Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Страхование
28.06.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Интересы страхователя превыше всего

"Знакомой незнакомкой" для страховщиков и страхователей окажется новая Инструкция о порядке проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств...

"Знакомой незнакомкой" для страховщиков и страхователей окажется новая Инструкция о порядке проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. приказом от 2.05.2002 г. N 10-од (зарег. в НРПА 7.06.2002 г., N 10/53) Белорусского бюро по транспортному страхованию. Изменения и дополнения, внесенные в старую Инструкцию, вызваны к жизни недавним Указом Президента от 2002-03-26 г. N 159 и в общем-то уже известны субъектам данных правоотношений. Но изменений так много, что бюро для удобства пользователей "переиздало" Инструкцию в новой редакции.

Принятый в марте Указ Президента N 159 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1999 г. N 100" направлен на дальнейшее совершенствование порядка и условий проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и таким образом -- на усиление защиты имущественных и иных интересов потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях.

Так, применение 50-процентной скидки при уплате взносов по этому виду страхования распространено на граждан, получивших транспортные средства через органы социальной защиты на льготных условиях, а не только бесплатно, как было раньше.

До принятия нынешних изменений и дополнений в Положение о порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденное Указом N 100, условия заключенного договора страхования распространялись на других владельцев, имеющих право управлять одним и тем же транспортным средством, только если эти лица были названы в договоре страхования. О таком порядке страхователи не всегда были информированы, поэтому их близкие родственники и другие лица, которым они выдавали доверенность на управление данным транспортным средством, и не названные в договоре страхования оставались без страховой защиты, что естественно вызывало их недовольство при наступлении страховых случаев. Такой порядок приносил также немало хлопот органам, осуществляющим контроль за наличием договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и страховщикам. Поэтому в настоящее время предусмотрено, что если одним и тем же транспортным средством имеют право управлять несколько владельцев, то условия заключенного договора распространяются на этих лиц без каких-либо записей об этом в страховом свидетельстве.

Принятые изменения и дополнения особенно затрагивают интересы потерпевших в ДТП. Ранее размер вреда определялся на день наступления страхового случая. Нередко обстоятельства ДТП рассматривались в суде, поэтому затягивалась выплата страхового возмещения, в связи с чем потерпевшие несли значительные потери в результате инфляционных процессов. Теперь же предусмотрено, что если страховщик (бюро) в течение двух месяцев с момента ДТП не произвел выплату страхового возмещения потерпевшему (независимо от причины), то он обязан произвести перерасчет размера вреда, причиненного потерпевшему исходя из курса евро, установленного Национальным банком на день составления акта о страховом случае, т.е. после наступления страхового случая.

Почему именно через два месяца и на день составления акта о страховом случае? В этой связи следует пояснить, что два месяца -- это возможный, реальный срок оформления страховщиком (бюро) документов на выплату страхового возмещения. Дата составления акта о страховом случае как точка отсчета также выбрана неслучайно. Принимать за основу дату выплаты страхового возмещения было бы нереальным, поскольку документы должны быть подготовлены до дня выплаты, а акт о страховом случае составляется в течение пяти рабочих дней после получения всех необходимых документов, подтверждающих факт наступления страхового случая. Поэтому теперь эта дата должна устроить как потерпевшего, так и страховщика.

Уточнен порядок возмещения вреда потерпевшему лицом, не имеющим предусмотренных законодательством оснований на право управления транспортным средством, а также заключения договора страхования владельцем транспортного средства, зарегистрированного в ГАИ республики, являющимся нерезидентом Республики Беларусь и использующим данное транспортное средство на территории Беларуси, а также некоторые другие условия страхования.

Все эти изменения и дополнения в Положение нашли отражение и в современном варианте Инструкции о порядке проведения данного вида страхования.

Небольшие поправки внесены в форму заявления о заключении договора страхования. В настоящее время договор страхования оформляется выдачей только страхового свидетельства, поскольку страховая карточка отменена.

Уточнено, что если транспортное средство, принадлежащее нерезиденту Республики Беларусь, использует как владелец в силу законодательства либо договора резидент, то договор страхования должен заключаться от имени последнего. Аналогично и наоборот, когда собственником транспортного средства является резидент Республики Беларусь, а использует его на законных основаниях нерезидент.

В Инструкции определено, что при заключении договора страхования применяется размер корректирующего коэффициента страхового взноса исходя из местонахождения (местожительства) страхователя, без учета местонахождения (местожительства) других владельцев транспортного средства. Уточнен также порядок применения корректирующего коэффициента исходя из аварийности использования транспортного средства.

Установлено, что в полисе пограничного страхования данные о водителе указываются только в том случае, если договор страхования заключается сроком до одного месяца.

Поскольку в пункте 27 Положения о порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусмотрено, что основанием для досрочного прекращения договора страхования является письменное завление страхователя с приложением страхового свидетельства (страхового полиса) и копий документов, подтверждающих необходимость договора, то и в Инструкции уточнено: если заявление о досрочном прекращении договора не подавалось, то договор не считается прекращенным.

В Инструкцию включены положения, разъясняющие порядок применения пункта 43 Положения. Они касаются логики действий страховщика в случае гибели транспортного средства, приобретения его остатков, ремонта с использованием импортных запчастей и в других ситуациях.

Из прежней редакции Инструкции исключены те нормы, которые уже нашли отражение в Положении.

Уточнен перечень документов, на основании которых подлежит выплате страховое возмещение потерпевшим либо их наследникам. Разъяснен порядок перерасчета страхового возмещения в том случае, когда страховщик (бюро) в течение двух месяцев с момента дорожно-транспортного происшествия не произведет расчет с потерпевшим.

Внесены соответствующие изменения и дополнения в приложения к Инструкции.

Напомним, что в конце мая с.г. Белорусское бюро по транспортному страхованию принято с 1 июля 2002 г. в транзитные члены Совета бюро международной системы "Зеленая карта". Членство будет активировано с 1 января 2003 г. по решению управляющего комитета Совета бюро системы, если все необходимые условия, включающие банковскую гарантию и контракт по перестрахованию, будут выполнены к установленному сроку.

В связи с этим нам необходимо выполнить ряд организационных мероприятий и подготовить соответствующие документы (утвердить тарифы, заключить соглашения с каждой из нескольких десятков стран -- участниц системы, принять программу перестрахования крупных рисков и т.д.). Если членство будет активировано, то с 1 января 2003 г. белорусские владельцы транспортных средств, выезжающие в европейские страны, смогут приобретать национальный сертификат "Зеленая карта" у белорусских страховщиков. А спустя несколько лет мы сможем продавать "зеленую карту" и резидентам тех стран, которые не входят в систему, как это делают сейчас немецкие страховщики для наших граждан.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений