Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Глобализация
17.09.2004 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Хроники антибелорусского антидемпинга

В отношении Беларуси до сих пор применяются различные антидемпинговые санкции, потери от которых составляют 100-120 млн.USD в год...

В отношении Беларуси до сих пор применяются различные антидемпинговые санкции, потери от которых составляют 100-120 млн.USD в год. Введение ограничительных мер на поставку белорусских товаров какой-либо страной вынуждает производителей переориентироваться на другие рынки.

Начинаем защищать своих

Однако МИД и белорусские предприятия-экспортеры ведут активную работу по защите интересов отечественных производителей путем отмены уже действующих антидемпинговых санкций и предупреждения новых.

Так, с расширением ЕС были отменены антидемпинговые меры на определенные товарные группы со стороны Литвы (цемент, известь), Польши (химические волокна, цемент), Венгрии (ДВП). Недавно ЕС также утвердил специальные переходные меры (количественную квоту) на ввоз белорусского хлорида калия в новые страны ЕС.

Антидемпинговые меры в отношении определенных товарных групп белорусской продукции, помимо стран ЕС, действуют со стороны Украины (спички, ДВП, кровельные материалы, искусственный мех). Антидемпинговые расследования сейчас ведут Россия (в отношении электродвигателей) и Индия (полиамидные нити).

Беларусь является экспортоориентированной страной, поэтому возможность возбуждения антидемпингового расследования и введения ограничительных мер в отношении какой-либо группы белорусских товаров существует всегда. Главная задача - предупредить введение таких мер.

22 марта вступило в силу решение Европейской комиссии от 20марта о начале частичного пересмотра антидемпинговых мер в отношении семи товарных позиций, происходящих из четырех стран (Беларусь, Китай, Россия, Украина), в том числе и хлоркалия, происходящего из Республики Беларусь. Результатом пересмотра стало сохранение объемов экспорта белорусских калийных удобрений в страны, которые вступили в ЕС 1мая 2004г.

Данное решение стало итогом двухлетнего переговорного процесса по минимизации негативных последствий расширения ЕС для Беларуси. Такой режим ввоза белорусских калийных удобрений в ЕС будет действовать около года с даты вступления новых членов, что даст нам возможность осмотреться до новых заявлений о начале антидемпинговых расследований.

С одной стороны, автоматическое распространение действующих в настоящее время в ЕС антидемпинговых пошлин на ввоз белорусских калийных удобрений на 10 новых членов Еврорсоюза привело бы к потерям для Беларуси в размере 100 млн. USD. С другой - ограничение на импорт белорусских калийных удобрений привело бы к их недостатку в странах, вступающих в ЕС, к росту цен на них и необходимости создания в ЕС дополнительных фондов для поддержки сельхозпроизводителей.

МИД РБ намерен инициировать очередной раунд переговоров с Еврокомиссией по вопросу отмены квотирования импорта текстильных товаров в страны Евросоюза. Беларусь предлагает рассмотреть возможность отмены квот на поставку текстиля с 1 января 2005г.

В связи с расширением ЕС с 1 мая 2004г. квоты на поставки белорусских текстильных товаров по просьбе Беларуси были увеличены. Однако это увеличение, по мнению белорусской стороны, недостаточно.

Расширение ЕС можно классифицировать как существенное изменение условий сотрудничества, что в соответствии с нормами международного права является юридическим основанием для пересмотра соглашения и отмены квотирования. В рамках работы межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству наша страна уже заручилась поддержкой в решении этого вопроса ряда стран, вступивших в ЕС, в частности Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, Венгрии и Словакии.

Проблема квотирования поставок текстильных товаров в ЕС актуальна для Беларуси, так как потенциальные потери республики из-за недостаточного объема выделенных квот достигают до 5 млн.USD в год. Доля текстиля в общем экспорте республики в ЕС составляет более 12%. Из существующей 161 категории текстильных изделий ограничения для Беларуси установлены по 34, из них 11 являются приоритетными направлениями экспорта белорусских производителей.

Какие же меры применяются белорусской стороной для защиты отечественных товаропроизводителей? В августе 2004г. МИД РБ начал расследование, предшествующее введению специальных защитных мер в отношении импорта мяса птицы на таможенную территорию Беларуси. Расследование проводится на основании заявления Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики. Данные, приведенные в заявлении, позволяют констатировать факт возросшего импорта и свидетельствуют о наличии угрозы причинения существенного ущерба отрасли белорусской экономики.

Объем импорта товара за 12 месяцев 2003г. увеличился на 42,7% от объема импорта за 12 месяцев 2001г., в том числе объем импорта товара из стран Европейского союза (с учетом присоединившихся стран) увеличился на 68,2%. Одновременно доля импортного товара на белорусском рынке выросла с 21,2% в 2001г. до 27,6% в 2003г. Доля стран Европейского союза в общем объеме импорта товара составляет 63%.

Несмотря на введение временных ставок таможенных пошлин в размере 70% на ввозимые на территорию Беларуси отдельные виды мяса птицы, общий объем импорта товара продолжает увеличиваться. При росте  потребления на внутреннем рынке на 9,3% объем производства в отрасли белорусской экономики вырос только на 2,2%. Численность персонала в отрасли сократилась по сравнению с 2001г. на 3,8 тыс. человек. Рост объемов импорта стал возможен в связи с низкими ценами на импортируемый товар. При этом аналогичный товар отечественного производства становится неконкурентоспособным.

Кроме того, МИДом проводится расследование, предшествующее введению специальных защитных мер в отношении импорта на таможенную территорию Беларуси кондитерских изделий: карамели, печенья, шоколада и шоколадных изделий. Расследование проводится на основании заявления концерна "Белгоспищепром". Объем импорта карамели в 2003г. увеличился на 97% по сравнению с 2001г., ее доля на белорусском рынке выросла с 7,9% в 2001г. до 17,1% в 2003г. Объем импорта шоколада и шоколадных изделий в 2003г. увеличился на 96% по сравнению с  2001г., а их удельный вес на внутреннем рынке вырос с 71,6% в 2001г. до 80,6% в 2003г. Объем импорта печенья в 2003г. увеличился на 387%. Доля его на внутреннем рынке выросла  до 51,6% в 2003г.

Основными импортерами карамели, шоколада, шоколадных изделий и печенья в Беларусь являются производители России и Украины. Белорусским производителям нанесен значительный ущерб, выразившийся в сокращении объема производства карамели, шоколада, печенья при общем росте их потребления на внутреннем рынке.

В соответствии с законодательством Беларуси антидемпинговое расследование может продолжаться 9 месяцев. В крайнем случае может быть продлено еще на 3 месяца. Белорусская сторона намерена ввести защитные меры, адекватные ущербу. Наиболее вероятно, это будет квота.

В заключение необходимо отметить, что согласно утвержденной схеме, предприятия должны предоставлять информацию и анализ возникших проблем с экспортными поставками МИДу, а тот, в свою очередь, составив информационную базу, приступает к проведению антидемпингового расследования, итогом которого может стать введение антидемпинговых пошлин на ту или иную группу товаров. Предприятиям, действующим таким образом, удается отстоять свои интересы на мировом рынке.

Как не попасть под этот пресс?

Чтобы не допустить антидемпинговых расследований, экспортеру следует опираться на существующую мировую практику применения мер по защите. При проведении переговоров с иностранным контрагентом - импортером о заключении долгосрочного экспортного контракта на поставку товаров в крупных объемах целесообразно предварительно ознакомиться с антидемпинговым законодательством страны ввоза данного товара.

Это позволит сориентироваться и не допустить ошибок при определении цен на экспортируемый товар, уяснить все вопросы, которые могут касаться возможных антидемпинговых мер: понятие демпинга и материального ущерба; случаи, не подпадающие под демпинг; порядок возбуждения антидемпинговых расследований и прочее.

Надо также иметь в виду, что иностранный импортер сам заинтересован в том, чтобы не допустить демпинга и он является одной из важнейших фигур в сделке, поскольку антидемпинговая пошлина, если она вводится, должна оплачиваться импортером. Поэтому ценовые условия контракта в одинаковой мере касаются как экспортера, так и импортера. С антидемпинговым законодательством белорусского экспортера, естественно, должен ознакомить его контрагент.

При осуществлении экспортных операций на постоянной основе экспортер должен проводить разумную ценовую политику. Нельзя допускать применения низких цен, могущих послужить основанием для признания демпинга. Они обычно определяются с учетом цен на конкурирующую продукцию. Если имеются факторы, позволяющие обосновать экономически более низкие цены, то их обычно используют. Например, высокое качество исходного сырья, низкие издержки его производства (близость к месту изготовления продукции из этого сырья, низкая стоимость рабочей силы) и прочее. Антидемпинговое законодательство может учитывать эти факторы.

Важным вопросом является маркетинг, т.е. изучение экспортером рынка импортера во всей его совокупности: общий объем импорта данного товара в стране ввоза, наличие конкуренции, уровень потребности страны ввоза в данном товаре, конкурентные цены (внутренние и мировые) и прочее.

Если возникает угроза антидемпингового расследования, то экспортеру желательно договориться с конкурентами и принять необходимые меры, чтобы не допустить его. С этой целью следует также использовать авторитет и влияние импортера, включая получение от него необходимой коммерческой и правовой информации. При возбуждении антидемпингового расследования экспортеру надлежит уведомить МИД Республики Беларусь с целью получения от него консультаций и необходимой помощи по защите своих интересов.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений