Инвентаризация основных средств. — Нашли излишки. Что делать?

Некоторые считают, что обнаружение в организации излишков материальных ценностей, в т.ч. и объектов основных средств, – лучше, чем выявление недостачи. На самом деле, излишки у бухгалтеров и других специалистов могут вызвать не меньше вопросов и проблем. Остановимся на них немного подробнее.
Как так вышло
В ходе инвентаризации основных средств производится осмотр и подсчет всех объектов ОС. При обнаружении объекта, которого нет в инвентаризационных описях по данным бухгалтерского учета, нельзя его сразу относить к основным фондам.
Не все найденное имущество может числиться на бухгалтерском счете 01 «Основные средства». Учет такого плана объектов может производиться и на сч.сч. 10 «Материалы», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 08 «Капитальные вложения», 47 «Долгосрочные активы, предназначенные для реализации» и на забалансовом сч. 001 «Арендованные основные средства».
Пример. При обходе территории организации обнаружена беседка, которая не числится в составе основных средств предприятия.
При изучении данных бухгалтерского учета беседка «нашлась» в составе «малоценки» на сч. 10 «Материалы». Вопрос с излишками сразу отпадает.
Для удобства, контроля и сохранности основных средств на сами объекты наносятся инвентарные номера. Чтобы проще было вести контроль за имуществом организации, объектам основных средств целесообразно присваивать обязательные инвентарные номера по порядку от 1 и далее.
А для «малоценки» целесообразно присваивать многозначные инвентарные номера, поскольку их количество превышает количество объектов основных средств.
Например, беседка в составе основных средств будет иметь инвентарный номер 125, а в составе малоценки – 000101. Такая нумерация облегчит учет и сохранность имущества.
Пример. Кладовщик при получении объекта основных средств не сдал в бухгалтерию накладную на поступление станка, вследствие чего хозяйственная операция не была отражена на счетах бухгалтерского учета.
В данном случае будет иметь место не выявление излишка, а несоблюдение установленного порядка документооборота. В этой ситуации нужно произвести оприходование станка на основе имеющихся первичных документов. При этом от виновных лиц должны быть получены письменные объяснения.
Если такие ошибки выявляются не самой организацией, а проверяющими органами, у них может возникнуть не только вопрос касательно оприходования материальных ценностей, но и сомнения в корректности уплаты ряда налогов, и может быть назначена дополнительная проверка.
В практической деятельности организаций имеют место такие ситуации, когда списанные с учета объекты основных средств, которые должны, например, быть демонтированы и сданы в металлолом, продолжают находиться в помещениях организации.
Соответственно, при проведении инвентаризации инвентаризационная комиссия может натолкнуться на бесхозный списанный станок. Встает вопрос: что делать? Если инвентаризация проводится собственной комиссией организации, то как правило, не составляет труда поднять все документы по списанию, взять объяснительные с виновных лиц и как-то вопрос закрыть!
Если же проверку проводят контролирующие органы, то, например, оприходовать этот станок в качестве металлолома будет сложно, поскольку для них выявленные излишки – это основания для доначисления налогов и штрафных санкций.
На практике может возникнуть и такая ситуация, когда имущество оказалось в излишке и нельзя утверждать, что это произошло вследствие неверных записей в бухгалтерском учете. И данный объект не числится в составе иного имущества предприятия. В таком случае найденное имущество будет считаться излишком.
Оприходование излишков
Предложение об оприходовании имущества рассматривается на заседании комиссии по инвентаризации, по результатам оформляется протокол, который передается руководителю организации для принятия окончательного решения.
Справочно. В соответствии с п. 77 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств № 180 от 30.11.2017 результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором было принято решение руководителем организации по регулированию инвентаризационных разниц, а по годовой инвентаризации – в годовой бухгалтерской отчетности. На этот момент нужно обратить пристальное внимание бухгалтерии.
Пример. 25 сентября 2019 г. была проведена инвентаризация основных средств. В ходе инвентаризации был выявлен неучтенный объект – сооружение. Решение руководителя от 1 октября 2019 г.: считать излишки в составе основных средств.
Организация за 3 квартал 2019 г. отразила в учете излишки. Излишки в соответствии с п. 77 Инструкции № 180 следовало отразить в учете 1 октября 2019 г.
На заседании комиссии важно решить вопрос: действительно ли стоит оприходовать имущество в составе объектов основных средств, ведь в ряде случаев его можно будет учесть в составе сч. 10 «Материалы».
Для избежания споров целесообразно этот вопрос решить с привлечением комиссии по амортизационной политике организации, поскольку в ряде случаев может возникнуть объект для исчисления налога на недвижимость.
К тому же следует определить стоимость излишков – либо на основании оценки сторонней организации, либо самостоятельно, на основании документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов, взятую из прейскурантов производителей, прайсов других организаций и т.п. При определении стоимости также учитывается степень износа.
Корректировки налоговой базы
Для определения стоимости выявленных в ходе инвентаризации основных средств, которые будут являться объектом для исчисления налога на недвижимость, целесообразно привлечь стороннюю специализированную оценочную организацию, поскольку это в дальнейшем исключит споры с проверяющими органами о занижении налогооблагаемой базы.
В соответствии с п. 10 ст. 232 Налогового кодекса исчисление налога на недвижимость по имуществу, оказавшемуся в излишке по результатам инвентаризации и признаваемому для целей исчисления налога на недвижимость капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, производится, начиная с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата приобретения, получения или создания такого имущества, подтвержденная документально. Но не ранее 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата начала исчисления трехлетнего периода, предшествующего дате выявления по результатам инвентаризации излишков соответствующих капитальных строений (зданий, сооружений), их частей.
При отсутствии возможности подтвердить документально дату приобретения, получения или создания капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, оказавшихся в излишке по результатам инвентаризации, исчисление налога на недвижимость организациями по таким объектам производится с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата начала исчисления трехлетнего периода, предшествующего дате выявления по результатам инвентаризации излишков соответствующих капитальных строений (зданий, сооружений), их частей. Таким образом, если в ходе инвентаризации обнаружен объект для налога на недвижимость, то налог следует исчислить не с даты принятия на учет объекта. Пересчет налога на недвижимость производится за три года, а не с 1992 г., как было до 2017 г., и это большой плюс для налогоплательщиков.
Не стоит сразу паниковать: возможно, такое имущество попадет под льготу, и налог на недвижимость в бюджет доплачивать не нужно будет.
Поскольку п. 10 ст. 232 НК предусматривает разный подход к исчислению налога на недвижимость при наличии и отсутствии документов, подтверждающих появление объекта, то организациям рекомендуется все же попробовать разыскать документы на приобретение имущества. Во многих случаях документы удается найти (путем запроса в организацию-изготовитель и заверении копий первичных документов и т.п.).
Особенно целесообразно это сделать, если в ходе инвентаризации выявлено в излишке здание, поскольку налог на недвижимость считается от оценочной стоимости здания, которая, естественно, немаленькая.
Пример. В мае 2019 г. проведена инвентаризация, и руководителем организации принято решение учесть объект основных средств. Стоимость данного объекта является базой для исчисления налога на недвижимость. Документы о поступлении объекта на предприятие отсутствуют.
Налог на недвижимость следует рассчитать, исходя из максимального срока, равного 3 годам. Считаем назад 3 года от мая 2019 г. Налог на недвижимость необходимо считать с III квартала 2016 г., то есть с 1 июля 2016 г.
Поскольку при пересчете налога на недвижимость за прошлые налоговые периоды сумма к доплате увеличится, и если будет отсутствовать переплата по данному налогу, то организации будет еще начислена и пеня. Не следует забывать и то, что при пересчете налога на недвижимость следует не забыть подать в ИМНС уточненные декларации по налогу на прибыль.
В налоговом учете для расчета налога на прибыль в соответствии с подп. 3.13 ст. 174 НК суммы излишков объектов основных средств, выявленных в результате проведения инвентаризации, включаются во внереализационные доходы на дату их оприходования в бухгалтерском учете.
* * *
Организациям можно порекомендовать проводить инвентаризацию не только перед составлением годовой отчетности, а чаще. И не использовать формальный подход к ней, поскольку сегодня инвентаризацию можно провести самим, а завтра этим могут заняться контролирующие органы.
Ну и, разумеется, следует организовать свой документооборот так, чтобы своевременно отражать все хозяйственные операции в учете, чтобы в вашей работе было как можно меньше ситуаций «шел-шел и нашел». Ведь подобные находки влекут еще и доначисление платежей в бюджет.
И с учетом этого обстоятельства навряд ли кто-то сможет сказать, что излишки всегда лучше, чем недостача.