средства, в отношении которых установленный в ч. 3 подп. 2.2 п. 2 ст. 170 НК двухлетний период начался до 01.01.2026, в течение такого периода.
Бесплатная парковка
Новая редакция Указа № 92 также предусматривает, что с водителей электрокаров и гибридов, припарковавшихся для подзарядки в специально оборудованных местах, плата за парковку не взимается.
Развитие зарядной сети
Наконец, согласно новой редакции Указа № 92 в Беларуси появится второй государственный оператор, которому переданы функции по созданию и развитию государственной зарядной сети для зарядки электромобилей. Им станет РУП «Белтелеком», который сможет строить и обслуживать медленные зарядные станции мощностью до 44 кВт.
Основным же оператором останется ПО «Белоруснефть», под крылом которого будут развиваться зарядные станции всех типов: медленные, быстрые (мощностью до 175 кВт), супербыстрые (свыше 175 кВт), — и электрозарядные комплексы.
Продление налоговых льгот и обновление регулирования предусмотрено Указом от 11.12.2025 № 428, который вступает в силу с 1 января 2026 г.
журналист