Инвентаризация-2019: учтите ошибки, допускаемые при ее проведении
В материале рассматриваются наиболее часто встречаемые ошибки, допускаемые при организации и проведении инвентаризации, а также меры ответственности, предусмотренные за данные нарушения.
Инвентаризация осуществляется путем непосредственной проверки наличия и состояния имущества в действительности, а также проведения сверки с партнерами обязательств организации. На основании п. 2 Инструкции № 1801 объектами инвентаризации являются активы и обязательства.
Справочно: – активы – имущество, возникшее в организации в результате совершенных хозяйственных операций, от которого организация предполагает получение экономических выгод;
– обязательства – задолженность организации, возникшая в результате совершенных хозяйственных операций, погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению собственного капитала организации (ст. 1 Закона № 57-З2).
Результаты инвентаризации с точки зрения бухгалтерского учета являются хозяйственной операцией (абз. 24 ст. 1 Закона № 57-З). Следовательно, на нее распространяются требования, приведенные в п. 1 ст. 10 Закона № 57-З, т.е. каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (ПУД).
Группировка типичных ошибок, допускаемых при проведении инвентаризаций, и их возможные последствия
Таблица 1
№ п/п |
Ошибка |
Возможные последствия |
1 |
Не утвержден состав инвентаризационной комиссии |
Нет основания для проведения инвентаризации |
2 |
Документально подтверждено отсутствие во время проведения инвентаризации хотя бы одного из членов комиссии |
Результаты инвентаризации недействительны |
3 |
В приказе не указаны сроки проведения инвентаризации |
Нет основания для начала проведения инвентаризации |
4 |
Во время перерыва в работе инвентаризационной комиссии доступ посторонних в помещение, где хранятся инвентаризационные описи и (или) имущество, не закрыт |
Внесение исправлений, искажающих результаты инвентаризации |
5 |
При невозможности остановки хозяйственной деятельности приходно-расходные документы не завизированы председателем инвентаризационной комиссии |
Возможность оформления ранее не выписанных приходно-расходных документов |
6 |
У материально ответственного лица не взята расписка о том, что все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию |
При выявлении нарушений могут быть предъявлены приходно-расходные документы, оформленные в период проведения инвентаризации |
7 |
Сопоставление данных бухгалтерского учета с фактическим наличием, а не наоборот |
Опасность искажения данных, которые вносятся не по факту, а по данным бухгалтерского учета |
8 |
Ошибки и исправления не подписаны и не заверены членами комиссии |
Исправления считаются недействительными |
9 |
Инвентаризационная опись после утверждения результатов содержит незаполненные строки. Все они должны быть прочеркнуты |
Возможность внесения дополнительных данных |
10 |
На последней странице инвентаризационной описи нет подписи материально ответственного лица об отсутствии у него претензий к членам комиссии и об подтверждении того, что он принимает указанные активы на ответственное хранение |
Отсутствие оснований для предъявления претензий к материально ответственному лицу при выявлении недостачи, порчи имущества |
Ошибки, допускаемые в ходе проведения инвентаризации
1. Несоблюдение сроков и периодичности проведения инвентаризации
Инвентаризация должна проводиться с периодичностью (табл. 2) и в сроки (табл. 3), а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами (табл. 4).
Таблица 2.
Периодичность проведения инвентаризации
№ п/п |
Периодичность проведения инвентаризации |
Нормативный правовой акт, которым установлена периодичность проведения инвентаризации |
1 |
Инвентаризация отходов проводится не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном Минпродом |
п. 2 ст. 35 Закона № 271-З3 |
2 |
Инвентаризация наличных денег, международных ответных купонов и ценностей, находящихся в главной кассе в организациях почтовой связи, проводится не реже одного раза в квартал, а также при смене руководителя организации почтовой связи в соответствии с порядком, установленным Инструкцией № 180. |
П. 44 и 45 Инструкции № 4064 |
Справочно: Организации почтовой связи ежедневно проводят проверки наличия в главной кассе наличных денег и международных ответных купонов по окончании операций |
||
3 |
Инвентаризация оружия и боеприпасов проводится ежегодно на 1 января |
П. 19 Порядка № 5345 |
4 |
Инвентаризация спирта в резервуарах в обязательном порядке производится в первый рабочий день каждого месяца |
П. 27 Положения № 16336 |
5 |
Инвентаризация драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них проводится в порядке, установленном Инструкцией о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней № 34, два раза в год по состоянию на первое января и первое июля |
П. 164 Инструкции № 42/1057 |
6 |
Инвентаризация акцизных марок проводится ежемесячно |
П. 25 Положения № 16108 |
7 |
Инвентаризация числящихся по учету и имеющихся в наличии, а также использованных средств контроля за приборами учета алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта проводится один раз в квартал, а также при увольнении (освобождении от выполнения обязанностей по получению, учету, хранению и выдаче средств контроля) работника, ответственного за получение, учет, хранение и выдачу средств контроля |
П. 23 Порядка № 12259 |
8 |
Инвентаризация снятых и поврежденных средств контроля за приборами учета алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта и их уничтожение проводятся не реже одного раза в квартал |
П. 24 Порядка № 1225 |
9 |
Инвентаризация драгоценных металлов и изделий из них проводится первого числа каждого месяца. Инвентаризация проводится по всем местам хранения и использования драгоценных металлов. Периодически, но не реже одного раза в квартал, бухгалтерией организации проводятся внеплановые инвентаризации драгоценных металлов у материально ответственных лиц |
П. 64 Инструкции № 7210 |
10 |
Инвентаризация неиспользованных бланков строгой отчетности в местах их хранения производится ежемесячно |
Ч. 12 п. 1.12 Методических указаний № 36311 |
11 |
Инвентаризация фактического поголовья животных, находящихся на выращивании и откорме, проводится не менее одного раза в квартал |
П. 5.2.7 Методических указаний № 363 |
12 |
Инвентаризация специальных материалов, полуфабрикатов бланков строгой отчетности и готовой продукции в местах производства и хранения проводится не реже одного раза в год в порядке, установленном Инструкцией № 180 |
П. 60 Инструкции № 3012 |
13 |
Инвентаризация числящихся по учету и имеющихся в наличии, а также использованных средств контроля, предназначенных для установки на блок фискальной памяти приборов учета готовой продукции, используемых при производстве табачных изделий, проводится один раз в квартал, а также при увольнении (освобождении от выполнения обязанностей по получению, учету, хранению и выдаче средств контроля) работника, ответственного за получение, учет, хранение и выдачу средств контроля |
П. 23 Инструкции № 7713 |
14 |
Инвентаризация снятых и поврежденных средств контроля, предназначенных для установки на блок фискальной памяти приборов учета готовой продукции, используемых при производстве табачных изделий, и их уничтожение проводятся не реже одного раза в квартал |
П. 24 Инструкции № 77 |
15 |
Инвентаризация неиспользованных бланков квитанций на складе, в главной кассе организации связи производится ежемесячно, в отделениях связи - при проведении документальных, внезапных проверок касс |
П. 14 Положения № 614 |
Таблица 3
Сроки проведения инвентаризации
№ п/п |
Сроки проведения инвентаризации |
Нормативный правовой акт, которым установлены сроки проведения инвентаризации |
1 |
Инвентаризация драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них проводится в порядке, установленном Инструкцией № 3415, два раза в год по состоянию на первое января и первое июля |
П. 164 Инструкции № 42/105 |
2 |
При прекращении осуществления деятельности по производству, ввозу, техническому обслуживанию и ремонту приборов учета алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта в 15-дневный срок со дня прекращения осуществления данных видов деятельности проводятся инвентаризация средств контроля за этими приборами и их уничтожение |
П. 25 Порядка № 1225 |
3 |
Инвентаризация драгоценных металлов и изделий из них проводится первого числа каждого месяца по всем местам хранения и использования драгоценных металлов. Периодически, но не реже одного раза в квартал, проводятся внеплановые инвентаризации драгоценных металлов у материально ответственных лиц |
П. 64 Инструкции № 72 |
4 |
Инвентаризация оборудования и отходов, содержащих полихлорированные бифенилы, выполняется ежегодно не позднее 20 декабря |
П. 29 Правил № 6216 |
5 |
Инвентаризация оборудования и технических устройств, содержащих озоноразрушающие вещества, выполняется не реже одного раза в три года не позднее 20 января года, следующего за отчетным |
П. 10 Инструкции № 4217 |
Таблица 4
Обязанность проводить инвентаризацию
Пункт 2 ст. 13 Закона № 57-З |
Пункт 4 Инструкции № 180 |
При реорганизации или ликвидации организации |
При реорганизации или ликвидации организации |
Перед составлением годовой отчетности |
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности |
При смене МОЛ |
При смене МОЛ |
При выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества |
При выявлении фактов хищения и (или) порчи активов |
При возникновении чрезвычайных ситуаций |
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций |
В иных случаях, предусмотренных законодательством РБ |
В иных случаях, предусмотренных законодательством РБ |
|
По решению руководителя организации |
По решению контролирующих (надзорных) органов или ревизионной группы в ходе проведения проверки в порядке, установленном законодательством |
|
При коллективной (бригадной) материальной ответственности, в случае смены руководителя (бригадира), выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) |
Нормативными правовыми актами установлена нижняя граница срока проведения годовой инвентаризации, а верхняя граница срока проведения годовой инвентаризации законодательством не установлена.
В данном случае следует учитывать, что отчетным периодом для годовой отчетности является календарный год – с 1 января по 31 декабря, отчетной датой – последний календарный день отчетного периода, т.е. 31 декабря (абзацы 10 и 12 ст. 1 Закона № 57-З).
2. Ошибки при формировании состава рабочей комиссии по инвентаризации
От того, насколько комплектование рабочей комиссии по инвентаризации соответствует требованиям нормативных правовых актов, во многом зависит признание ее результатов обоснованными, а само проведение инвентаризации – законным. Особо подчеркнем, что по количественному составу комиссии нет жестких требований.
В некоторые периоды истории бухгалтерского учета предъявлялись требования по нечетному составу комиссии. Объяснялось это тем, что по результатам инвентаризации оформляется протокол, в котором фиксируется мнение инвентаризационной комиссии по результатам ее работы. Оно определялось большинством голосов.
При четном количественном составе это могло привести к тому, что число голосов по мнению было равным. Однако позже было принято решение об исключении данной нормы. Мотивировалось такое исключение тем, что если какой-то (какие-то) из членов инвентаризационной комиссии имеет (имеют) мнение, отличное от мнения большинства, такой факт фиксируется в протоколе заседания комиссии дополнительно.
Окончательное решение по результатам инвентаризации в любом случае принимает руководитель организации.
3. Ошибки при формировании состава рабочей комиссии по инвентаризации по компетентности
Что касается компетентности членов инвентаризационной комиссии, то в некоторых случаях только специалист может правильно подтвердить фактическое состояние запасов в незавершенном производстве, техническую пригодность и работоспособность оборудования и др.
Рабочие инвентаризационные комиссии создаются в составе:
– представителя руководителя организации, назначившего инвентаризацию (руководителя или его заместителя, начальника структурного подразделения – председатель комиссии);
– специалистов: товароведа, инженера, технолога, механика, производителя работ, экономиста, работника бухгалтерской службы и других (ч. 7 п. 12 Инструкции № 180).
В состав рабочих и центральных инвентаризационных комиссий должны включаться опытные специалисты в зависимости от специфики проводимой инвентаризации, имеющие необходимые навыки, знания.
Пример. Организация розничной торговли продуктами питания по приказу руководителя проводила инвентаризацию рабочей комиссией, в состав которой были включены: первый заместитель руководителя организации – председатель комиссии; члены комиссии – механик транспортного участка и работник бухгалтерской службы, осуществляющий учет этих товаров в программе 1С Бухгалтерия.
В данном случае в состав рабочей инвентаризационной комиссии не был включен специалист в области товароведения.
4. Ошибки при формировании состава рабочей комиссии по инвентаризации по другим причинам
С другой стороны, работник, включенный в состав рабочей инвентаризационной комиссии, по своей квалификации может отвечать требованиям, но не может быть включен в состав в связи с установленными нормативными правовыми актами ограничениями.
Например, в качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии не назначается работник ревизионной службы (ч. 1 п. 13 Инструкции № 180).
Объясняется это тем, что контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе требовать от представителей проверяемого субъекта проведения инвентаризации, а также проверять ее результаты (абз. 18 п. 4 Положения № 51018).
Таким образом, сами проверяющие не проводят инвентаризацию, а, наблюдая за ее проведением, могут сделать вывод о порядке организации, последовательности проведения, правомочности приемов, используемых инвентаризационной комиссией при проведении инвентаризации.
Наряду с указанным в качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии не назначается МОЛ, а также МОЛ не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств. Заметим, что данному требованию есть обоснование – проверка фактического наличия активов и обязательств проводится при обязательном участии МОЛ (п.п. 13, 20 Инструкции № 180).
Однако на практике возможны ситуации, когда МОЛ не может присутствовать при проведении инвентаризации. Например, болезнь, смерть и др.
По мнению автора, в этом случае в приказе (распоряжении) руководителя организации обязательно должно быть указание причины проведения инвентаризации (болезнь, смерть, задержание и нахождение в следственном изоляторе и др.).
Не назначается один и тот же работник два раза подряд в качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии у одних и тех же МОЛ (п. 13 Инструкции № 180).
Поскольку инвентаризационные комиссии обеспечивают полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках активов и обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации, она должна проводиться при полном составе членов инвентаризационных комиссий (ч. 9 п. 12 и п. 15 Инструкции № 180).
Члены инвентаризационных комиссий несут ответственность за:
– своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя организации;
– правильность указания в описи отличительных признаков активов (тип, сорт, марка, размер, порядковый номер по прейскуранту, артикул и т.д.), по которым определяются их цены (п. 16 Инструкции № 180).
Справочно: такое деяние в зависимости от конкретных обстоятельств может быть квалифицировано как соучастие в форме пособничества в совершении правонарушений либо преступлений. Наиболее распространенным видом данных нарушений являются хищения (ч. 5 ст. 2.4 КоАП19, ч. 6 ст. 16 УК20).
В зависимости от размера причиненного хищением ущерба за подобные деяния может налагаться либо административная, либо уголовная ответственность.
Например, за мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение предусмотрена административная ответственность (ст. 10.5 КоАП).
Подчеркнем, пособником признается лицо, заранее обещавшее скрыть следы административного правонарушения (ч. 5 ст. 2.4 КоАП).
Таким образом, к члену комиссии, впервые в течение года умышленно скрывшему недостачу в указанном размере, могут быть применены административное взыскание в виде штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин или административный арест (ч. 1 ст. 10.5 КоАП).
Если ущерб, причиненный юридическому лицу хищением, превышает 10 базовых величин, такое хищение (и соучастие в нем) может преследоваться в уголовном порядке. Составы преступлений в зависимости от конкретных обстоятельств могут быть различными: например, если это тайное похищение имущества, то в соответствии со ст. 205 УК; если присвоение либо растрата имущества лицом, которому оно вверено, – со ст. 211 УК и др.
В некоторых случаях недостоверные данные бухгалтерской отчетности из-за неотражения фактических данных об активах и обязательствах, получаемых в результате проведения инвентаризации, могут позволить необоснованно получить кредит или субсидию, что способно привести к трактовке такого нарушения, как выманивание кредита или субсидии.
Представление ИП или должностным лицом юрлица в целях получения кредита либо льготных условий кредитования или выделения субсидии заведомо ложных документов и сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита или субсидии, либо умышленное несообщение ИП или должностным лицом юрлица кредитору или органу, выделившему субсидию, информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования или субсидирования, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
Деяния, совершенные с целью получения государственного целевого кредита, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на тот же срок. В данном случае ущербом в особо крупном размере является ущерб, на сумму в 1000 и более раз превышающий размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (ст. 237 УК).
5. Неоформление либо неправильное оформление ПУД
ПУД – документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета (абз. 13 ст. 1 Закона № 57-З).
Наиболее часто ошибками этого блока являются ситуации при сверке расчетов и подтверждении остатков по расчетам с контрагентами, которые оформляются актами сверки расчетов.
Документами, устанавливающими имущественные обязательства, могут быть акты сверки расчетов, которые должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства и подписаны руководителем или уполномоченным им лицом (Разъяснение № 02-43/106621).
Так как распоряжаться денежными средствами организации вправе лишь ее руководитель, в акте сверки расчетов, являющемся подтверждением финансового обязательства, кроме наличия подписи главного бухгалтера организации должна присутствовать подпись ее руководителя как распорядителя средств организации.
При этом акт сверки расчетов, подписанный, с одной стороны, руководителем организации-кредитора, а с другой – главным бухгалтером организации-должника, которому ее руководителем выдана доверенность на подписание такого акта с организацией-кредитором (либо полномочия главбуха на подписание такого рода финансовых документов установлены учредительными документами организации), следует считать имеющим для организации-должника юридическую силу финансового обязательства и надлежащим доказательством признания долга.
Также и акт сверки, подписанный главными бухгалтерами обеих организаций (взыскателя и должника), если они обладают соответствующими полномочиями на подписание акта сверки, является финансовым обязательством для организации-должника. Во всех остальных случаях акт сверки, в котором отсутствует подпись руководителя хотя бы одной из сторон, не обладает юридической силой.
Как видим, отсутствие соответствующих полномочий у лица, подписавшего акт сверки расчетов, приводит к тому, что результаты инвентаризации не имеют юридической силы и не могут быть признаны для подтверждения остатков по счетам расчетов в бухучете и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
6. Неправильная оценка активов и обязательств по результатам инвентаризции
В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в т.ч. неучтенных). С этой целью должна быть правильно определена их учетная оценка (п. 3 Инструкции № 180).
Справочно: учетная оценка – стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности (абз. 21 ст. 1 Закона № 57-З).
Порядок отражения в бухучете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета устанавливается Минфином (для Нацбанка, банков – Нацбанка) (п. 3 ст. 13 Закона № 57-З).
Однако на практике довольно часто требования нормативных правовых актов в отношении оценки не соблюдаются, что приводит к недостоверным данным бухучета и отчетности и неверному исчислению налога на прибыль.
7. Ошибки при отражении операций по излишкам
К наиболее распространенным ошибкам этого блока следует отнести:
– ошибки по неверной оценке активов, выявленных в результате инвентаризации в излишках;
– ошибки по неверной корреспонденции счетов;
– ошибки по неверному отражению в налоговом учете для целей исчисления налога на прибыль.
Оценка выявленных в ходе инвентаризации излишков активов в бухгалтерском учете регулируется различными нормативными правовыми актами (табл. 5).
Таблица 5
Оценка излишков активов, выявленных в результате инвентаризации
Объект учета |
Оценка |
НПА |
Нематериальные активы |
Первоначальная стоимость нематериальных активов, выявленных в результате инвентаризации как излишки, определяется на дату проведения инвентаризации на основании документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов (прейскурантов, каталогов и других), или заключений об их оценке, проведенной лицами, осуществляющими оценочную деятельность |
Ч. 5 п. 13 Инструкции № 2522 |
Первоначальная стоимость нематериальных активов, выявленных в результате инвентаризации как излишки, отражается по Д-ту сч. 04 «Нематериальные активы» и К-ту сч. 91 «Прочие доходы и расходы» |
Ч. 7 п. 15 Инструкции № 25 |
|
Основные средства |
Первоначальная стоимость основных средств, выявленных в результате инвентаризации как излишки, определяется на дату проведения инвентаризации на основании документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов (прейскурантов, каталогов и других), или заключений об их оценке, проведенной лицами, осуществляющими оценочную деятельность |
Ч. 7 п. 10 Инструкции № 2623 |
Первоначальная стоимость основных средств, выявленных в результате инвентаризации как излишки, отражается по Д-ту сч.01 «Основные средства» и К-ту сч. 91 «Прочие доходы и расходы» |
Ч. 6 п. 11 Инструкции № 26 |
|
Материалы |
Стоимость выявленных при инвентаризации излишков материалов при принятии их к бухгалтерскому учету определяется на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом или ИП, осуществляющими оценочную деятельность, или организацией самостоятельно исходя из прейскурантов, бюллетеней, каталогов и иных документов, определяющих стоимость аналогичных активов. Стоимость выявленных при инвентаризации излишков материалов в бухгалтерском учете отражается по Д-ту сч. 10 «Материалы» и К-ту счетов учета финансовых результатов |
П. 46 Инструкции № 13324 |
Подчеркнем, ч. 2 п. 73 Инструкции № 180 определено, что сумма излишков активов, выявленных при инвентаризации, отражается в бухучете по Д-ту счетов учета этих активов и К-ту сч. 92 «Внереализационные доходы и расходы».
В состав прочих доходов по текущей деятельности, учитываемых на сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсч. 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности»), включаются наряду с другими суммы излишков запасов, денежных средств, выявленных в результате инвентаризации (абз. 3 п. 13 Инструкции № 10225).
В состав доходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на сч. 91 «Прочие доходы и расходы» (субсч. 91-1 «Прочие доходы»), включаются наряду с другими суммы излишков инвестиционных активов, выявленных в результате инвентаризации (абз. 3 п. 14 Инструкции № 102).
Таким образом, суммы выявленных в результате инвентаризации излишков запасов, денежных средств отражаются в составе прочих доходов от текущей деятельности на субсч. 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности», а излишков инвестиционных активов – в составе доходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на сч. 91-1 «Прочие доходы».
Еще одной ошибкой является невключение либо неправильное включение в состав доходов сумм излишков для целей исчисления налога на прибыль.
Объектом налогообложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 30 НК26, начисленные белорусскими организациями (п. 1 ст. 167 НК).
Валовой прибылью признается для белорусских организаций (за исключением банков) сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов (абз. 2 п. 2 ст. 167 НК).
Внереализационными доходами признаются доходы, полученные плательщиком при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 174 НК).
Для целей налогового учета при исчислении налога на прибыль в состав внереализационных доходов наряду с другими включается стоимость принятого к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации.
Такие доходы отражаются на дату оприходования имущества в бухгалтерском учете плательщика (подп. 3.13 п. 3 ст. 174 НК).
1 Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).
2 Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).
3 Закон от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами».
4 Инструкция о порядке ведения кассовых операций и организации работы с наличными денежными средствами операторами почтовой связи на территории Республики Беларусь, утв. постановлением Правления Нацбанка от 29.09.2011 № 406.
5 Порядок оборота оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении военизированной охраны, утв. Указом Президента от 25.10.2007 № 534.
6 Положение о порядке отпуска, получения, учета, хранения, приемки, инвентаризации и транспортировки этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья, утв. постановлением Совмина от 23.12.2004 № 1633.
7 Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней при изготовлении ювелирных изделий по индивидуальным заказам населения, утв. постановлением Минторга и Минфина от 28.06.2007 № 42/105 (далее – Инструкция № 42/105).
8 Положение о порядке изготовления и реализации акцизных марок для маркировки табачных изделий, произведенных на территории Республики Беларусь, маркировки ими табачных изделий, учета, хранения, уничтожения этих марок, контроля за их использованием, утв. постановлением Совмина от 28.10.2008 № 1610.
9 Порядок использования и учета средств контроля за приборами учета алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, утв. постановлением Совмина от 03.11.2005 № 1225 (далее – Порядок № 1225).
10 Инструкция о порядке приема, учета, хранения, использования драгоценных металлов для зубопротезирования, утв. постановлением Минздрава от 14.08.2007 № 72 (далее – Инструкция № 72).
11 Методические указания по бухгалтерскому учету сельскохозяйственной продукции и производственных запасов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, утв. приказом Минсельхозпрода от 14.08.2007 № 363 (далее – Методические указания № 363).
12 Инструкция о порядке изготовления бланков строгой отчетности и специальных материалов, утв. постановлением Минфина от 01.03.2002 № 30.
13 Инструкция о порядке учета и использования средств контроля, предназначенных для установки на блок фискальной памяти приборов учета готовой продукции, используемых при производстве табачных изделий, утв. постановлением МНС от 29.07.2005 № 77 (далее – Инструкция № 77).
14 Положение о порядке использования бланков строгой отчетности в организациях Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, утв. постановлением Минсвязи от 04.04.2002 № 6.
15 Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утв. постановлением Минфина от 15.03.2004 № 34.
16 Правила обращения с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы, утв. постановлением Минприроды от 24.06.2008 № 62.
17 Инструкция о порядке инвентаризации оборудования и технических устройств, содержащих озоноразрушающие вещества, утв. постановлением Минприроды от 08.12.2014 № 42.
18 Положение о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом от 16.10.2009 № 510.
19 Кодекс об административных правонарушениях.
20 Уголовный кодекс.
21 Разъяснение ВХС от 06.05.2009 № 02-43/1066 «О судебном приказе».
22 Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 25 (далее – Инструкция № 25).
23 Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26).
24 Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133.
25 Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102).
26 Налоговый кодекс.