Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Итоги
30.04.2002 16 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

I квартал 2002 года: новые тенденции белорусской экономики

Количественные показатели работы белорусской экономики в январе -- марте нынешнего года схожи с аналогичными данными соответствующего периода 2001г., хотя в финансовом отношении ситуация стала сложнее. Вопрос, однако, состоит в том, что лучше -- темпы или качество развития?
Количественные показатели работы белорусской экономики в январе -- марте нынешнего года схожи с аналогичными данными соответствующего периода 2001г., хотя в финансовом отношении ситуация стала сложнее. Вопрос, однако, состоит в том, что лучше -- темпы или качество развития? В отношении темпов заметим, что по итогам прошлого года, которые были недавно опубликованы статистическими службами стран СНГ, мы находимся на последнем месте. Что касается качества, трудно считать начало года простым и ясным. Судите сами: при росте задолженности по заработной плате (особенно в научной сфере) и вынужденных неоплаченных отпусков мы имеем (за январь -- февраль) профицит государственного бюджета в 65 млрд.руб. Одновременно на 1 апреля бюджет недополучил 197,7 млрд.руб. Как же он составлялся, если при столь высоком уровне недопоступлений есть профицит?

Для того чтобы разобраться в ситуации, начнем с исходных показателей -- основных агрегатов макроэкономики.

============================================================
Показатели                       Изменения     Аналогичные
                                 в % (+или-)   показатели
                                               2001г.
============================================================
Валовой внутренний продукт      +3.2            2
Внутренние потребительские
продажи                         +15.7           12.4
Инвестиции                      +7              -4
Экспорт                         -8.1            15
Импорт                          +1.6            -3.7
============================================================

Что же происходит? Во-первых, продолжается опережающий прирост доходов домашних хозяйств по сравнению с приростом ВВП, что вызвало определенные диспропорции. Во-вторых, рост располагаемых личных доходов спровоцировал прирост на 15,7% покупок на внутреннем рынке, хотя правительство в прогнозе исходило из цифры 5--6%. Что это -- недосмотр или ситуация непреодолимой силы? Нужны ли такие прогнозы, которые не реализуются или создают иную ситуацию? Да и вообще, как можно прогнозировать опережающий прирост доходов над темпами ВВП при падении конкурентоспособности национального производства?

Результаты не замедлили сказаться. Официальная статистика показывает, что на 1 марта 2002г. 5553 предприятия, или 47,7% от их общего числа, учитываемого в текущем порядке, были убыточными. Сумма убытков в целом по экономике за январь -- февраль составила 139,5 млрд.руб., в т.ч. в промышленности -- 48,9 млрд., жилищно-коммунальном хозяйстве -- 23,1, сельском хозяйстве -- 16,3, на транспорте -- 13,7, в торговле и общественном питании -- 13,4 млрд.руб. Поражает последняя цифра. Если население купило товаров на 15,7% больше, то как надо было торговать, чтобы оставаться в убытках? Или это старания самих хозяйствующих субъектов по "саморазорению"?

Весьма показательны данные о результатах финансовых потоков основных сделок в экономике. Хозяйствование происходит таким образом, что доля убыточных предприятий и организаций в отраслях экономики такова:

Удельный вес убыточных предприятий в их общем числе

============================================================
                         Январь    Январь --   Справочно
                         2002 г.   февраль     январь --
                                               февраль 
                                               2001г.  
============================================================
Всего                    47,2      47,7      39,4
в том числе:                           
Промышленность           43,7      44,6      34,9
транспорт (включая
трубопроводный)          48,3      47,4      48,3
связь                    29,4      27,5      17,6
строительство            44,0      43,9      29,9
торговля и общественное
питание                  47,0      48,2      41,9
материально-техническое
снабжение и сбыт         54,5      52,2      48,8
жилищно-коммунальное
хозяйство                40,3      39,7      33,9
непроизводственные виды
бытового обслуживания
населения                39,0      32,8      32,8
============================================================

Резко ухудшается ситуация в строительстве, хотя реальная стоимость 1 кв.м. нового жилья в этом году повышается. Подозрительна и убыточность сектора оптовой торговли (54,5%). При росте тарифов увеличивается убыточность коммунального хозяйства.

Еще более опасна ситуация в региональном разрезе. Минстат сообщает, что удельный вес убыточных предприятий в их общем числе в Брестской области составил 45,7%, Витебской -- 57,8, Гомельской -- 53,7, Гродненской -- 44,7, в г. Минске -- 23,5, в Минской -- 51,7, Могилевской области -- 61,8%. Налицо явная угроза экономической безопасности страны, т.к. Могилевский и Витебский регионы становятся зонами экономического бедствия. При жесткой денежной политике и ограничении субсидий и льгот, что имеет место в последнее время, выход из положения должен быть радикальным (естественно, он не может быть не болезненным для предприятий и жителей этих регионов).

Поднимая доходы основной части населения, белорусские полисимейкеры по существу ставят под удар сохранение рабочих мест для 50--60% занятых на предприятиях этих двух регионов Беларуси. Да и для 47,7% предприятий страны будущее весьма туманно. Мировая практика подсказывает, что простых и быстрых решений в такой сфере экономической политики нет.

Внутренний рынок: неравномерный разогрев

Суть белорусской экономической политики начала 2002г. заключается в разогреве внутреннего потребительского спроса. Конечно, есть конкуренция и за сбережения, т.к. уровень инфляции за март составил всего 2,6%, что, используя в качестве сбережения белорусский рубль, дает возможность получать около 4% реального дохода в месяц. При норме прибыли в 5,9% в целом по экономике невозможно выплачивать такие дивиденды, не разоряя собственного производителя, что реально и происходит. Высокие темпы прироста доходов домашних хозяйств дают эффект роста спроса на потребительские товары, что пока плохо улавливается национальным производителем. По итогам квартала прирост производства таких товаров составил всего 2,5% при увеличении реальных доходов по сравнению с I кварталом прошлого года на 23 пункта. Это явное несоответствие политики доходов и промышленного менеджмента, хотя в данном случае в большей степени надо говорить о политике стимулирования национального производства в пищевой и легкой промышленности.

"Лишние" деньги (относительно, конечно) не ведут к рациональному типу потребления, т.к. теряется связь между мерой труда и мерой потребления. С другой стороны, существующая политика доходов социально неодномерна, ибо темпы прироста доходов в разных социальных группах различны. Возникает дефицит дешевых товаров, рынок наполняется большим количеством импорта, что также подчеркивает неадекватность изменений. Если в I квартале 2001г. импорт уменьшился на 3,7%, то в этом году он прирос на 1,6%. Это тем более внушает опасения, т.к. одновременно произошло снижение экспорта.

Что же происходило на нем в I квартале 2002г.? Ситуация была неровной и неблагоприятной: в январе и феврале -- традиционное снижение продаж по сравнению с концом предыдущего года, причем весьма существенное, затем "набор высоты", что симптоматично для сезонной динамики. Конкретное уменьшение покупок составило в январе (по сравнению с декабрем 2001г.) 24,7%, в феврале реализация снизилась еще на 4,6 пункта. Разогрев начался в марте, когда продажи на внутреннем рынке приросли на 16,7%. Это меньше, чем было в конце прошлого года, но все-таки существенное приращение.

Обратим внимание и на изменения сегментов потребительского рынка по сравнению с I кварталом 2001г. В 2002г. населению продано продовольственных товаров на 1459,3 млрд.руб., непродовольственных -- 794 млрд. Однако собственное производство товаров народного потребления в стране за указанное время увеличилось всего на 2,5%.

Внешние рынки: "экспортозамещение" и стратегия роста импорта

Есть свои отличия и на внешних рынках. Если в последние годы официальной установкой правительства были импортозамещение и экспортная стратегия, то сейчас получается как бы наоборот.

Сопоставив данные последних лет, получаем обескураживающий результат. Тренд экспортных потоков "нулевой" -- нет ни положительной, ни отрицательной динамики. То есть находимся в ситуации балансирования, экспортная стратегия неэффективна, и нет инструментов наращивания вывоза белорусских товаров на региональные и мировые рынки.

Внешний рынок стал играть на понижение шансов белорусских экспортеров. Вопреки оценкам правительства в этом году мы стартуем не с приростом продаж на нем на уровне 6,5%, а падением на 8,1%. При этом на 1,6% вырос импорт, о чем уже упоминалось. Одновременно вырисовываются контуры дефицита торгового баланса, составившего за 2 месяца 73,5 млн. USD, что экстраполируется в годовую величину 440--450 млн. USD. Это относительно немного, и если не будет резких колебаний обменного курса, то ситуация может считаться относительно благополучной.

Конечно, на позиции экспортных и импортных операций влияли цены и таможенные тарифы. Что касается первого, то рост цен на нефть отрицательно воздействовал на потоки ресурсных энергетических товаров, хотя ситуация была не столь драматической, как 2 года назад. Вместе с тем стали накапливаться новые проблемы. К ним, скажем, можно отнести антидемпинговые меры в отношении белорусских товаров, примерами которых является ситуация с белорусским искусственным мехом и рубероидом в Украине.

Что касается таможенных тарифов, то белорусское правительство не может до конца оценить последствия унификации национальных таможенных тарифов с российскими, что является достаточно сложным явлением и имеет свою внутреннюю логику. Более того, переход на российские транспортные тарифы вызовет падение доходов белорусских перевозчиков (железная дорога), хотя именно в начале этого года наметилась общая тенденция роста перевозок на 8,9% по грузообороту и на 12% по отправлению грузов.

Главный итог I квартала -- весьма драматическое снижение экспорта. Стране приходится "соревноваться" с динамикой цен внешних рынков, которая складывается неблагоприятно для нас. За 3 месяца этого года внутренние цены выросли на 12,7% при снижении цен внешнего рынка. Если же принять во внимание и годовую динамику инфляции, то итог явно не в пользу Беларуси. Именно падение средних экспортных цен на 8,3% опережает динамику цен на импорт.

Характерно, что такая ситуация складывается не только на мировом, но и на российском рынке. В итоге уже за два первых месяца стоимостной объем экспорта в Россию в долларах США уменьшился на 8,6%, физический -- на 3,4%.

В чем причина происходящего? Средние цены экспорта в Россию в январе -- феврале 2002г. снизились на 5,4%. Это и стало мощным фактором изменений в его величинах и объемах. С другой стороны импорт из России в долларах США уменьшился на 4,5%. И это при том, что его физический объем увеличился на 6,6%. Средние цены импорта из России по сравнению с январем-февралем 2001г. снизились на 10,4%. Последнее означает, что российские производители предлагают свои товары белорусскому покупателю уже на 1/10 дешевле, чем год назад. Ценовая конкуренция складывается в пользу России, что прогнозировалось нами 2 года тому назад, но стало вызовом для национальной экономики в 2002г.

Совершенно новое явление -- стало резкое сокращение доли стран СНГ в белорусском экспорте. Обычно она составляла около 10% экспортных потоков товаров. Два первых месяца 2002г. демонстрируют иное: из общего объема продаж на долю стран вне СНГ уже приходится 43,9%. Россия уверенно занимает 51,1% белорусского экспорта. Однако в этом году страны СНГ стали занимать всего 5% наших зарубежных продаж. Озабоченность должно вызывать и то, что во всех странах СНГ наблюдается экономический подъем, причем при наличии высоких темпов прироста ВВП, доходов, промышленного производства. Если при этом белорусское присутствие сокращается вдвое (по общей конфигурации потоков), то это означает не что иное, как уступку традиционного внешнего экономического пространства.

Второй особенностью данной ситуации является падение всей совокупности экспортных потоков. Уже одно то, что Украина стала покупать наших товаров в 3 раза меньше при высокой экономической конъюнктуре в этой стране, является симптомом, требующим более пристального внимания правительственных институтов и структур.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений