$

2.1213 руб.

2.4235 руб.

Р (100)

3.2040 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Госзакупки планируют вывести из «тени»

23.02.2018

Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) подготовило проект изменений в Указ Президента от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)». Они направлены на повышение прозрачности и эффективности государственных закупок.

Как показал их мониторинг, а также информация, поступающая в МАРТ из правоохранительных и контролирующих органов, в системе госзакупок нередки случаи формирования устойчивых связей между отдельными заказчиками и участниками. В первую очередь при проведении процедуры закупки из одного источника, на долю которой приходится более 70% всего объема отечественных госзакупок, что в стоимостном выражении со­ставляет порядка 5 млрд. BYN.

Действующие правила по­зволяют заказчику заключить договор на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и предварительных переговоров с известными ему поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Как показывает практика, многие заказчики заключают договоры с одними и теми же представителями бизнеса либо с теми, кто самостоятельно обратился с предложением о поставке товара (работы, услуги). Установлено также, что «знакомые» поставщики сами оформляют техническое задание на приобретение товаров (работ, услуг) для заказчика, проект договора на госзакупку, а также – для сравнения – находят участников с предложениями по более высокой цене, что запрещено законодательством.

Согласно проекту процедуру закупки из одного источника предложено перевести в электронный формат с размещением соответствующей документации в информационных системах Белорусской универсальной товарной биржи или Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен. При этом при ориентировочной стоимости годовой потребности госзакупки в пределах 50–300 базовых величин заказчики в обязательном порядке должны будут определять поставщиков с использованием указанных информационных систем. Ввод данной нормы позволит, как считают в МАРТ, «вывести из тени» порядка 5% закупок из одного источника и, соответственно, сэкономить около 192 млн. BYN.

Для данной процедуры планируется также возможность ее отмены. Как по основаниям, указанным в п. 5 ст. 21 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», так и в связи с тем, что приобретение товара (работы, услуги) на предложенных потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условиях экономически нецелесообразно.

Намечается ужесточение со­блюдения договорных обязательств при осуществлении госзакупок. Указ № 590 пред­лагается дополнить нормой, запрещающей изменение цены и условий договора при заключении или исполнении в части предмета госзакупки, его объема (количества), порядка оплаты обязательств заказчиком, сроков ис­полнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), ответственности сторон за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, за исключением случаев, определяемых Совмином.

Соответственно, нынешние требования на этот счет, установленные п. 7 ст. 25 Закона № 419-З, будут приостановлены. Кроме того, Минфин в соответствии с проектом наделяется правом разработки типовых форм договоров, заключаемых по результатам процедур госзакупок.

Автор публикации: Михал СТЕЛЬМАК