Иногда не до туризма?..

Пока государство имитирует активную деятельность по поддержке туристической отрасли, этот бизнес медленно гибнет.
Внутренний туризм в Беларуси в 2020 году сократился в среднем на 50%. Въездной (т.е. организованное обслуживание иностранных туристов) – практически до нуля. Доходы туристических операторов, заполняемость гостиниц, загрузка экскурсоводов, транспорта и др. составляют максимум 10–15% от докризисного уровня.
Господдержка мнимая или реальная?
В результате пандемии COVID-19 отрасль туризма и путешествий столкнулась с самыми, наверное, большими в своей истории проблемами. По оценкам Всемирной туристской организации ЮНВТО, в 2020 году в мире наблюдалось беспрецедентное падение объема туристических услуг – примерно на 80%. Начало восстановления в туристическом бизнесе прогнозируется лишь к концу 2021-го началу 2022 гг., а полное восстановление – не ранее 2025 года.
В большинстве государств правительства разработали и внедрили в отношении субъектов туристической деятельности разнообразные меры поддержки – от налоговых каникул до прямых субсидий, привязанных к обороту в благополучном 2019 году. В Беларуси, как известно, План первоочередных мер поддержки внутреннего и въездного туризма был разработан Министерством спорта и туризма и утвержден правительством только в конце ноября. Участники рынка и деловые союзы подвергли его жесткой критике, поскольку речь в документе идет преимущественно об инфраструктурных проектах, а не о реальной помощи субъектам туристической инфраструктуры.
В частности, в ходе совместной пресс-конференции, которая прошла 9 декабря, Республиканского союза промышленников и предпринимателей и Республиканского союза туристических организаций председатель РСПП Александр Швец заявил:
– Этот план имитационный, он совершенно не соответствует времени. Поэтому возникает вопрос: понимают ли его разработчики реальное положение дел в отрасли и в состоянии ли они вообще регулировать туриндустрию?
Действительно, разработанные Минспорта предложения – строительство дорог и средств размещения, приобретение автобусов отечественного производства и т.д. – были бы уместны до кризиса. Например, в 2019-м, когда турпоток стабильно рос, и Беларусь в составе организованных туристических и экскурсионных групп посетили 405,5 тыс. человек. А «неорганизованных» иностранцев к нам ежегодно приезжало от 4 до 5 млн. Теперь же, когда загрузка отелей составляет в среднем по стране около 10%, а санаториев – порядка 30%, по мнению специалистов, нужны совсем другие меры – меры прямой экстренной господдержки. Потому что потери в этом бизнесе достигли гигантских масштабов. В частном секторе он держится на плаву исключительно за счет личных средств учредителей, а в государственном – за счет бюджета.
Потери операторов – 85–90%
– У нас работает 30 человек, и выручка компании, по сравнению с 2019 годом, сейчас составляет около 10%, – рассказывает Галина Потаева, директор компании «Виаполь», которая специализируется на въездном и внутреннем туризме. – Ситуация такова, что внутренний туризм в стране составляет не более 50–60% от докризисных цифр. А что касается въездного, то в 2019 году экспорт туруслуг в нашей компании составлял 2,7 млн USD, а в 2020-м – уже всего 390 тыс. И то благодаря первым двум месяцам года, когда пандемия еще не началась по-настоящему. С марта 2020-го иностранных клиентов у нас практически не было.
Конечно, в прошлом году пострадала вся туристическая отрасль. Но дело в том, что внутренний и въездной туризм – это деятельность на порядок более трудозатратная. Она подразумевает наличие широкого круга специалистов – переводчиков, экскурсоводов, водителей, не говоря об обычных менеджерах по продажам и работе с клиентами. К тому же внутренний и въездной туризм – это создание собственного туристического продукта (причем часто индивидуального), что сопряжено с расходами сил, времени и денег.
Но самое главное то, что на этом продукте зарабатывали все участники туристической цепочки – музеи, рестораны, гостиницы и другие места размещения, особенно в регионах. Пополнялись и бюджеты всех уровней за счет налогов. А сейчас даже в большинстве областных центров, не говоря о глубинке, вся эта инфраструктура несет огромные убытки.
– Затраты по содержанию бизнеса у нас, конечно, выше, чем в выездном туризме, – говорит Г. Потаева. – И сегодня те, кто остался на этом рынке, в основном держатся на плаву за счет поддержки учредителей. Многие отказались от офисов и перешли на удаленку или сократили штат до 1–2 человек. Огромная проблема еще и в том, что у белорусских операторов остались большие долги. Мы продавали туры и вносили предоплату гостиницам и санаториям. Сейчас они столкнулись с проблемами и не могут вернуть нам деньги. По белорусскому законодательству в такой ситуации мы обязаны вернуть деньги клиенту в течение 2-х недель, но где их взять? Поэтому договариваемся как получается: кому-то возвращаем по частям, подписываем допсоглашения о переносе туров на 2021 год и т.д.
Как говорят в туркомпаниях, сейчас единственным эффективным средством спасения отрасли являются деньги – или прямые субсидии, хотя бы на несколько месяцев в пределах 30–40% докризисного оборота, или очень дешевые кредиты с субсидируемой ставкой. Неплохо было бы также кардинально снизить на какое-то время ставки аренды для тех, кто занимается въездным и внутренним туризмом.
Отели несут убытки
Классический пример того, что происходит с объектами внутреннего туризма в глубинке, – пансионат «Лесное-Рудня» в Россонском районе Витебской области. Это небольшое частное заведение для отдыха около 40 человек зимой и до 60 в летний период, позиционирующее себя как загородный камерный парк-отель уровня 3*. Здесь есть как классические номера, так и отдельные дома на семью или большую компанию, свой спортзал, банный комплекс, ресторан, пляж, экскурсионная программа и т.д. Все новое, ухоженное, в лесу и рядом с водой.
Основной целевой аудиторией пансионата, учитывая близость восточной границы, были российские туристы, в основном семьи с детьми и пары старшего возраста из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга. Поэтому как только въездной туризм начал сворачиваться, пансионат столкнулся с проблемами.
– Наша основная выручка формировалась российскими туристами, а закрытые границы привело к полной потере въездного клиентского потока, – объясняет учредитель пансионата Владимир Резников. – Также из-за пандемии мы полностью потеряли загрузку нашей очень интересной площадки загородной регистрации браков. Замещение иностранных туристов белорусскими гостями оказалось очень незначительным – максимум на 10%. В результате выручка в 2020 году, по сравнению с 2019-м, упала на 40%, а налоговые платежи уменьшились на 20%.
В 2020 году пансионат долго и, к сожалению, безуспешно пытался получить предусмотренную Указом Президента льготу по налогу на недвижимость и плате за землю. Никаких других мер государственной поддержки турбизнеса в арсенале местных властей также не оказалось. Чтобы сохранить коллектив и материальную базу, руководство пошло на радикальные меры, и в сезоне-2020 переориентировало заведение на прием организованного детского лагеря. Это помогло закрыть часть финансовых проблем. Но если в 2021 году границы не откроют, ситуациябудет сложнее, чем в 2020-м. Потому что любая «подушка безопасности» имеет пределы.
– Экономика нашего объекта устроена таким образом, что в межсезонье (а это фактически 7 месяцев в году) мы тратим заработанное в сезон, – объясняет В. Резников. – В сезон мы расширяем, а в межсезонье уменьшаем штат. Однако особенности объекта загородного гостеприимства не позволяют в конце сентября просто повесить на въездные ворота замок и сказать коллективу: «До встречи 28 апреля». При сокращении штата должны быть разумные границы. Ведь необходимо отапливать помещения, убирать и освещать большую (12 гектаров) территорию, поддерживать работу полностью автономной инфраструктуры – энергоснабжения (трансформаторная подстанция и сети), канализации, скважины, водонапорной башни, системы водоочистки, водопроводных сетей. Заниматься заготовкой дров, наконец! Даже если затянуть пояса, месяц затрат в межсезонье для нас обходится по самому минимуму в 6–8 тыс. руб.
Чего ждет бизнес
По мнению учредителя пансионата «Лесное-Рудня», меры государственной поддержки внутреннего туризма должны включать не только решения, принятые органами власти, но и поддержку со стороны фактически государственных монополистов – энергетиков, газовиков, связистов, дорожников, госбанков.
– Что касается собственно органов государственной власти, то можно внедрять программы кластерного развития туризма или по примеру России ввести «туристический кэшбэк» с упором на поддержку отдыха в межсезонье, выдавать сертификаты малообеспеченным слоям населения. Через такие рыночные механизмы государственная поддержка может стать реально доступной для объектов всех форм собственности – кто привлек туриста, тот и получил господдержку. Странным представляется повышающий коэффициент 2 для налога на недвижимость, устанавливаемый местными советами, особенно в период, когда эта недвижимость фактически простаивает. Аналогичный вопрос и по введению курортного сбора в белорусских лесах. Да, есть курортный сбор, например, в Сочи или Карловых Варах? Это плата отеля администрации города за то, что она владеет сильным туристическим брендом, приводит в отель турпоток и постоянно вкладывает ресурсы в рекламу туристической привлекательности региона. А какой курорт в белорусском лесу и у кого болит голова за привлечение туриста в лесной отель кроме собственника?
Не менее важно обязать и госмонополистов участвовать в развитии туристической инфраструктуры. Как рассказывают участники рынка, в ответ на обращения они очень часто получают отписки: «Ваше предложение по газификации (электрификации, прокладке интернета) не представляется экономически целесообразным». И в этой беде даже местные исполкомы в депрессивных регионах (а именно там по логике нужно развивать туризм) ничем помочь не могут – госмонополистам они не указ. Так что тут вопрос не только в загородном гостеприимстве, а в целом в стратегии равномерного территориального развития.
– В качестве конкретных антикризизисных мер для развития загородного гостеприимства, которые зависят от госмонополистов, я бы предложил следующие, – говорит В. Резников. – Это приоритетное развитие инженерных сетей в направлении объектов загородного туризма;введение для таких объектов энерготарифа как для населения, а тарифа на отопление – не дороже 10 копеек; товарное кредитование на 3–5 лет под гарантии местных исполкомов инвестиционных товаров местного производства – древесины, песка, цемента, асфальта и т.п. для нового строительства на территории туробъектов; выделение государством дотаций предприятиям-монополистам на проведение данных мероприятий; внедрение кредитного продукта для нового строительства с уровнем «ставка реф. минус 3%» и сроком возврата не менее 7 лет.
Агроусадьбы: минус 50%
Можно сказать, что в отличие от классических объектов размещения агроусадьбы пережили 2020-й относительно спокойно. Конечно, для них, как и для всех, год был неровным: сначала почти полный локдаун во время первой волны, потом – ажиотажный спрос летом и в начале осени и снова обвал в ноябре-декабре.
– На новогодние праздники в этот раз не было массовых свадеб и корпоративов, но усадьбы все же были более или менее востребованы, – говорит Валерия Клицунова, руководитель БОО «Отдых в деревне». – Можно сказать, что в общем и целом отрасль выстояла. Но хотя ситуацию в этом виде деятельности по итогам года и нельзя назвать катастрофической, потери оказались значительными. По нашим оценкам – около 50%. Есть усадьбы, которые вообще не работали в этом году, а кто-то закрылся уже осенью.
Конечно, сравнить условия налогообложения агроусадеб с теми же пансионатами нельзя. Ставку сбора для них уже давно хотят увеличить. В разное время в прессе фигурировалиразные цифры – от 4 до 15 раз. Но в итоге с 1 января 2020 г. сбор подняли только вдвое – с одной базовой величины до двух в год, что явно подъемно не только для сельхозпроизводителей, но и для обычных граждан.
Однако надо понимать, что текущие затраты у них тоже есть, ведь если даже обычный деревенский дом одну зиму не топить, то вряд ли в нем понравится гостям летом. Есть и другие расходы. Так что агроусадьбы тоже сложно назвать выигравшими в прошлогодней лотерее. Тем более, в сравнении с соседними странами.
– В мире сложно найти страну, где во время пандемии не поддержали бы бизнес, – отмечает В. Клицунова. – Маленькая Эстония с населением 1,3 млн человек выделила малому бизнесу на селе 200 млн евро в виде невозвратных ссуд. И субъекты хозяйствования могли получить по 50 тыс. евро. У нас же туристическая сфера не получила ни рубля. Зато постоянно появляются новые идеи по повышению налогов для того или иного вида деятельности.