Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №62(2559) от 19.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5705
EUR:
2.6088
RUB:
4.2522
Золото:
145.92
Серебро:
1.64
Платина:
76.45
Палладий:
178.59
Назад
Итоги
05.08.2022 13 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №58(2555) от 05.08.2022
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Инвестиции в белорусскую экономику уменьшились

Фото: freepik.com

Исторический пик инвестиций в основной капитал в Беларуси наблюдался в 2013 г. И пока отечественная экономика не может превзойти те объемы в реальном выражении.

В конце 2021 г. динамика инвестиций в основной капитал попала в перечень важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Беларуси. В соответствии с Указом от 09.12.2021 № 481 «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Рес­публики Беларусь на 2022 год» инвестиции в основной капитал планировалось нарастить на 3,3% к уровню 2021 г. в сопоставимых ценах.

Минэкономики в постановлении от 11.02.2022 № 2 (далее – постановление № 2) определило расчетные балансовые показатели прогноза социально-экономического развития на 2022 год. В данный список вошла динамика инвестиций в основной капитал. В министерстве планировали осуществить инвестиционный подъем с нарастающим эффектом в течение календарного года. Так, если в январе-марте ожидалось сохранение реального уровня инвестиций на отметке сопоставимого периода 2021 г., то по итогам января-июня регулятор планировал рост на 0,5%, января-сентября – на 1,7%, января-декабря – на 3,3%.

Расхождение прогнозов и реалий

Реальность текущего года оказалась более суровой, чем предполагали в правительстве. Январь еще вписывался в планы Совмина и Мин­экономики, показав рост к 2021 г. на 0,5% в реальном выражении.

Однако с февраля Литва приостановила транзит белорусских калийных удобрений, а с марта добавился фактор «спецоперации» в Украине и новые пакеты санкций в отношении Беларуси и России. В результате динамика инвестиций в I квартале 2022 г. стала негативной, показав спад на 5,9% к январю-марту 2021 г.

Во II квартале текущего года инвестиционная активность в экономике снизилась еще более заметно – на 25,2%. Среди месяцев этого квартала самый глубокий спад наблюдался в июне (на 27,8% к 2021 г.). Примечательно, что в июне вступил в силу пакет санкций, принятых Евросоюзом еще в марте. В том же месяце ЕС решил ограничить импорт из Беларуси сигарет, минерального топ­лива, битума, калийных продуктов, изделий из древесины, цемента, железа, стали, пластиковых изделий. Также Евросоюз ограничил экспорт в РБ продукции и технологий двойного назначения, передовой продукции и технологий, которые могут способствовать оборонной безопасности.

В итоге объем инвестиций в основной капитал за I полугодие 2022 г. составил 12460,1 млн руб. В реальном выражении (с учетом роста цен) инвестиции сократились на 17,1% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г.

Невооруженным глазом видно, что официальный прогноз на полугодие сильно разошелся с реалиями. Вероятность исполнения годового сценария мала. Для выполнения правительственных планов, составленных еще в прошлом году, требуется взлет инвестиций в июле-декабре (более чем на 20% к 2021 г.), что затруднительно представить в сложившихся условиях внутри и вокруг Беларуси.

Историческая справка

В январе-июне 2020–2021 гг. реальный уровень инвестиций также снижался к предыдущему году – на 7,1 и 1,4%. Фиксировалось реальное падение инвестиций и по итогам полного года: в 2020 г. – на 6,0%, в 2021 г. – на 5,5%. Таким образом, снижение инвестиционной активности в РБ имеет место третий год подряд.

В 2017–2019 гг. динамика была позитивной. Прирост вложений в основной капитал за 2017 год составил 5,1%, за 2018 год – 6,0%, за 2019 г. – 6,6%. Однако данному периоду предшествовали три года инвестиционной депрессии в экономике. За 2014 год реальный уровень инвестиций упал на 5,9%, за 2015 год – на 18,8%, за 2016 год – на 17,4%.

Учитывая негативную динамику в 2014–2016 и 2020–2022 гг., белорусская экономика не восстановила реальный объем инвестиций, отмечавшийся в 2013 г. Образовавшийся с тех пор «дефицит» вложений в основной капитал превышает 40% в ценах 9-летней давности. Впрочем, некоторые экономисты полагают, что это не недостаточное инвестирование, а наоборот – переход нормы инвестирования в равновесное положение.

Технологическая структура инвестиций

Объем строительно-монтажных работ за первую половину текущего года достиг 6632,9 млн руб., затрат на приобретение машин, оборудования и транспортных средств – 4244,7 млн руб., прочих работ и затрат – 1582,5 млн руб. По сравнению с аналогичным периодом 2021 г. реальные объемы строительно-монтажных работ сократились на 14,6%, затраты на приобретение машин, оборудования и транспортных средств – на 23,9%, величина прочих работ и затрат – на 7,2%.

На 1 июля 2022 г. в незавершенном строительстве (без учета индивидуальных застройщиков и субъектов малого предпринимательства) находилось 5,5 тыс. объектов (на 1 января 2022 г. – 5,7 тыс.). При этом возведение 35,7% объектов осуществлялось с превышением нормативных сроков продолжительности строительства. На отчетную дату временно приостановлено и законсервировано строительство 796 объектов.

По данным Белстата, удельный вес затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в общем объеме инвестиций составил 34,1% (в I полугодии 2021 г. – 37,5%). Причем на долю импортных машин, оборудования, транспортных средств приходилось 49,0% инвестиций, вложенных в активную часть основных средств (в I полугодии 2021 г. – 57,1%).

Наиболее импортоемкими в январе-июне 2022 г. были затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в Гродненской и Брестской областях, наименее – в Гомельской. Так, в Гродненской области удельный вес импортных компонентов составил 59,7%, в Брестской – 56,1%, в Гомельской – 38,1%.

В I полугодии 2022 г. на реконструкцию и модернизацию действующих объектов основных средств в РБ направили 2,8 млрд руб., или 22,4% общего объема инвестиций в основной капитал (в I полугодии 2021 г. – также 22,4%).

Региональные аспекты

В первом полугодии 2022 г. наибольшие суммы инвестиций пришлись на Минск и Минскую область. Экономика столицы поглотила за шесть месяцев 2425,2 млн руб. инвестиций в основной капитал, Минской области – 2923,4 млн.

В прочих областях суммы инвестиций за полугодие выглядят так: Брестская – 1715,9 млн руб., Витебская – 1112,0 млн, Гомельская – 1771,0 млн, Гродненская – 1561,0 млн, Могилевская – 946,5 млн.

Уменьшение показателя в реальном выражении по отношению к прошлому году затронуло все области и столицу. На однозначную цифру снизился процент инвестиций в Брестской и Могилевской областях – на 3,6 и 4,2% к первому полугодию 2021 г.

На остальных территориях падение инвестиционной активности превысило рубеж 15%. В Минске реальный уровень уменьшился на 15,1%, в Витебской области – на 27,5%, в Гомельской – на 23,5%, в Гродненской – на 17,9%, в Минской – на 19,9%.

В Брестской области крупнейшими точками концентрации инвестиций стали Брест, Березовский и Кобринский районы, Барановичи и Пинск, в Витебской – Витебск, Оршанский район и Новополоцк, в Гомельской – Гомель, Речицкий, Мозырский и Светлогорский районы, в Гродненской – Гродно, Островецкий и Свислочский районы, в Минской – Минский, Солигорский и Пуховичский районы, в Могилевской – Могилев, Могилевский район и Бобруйск.

На большинстве территорий – лидеров по объему инвестиций есть крупные действующие или строящиеся предприятия, реализующие инвестпроекты. Яркие примеры – Светлогорский ЦКК, Беларуськалий, Белшина, БНБК, Белорусская АЭС, Мозырский НПЗ, Нафтан.

Источники финансирования инвестиций

В феврале Минэкономики предполагало (см. постановление № 2), что за 2022 год инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составят 36370,6 млн руб. Собственные средства организаций должны были обеспечить 44,8% от совокупной суммы инвестиций, кредиты и займы банков – 17,9%, средства консолидированного бюджета – 17,1%, средства населения – 10,2%, иностранные инвестиции (без кредитов и займов иностранных банков) – 2,5%, прочие источники – 7,5%.

Фактическая структура инвестиций по источникам за первое полугодие сложилась так: собственные средства организаций – 44,7%, кредиты и займы банков – 10,3%, средства консолидированного бюджета – 17,2%, средства населения – 15,3%, иностранные инвестиции (без кредитов и займов иностранных банков) – 3,4%.

Для первой половины года было характерно замещение средствами населения меньшей, чем предусматривалось планами, доли банков. Также несколько большую роль, чем по плану, сыграли иностранные инвестиции.

Повышенная доля иностранных инвестиций в 2022 г. может быть связана с применением положений Указа от 14.03.2022 № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики» (далее – Указ № 93). В частности, согласно подп. 2.13 п. 2 этого НПА запрещено отчуждение участниками (акционерами) юридических лиц РБ, которые являются лицами из недружественных государств, долей (акций) в уставных фондах таких юридических лиц по перечню, определяемому решением Совмина (его президиума).

Прогнозы ЕАБР и планы властей

30 мая Евразийский банк развития презентовал прогноз развития экономик стран ЕАЭС в 2022–2023 гг. По оценкам аналитиков ЕАБР, в Беларуси в ближайшие месяцы можно ожидать сохранения слабой динамики импорта «в условиях ослабления инвестиционной и потребительской активности». Эксперты банка отметили, что эффекты снижения валютной выручки на потребительскую и инвестиционную активность «в настоящее время невозможно оценить с высокой точностью».

В июне медиа сообщили, что в соответствии с решением оперативно-ситуационного штаба при Совмине облисполкомам и Мингорисполкому рекомендовано по заявлениям инвесторов принимать решения о продлении сроков и условий реализации инвестиционных проектов до трех лет, а также об изменении целевого назначения земельных участков и функционального состава объектов при реализации инвестпроектов. Такое право правительству предоставил подп. 2.10 п. 2 Указа № 93.

20 июня первый замминистра экономики Юрий Чеботарь прокомментировал продление сроков и условий реализации инвестпроектов, добавив, что это позволит поддержать реализацию около сотни из них. Он анонсировал меры поддержки и стимулирования, нашедшие отражение в законопроекте «О содействии и стимулировании реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь». Власти планируют упростить реализацию инвестпроектов в регионах, закрепить особый правовой режим по заключению специальных инвестдоговоров.

Восполнить потенциально выпадающие инвестиции из недружественных стран могут проекты, которые правительство желает реализовать вместе с Россией. По словам Юрия Чеботаря, импортозамещающие проекты будут реализованы по самым актуальным позициям для двух рынков. По оценкам представителя Мин­экономики, «цена вопроса – около 2,5 млрд USD в плане инвестиционных вложений».

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений