Госзакупки планируют вывести из «тени»
Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) подготовило проект изменений в Указ Президента от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)». Они направлены на повышение прозрачности и эффективности государственных закупок.
Как показал их мониторинг, а также информация, поступающая в МАРТ из правоохранительных и контролирующих органов, в системе госзакупок нередки случаи формирования устойчивых связей между отдельными заказчиками и участниками. В первую очередь при проведении процедуры закупки из одного источника, на долю которой приходится более 70% всего объема отечественных госзакупок, что в стоимостном выражении составляет порядка 5 млрд. BYN.
Действующие правила позволяют заказчику заключить договор на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и предварительных переговоров с известными ему поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Как показывает практика, многие заказчики заключают договоры с одними и теми же представителями бизнеса либо с теми, кто самостоятельно обратился с предложением о поставке товара (работы, услуги). Установлено также, что «знакомые» поставщики сами оформляют техническое задание на приобретение товаров (работ, услуг) для заказчика, проект договора на госзакупку, а также – для сравнения – находят участников с предложениями по более высокой цене, что запрещено законодательством.
Согласно проекту процедуру закупки из одного источника предложено перевести в электронный формат с размещением соответствующей документации в информационных системах Белорусской универсальной товарной биржи или Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен. При этом при ориентировочной стоимости годовой потребности госзакупки в пределах 50–300 базовых величин заказчики в обязательном порядке должны будут определять поставщиков с использованием указанных информационных систем. Ввод данной нормы позволит, как считают в МАРТ, «вывести из тени» порядка 5% закупок из одного источника и, соответственно, сэкономить около 192 млн. BYN.
Для данной процедуры планируется также возможность ее отмены. Как по основаниям, указанным в п. 5 ст. 21 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», так и в связи с тем, что приобретение товара (работы, услуги) на предложенных потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условиях экономически нецелесообразно.
Намечается ужесточение соблюдения договорных обязательств при осуществлении госзакупок. Указ № 590 предлагается дополнить нормой, запрещающей изменение цены и условий договора при заключении или исполнении в части предмета госзакупки, его объема (количества), порядка оплаты обязательств заказчиком, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), ответственности сторон за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, за исключением случаев, определяемых Совмином.
Соответственно, нынешние требования на этот счет, установленные п. 7 ст. 25 Закона № 419-З, будут приостановлены. Кроме того, Минфин в соответствии с проектом наделяется правом разработки типовых форм договоров, заключаемых по результатам процедур госзакупок.