$

2.5248 руб.

2.9835 руб.

Р (100)

3.4518 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Проекты

Правительство снова пытается повысить инвестпривлекательность страны

02.04.2021
Правительство снова пытается повысить инвестпривлекательность страны
Фото: freepik

В Палату представителей Национального собрания поступил законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях», среди которых – дополнительные гарантии инвесторам, вкладывающим денежные средства в проекты и приобретающим активы на территории Беларуси.

Это не первая попытка внести в законодательство изменения, направленные на повышение инвестиционной привлекательности и обеспечение гарантий прав частной собственности. Первоначально проект был направлен в Палату представителей депутатами А.Н. Соколом и В.А. Щеповым 18 декабря 2018 г., однако документ был отозван субъектами права. После этого проект был доработан и вновь представлен в парламент.

Документ вносит в законодательство, регулирующее взаимоотношения инвестора и государства, ряд интересных новшеств.

Во-первых, предусматривается возможность предоставления инвестору (не только иностранному), заключившему инвестиционный договор с государством, гарантии от неблагоприятного изменения налогового законодательства.

Во-вторых, уточняются формулировки действующего закона о свое­временности и полноте компенсации национализируемого или реквизируемого имущества, являющегося инвестициями или образуемого в результате осуществления инвестиций. Предлагается считать такую компенсацию своевременной, если она выплачена в сроки и порядке, установленные белорусским законодательством, но не позднее одного года с даты принятия решения государственного органа о национализации имущества либо выплачена не позднее трех месяцев со дня принятия решения госоргана о реквизиции имущества.

В качестве критерия полноты возмещения предлагается определить рыночную стоимость национализированного или реквизированного имущества в ценах на дату принятия решения. Для земельного участка, находящегося в частной собственности, предусмотрен отдельный порядок определения величины компенсации – в размере его кадастровой стоимости на дату принятия решения, а если участок был приобретен по результатам аукциона – по цене приобретения с учетом инфляции, но не ниже кадастровой стоимости. Иностранный инвестор сможет получить компенсацию в белорусских рублях и (или) иностранной валюте по своему выбору, а белорусскому вкладчику выбирать не придется – ему такая компенсация будет выплачена в национальной валюте.

Третье не менее важное предполагаемое изменение – ограничение требований, предъявляемых к инвестору. Законопроектом предусмотрено ограничение срока, когда к вкладчику капитала могут быть предъявлены требования со стороны государственных органов, тремя годами с даты наступления обстоятельства, с которым связаны и (или) из которого вытекают соответствующие иски. В данном контексте под требованиями понимаются требования, которые возникают в связи с изменением (отменой) ранее принятых решений, ввиду чего может быть причинен ущерб имущественным правам инвестора. В то же время уточняется, что это положение не распространяется на претензии, вытекающие из налоговых, таможенных, трудовых и связанных с ними отношений, а также отношений, связанных с привлечением лиц к уголовной и административной ответственности.

Актуальность последнего положения хорошо иллюстрирует конфликт Мингорисполкома и ОДО «РевиТар Инвест», когда чиновники выдали частному инвестору разрешение на строительство, а спустя 10 лет расценили развернувшиеся работы как нецелевое использование земельного участка и потребовали снести возведенные сооружения. Конфликт получил широкую огласку и был озвучен на встрече с главой государства в 2019 г., после чего Мингорисполком отказался от претензий к инвестору. Несмотря на счастливый конец, был создан опасный прецедент – эта история показала, что даже все необходимые разрешения, выданные гос­органами, не являются гарантией того, что инвестор может быть спокоен относительно своей собственности в будущем. Если законопроект будет принят, вероятность возникновения таких ситуаций сведется к минимуму.

Безусловно, все озвученные новации не обеспечат инвестору полную защищенность, однако станут небольшим шагом в этом важном направлении. Не менее важно для вкладчика понимать, что данный закон будет иметь должную силу и обойдется без исключений в случаях, когда одной из сторон конфликта выступит государственный орган. Поэтому мало принять такой документ – важно показать правоприменительной практикой, что законодательство, регулирующее вопросы собственности и законных интересов, работает без исключений и односторонних репутаций. А это гораздо более сложная задача.

***

Согласно данным статистики, иностранные инвестиции в реальный сектор экономики (кроме банков) за январь-декабрь 2020 г. составили 8680 млн долл., что на 13,3% меньше, чем в 2019 г. Географический разрез привлеченных инвестиций по-прежнему отражает превалирующие интересы субъектов хозяйствования Российской Федерации, на долю которых пришлось 41,4% всех поступивших инвестиций. Далее с большим отрывом следуют инвестиции с Кипра (9,4%), из Австрии (7,4%), Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (6,8%).

Наибольшая часть иностранных вложений (69%) – это прямые инвестиции, осуществляемые в форме долговых инструментов (3,9 млрд USD, или 64,3% от общего объема прямых инвестиций), и реинвестирование (1,9 млрд USD, или 32,3%). Это говорит о том, что иностранные вкладчики предпочитают использовать наиболее защищенные виды денежных вложений и избегают других форм, которые требуют наличия развитого законодательства, защищающего права инвестора.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК


***
Право: рубрики
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное