Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №34(2728) от 03.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2354
EUR:
3.4633
RUB:
3.492
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Холдингам обещана отмена избыточного регулирования и вмешательства

Фото: shutterstock

Минэкономики подготовило проект указа «О создании и деятельности холдингов». Новый нормативный акт должен полностью заменить действующий Указ от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» (в редакции от 31 октября 2019 г.) (далее – Указ № 660), которым сейчас регулируется направление.

Общественное обсуждение проекта продлится до 17 мая.

 

Не юрлицо, но субъект предпринимательства

В проекте перечислены основания вхождения субъектов хозяйствования в холдинг как для юридического лица в качестве управляющей компании, так и для физического лица (собст­венника имущества) – без образования управляющей компании холдинга.

Установлена минимальная граница включения в холдинг в качестве дочерней компании хозобщества – 25% в уставном фонде.

Предложен запрет на вхождение государственного объединения в холдинг в качестве его управляющей компании, поскольку холдинг и ГО «по своей правовой и экономической природе являются двумя взаимоисключающими формами интеграции», отмечают разработчики в обосновании к проекту. Однако из-за того, что прямого запрета на смешение указанных видов объединений Указ № 660 не содержал, ранее создавались холдинги во главе с ГО.

Проектом указа определена правовая природа холдинга: в Беларуси холдинг не является юридическим лицом. Вводится запрет на участие одной и той же дочерней компании в нескольких холдингах.

Устанавливается порядок принятия решений о создании холдингов: дочерняя компания должна принять решение о согласии на участие в нем.

Деятельность всех управляющих компаний холдингов признается предпринимательской. Это объясняется тем, что управляющие компании в некоторых действующих холдингах осуществляют исключительно управленческие функции. Во избежание разночтений их статус решили унифицировать.

 

Счет, который нельзя арестовать

Управляющим компаниям планируют предоставить право на формирование централизованного фонда за счет отчислений из прибыли участников холдинга после уплаты всех обязательных платежей с дальнейшим целевым использованием таких средств в рамках холдинга.

«Преимущество использования специального счета состоит в том, что денежные средства с него не подлежат взысканию и аресту, а также не происходит приостановления операций по специальному счету», – поясняют авторы.

В частности, направить средства можно будет на:

– централизованные закупки машин и оборудования;

– финансирование капвложений, научно-исследовательских работ;

– выполнение программы энерго­сбережения;

– исполнение долговых обязательств;

– использование дочерними ком­паниями в качестве заемных.

Государство против злоупотреблений со стороны государства

Проект указа регламентирует особенности создания, деятельности и управления холдингами с участием государства (50% акций и более в собственности).

Государственным органам разрешат консолидировать пакет акций на уровне управляющей компании в том случае, если они в трехмесячный срок не примут другого решения об их судьбе. Связано это с тем, что на практике некоторые из них, имея стопроцентный контроль в управляющей компании, вносят акции «дочек» в ее уставный фонд, оставляя при этом себе незначительные пакеты дочерних компаний.

В Минэкономики считают, что политика госорганов должна быть последовательной: при создании хол­динга управляющей компании передаются сразу все акции, а если хол­динг уже создан, акции, находящиеся в распоряжении органа, также подлежат передаче управляющей компании в полном объеме.

Разработчики подчеркивают, что ключевой проблемой, которую пока не удается решить холдингам, находящимся под патронажем государства, остаются взаимоотношения с курирующими их госорганами.

Авторы объясняют это «верностью [госорганов] своим традициям управления».

«Создание холдингов с управляющими компаниями, на плечи которых госорганы должны были переложить всю тяжесть функций хозяйственного управления, не мешает им вмешиваться не только в деятельность управляющих компаний, но и в деятельность дочерних, например, доводить до «дочек» показатели или оставлять за собой право согласовывать кандидатуры их руководителей», – говорится в обосновании к проекту.

Поэтому документ содержит положение, направленное на ограничение вмешательства госорганов в управление и деятельность дочерних компаний.

Также будет введен запрет на вхо­ж­дение в органы управления управляющей компании холдинга с участием государства более двух его представителей. В Минэкономики подчеркивают: на сегодня неопределенность в вопросах количества представителей государства, которые могут быть назначены в одно хозобщество, породила злоупотребления со стороны госорганов.

Проект расширяет перечень лиц, которые могут принимать участие в управлении дочерними компаниями холдингов с участием государства. Действующий Закон от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» содержит ограничение, по которому лица, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в госорганизациях, не вправе принимать участие в управлении коммерческой организацией. Под этот запрет сейчас подпадает админист­ративно-управленческий персонал холдингов.

Обещано повышение эффективности использования имущества в рамках холдинга, снятие регуляторных ограничений по использованию объектов интеллектуальной собственности.

* * *

По данным на начало 2020 года, в Беларуси было зарегистрировано 93 хол­динга, 55 из них – с участием государства.

Продукция входящих в холдинги организаций составляет 23% от общего объема промышленного производства. В экспорте товаров холдинги занимают 20%, в импорте – 9%.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by