$

2.5158 руб.

2.9835 руб.

Р (100)

3.4541 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Программы

Госуправлению обещают новый облик, бизнесу – предсказуемые условия

01.12.2020
Госуправлению обещают новый облик, бизнесу – предсказуемые условия
Фото: pexels

Научно-исследовательский экономический институт (НИЭИ) Минэкономики провел серию круглых столов, посвященных разрабатываемому проекту программы социально-экономического развития Беларуси до 2025 года.

Разработчики говорят о совершенствовании делового климата в связке с переформатированием системы государственного управления в целом. По их мнению, за ближайшие 5 лет в стране предстоит сформировать немногочисленный, компактный госаппарат, способный выполнять профессиональные обязанности на более высоком, чем сейчас, уровне. Критерием оценки его работы названо доверие граждан и способность выполнять данные обещания.

Целевым показателем названо вхождение Беларуси в 40 лучших государств в рейтинге качества гос­управления, рассчитываемом по методике Всемирного банка. По данным последнего исследования 2019 года, наша стран заняла 53 позицию.

Направления перечислены такие:

– переход от оперативной работы с обращениями граждан к государству, способному предугадывать запросы общества и прогнозировать их;

– улучшение качества решений по обращениям;

– расширение возможности граждан в принятии госрешений с помощью новых форм и методов;

– упрощение взаимодействия граждан и организаций с госорганами с помощью информационных технологий.

Запланирована оптимизация структуры и численности бюджетных организаций, полноценная цифровизация нормотворческого процесса.

Следующее направление – неминуемое снижение расходов на содержание управленческого аппарата с повышением его управляемости.

Одновременно предлагается расширить полномочия местных органов власти в вопросах регулирования земельных и имущественных отношений, стимулирования притока инвестиций. Также говорится о повышении финансовой самостоятельности местных исполкомов и советов депутатов.

Каждый местный бюджет предлагают обсуждать с представителями гражданского общества, повышая тем самым уровень участия граждан в бюджетной политике.

Подробнее об изменениях в региональной политике.

 

Сократить проблемные активы

В части экономической политики планируется изменение структуры управления отраслями хозяйствования. Обещают «устранение заорганизованности», продвижение интересов предприятий всех форм собственности и переход к их полноценному равенству.

Среди целевых индикаторов – рост удельного веса рентабельных организаций в их общем количестве до 85% в 2025 году и ограничение количества неиспользуемых объектов госсобственности 2% от их общего количества.

Достигать этого предлагается за счет повышения эффективности гос­активов и развития корпоративного управления на них (подробнее в статье «Без слова «реформа», но в верном направлении», «ЭГ» № 90 за 27.11.2020).

При совершенствовании бизнес-среды властям предлагается стремиться к конкурентным и главное – предсказуемым условиям для ведения предпринимательской деятельности.

Здесь же выделены четыре направления:

1) повышение привлекательности белорусской юрисдикции за счет сокращения оснований для привлечения к уголовной и административной ответственности за экономические правонарушения, пересмотра порогов наказаний по ним, исключения возможности изъятия собственности и заключения под стражу лиц до вынесения приговора суда, недопущения использования уголовного преследования в решении хозяйственных споров; право приостановки работы организаций планируют передать исключительно судам;

2) улучшение управления через минимизацию регулирующих и контролирующих функций государства, развития института оценки регулирующего воздействия проектов правовых актов, перевода в электронную форму разрешений и согласований;

3) переход на новый уровень господдержки малого и среднего бизнеса за счет развития источников и инструментов ее финансирования и закрепления на законодательном уровне приоритета в очередности удовлетворения требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

4) последовательная реализация конкурентной политики через исключение самой возможности принятия госорганами антиконкурентных мер, внедрение системы управления антимонопольными рисками, борьбу с ценовыми сговорами и оптимизацию регулирования естественных монополий.

 

Укрепление веры в рубль

В проект программы закладывается увеличение доли инвестиций в основной капитал в ВВП до 23% за 5 лет. В январе-сентябре 2020 г. этот показатель составил 19,2%, за 2019 год – 21,1%.

Достичь этого предлагается за счет совершенствования планирования инвестиционной политики, расширения источников инвестирования и формирования сегмента «длинных денег».

В сфере финансов заявляются цели о достижении ценовой стабильности, бесперебойной работы финсектора и укрепления доверия к белорусскому рублю у населения. Ежегодная инфляция планируется не выше 5%, рост золотовалютных резервов – до обеспечения не менее 2 месяцев импорта.

Обещано продолжение гибкого курсообразования и контроля над ростом денежного предложения.

В промышленной сфере рост прогнозируется в т.ч. за счет развития электротранспорта и альтернативной энергетики, в сельском хозяйстве – благодаря внедрению технологий точного земледелия.

***

Сами по себе направления развития не вызывают системной критики. Но, к сожалению, пока не представлено финансово-экономическое обоснование проекта, а также планируемые источники инвестиций для реализации его основных пунктов. Как это часто бывает с программными документами, вопрос в наличии или отсутствии не только ресурсов под них, но и политической воли для начала предлагаемых преобразований.

Надо полагать, нынешняя социально-экономическая ситуация вынуждает искать варианты развития.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 

Автор публикации: Алексей АЛЕКСАНДРОВ


***
Макроэкономика: рубрики
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное