Госуправлению обещают новый облик, бизнесу – предсказуемые условия
Научно-исследовательский экономический институт (НИЭИ) Минэкономики провел серию круглых столов, посвященных разрабатываемому проекту программы социально-экономического развития Беларуси до 2025 года.
Разработчики говорят о совершенствовании делового климата в связке с переформатированием системы государственного управления в целом. По их мнению, за ближайшие 5 лет в стране предстоит сформировать немногочисленный, компактный госаппарат, способный выполнять профессиональные обязанности на более высоком, чем сейчас, уровне. Критерием оценки его работы названо доверие граждан и способность выполнять данные обещания.
Целевым показателем названо вхождение Беларуси в 40 лучших государств в рейтинге качества госуправления, рассчитываемом по методике Всемирного банка. По данным последнего исследования 2019 года, наша стран заняла 53 позицию.
Направления перечислены такие:
– переход от оперативной работы с обращениями граждан к государству, способному предугадывать запросы общества и прогнозировать их;
– улучшение качества решений по обращениям;
– расширение возможности граждан в принятии госрешений с помощью новых форм и методов;
– упрощение взаимодействия граждан и организаций с госорганами с помощью информационных технологий.
Запланирована оптимизация структуры и численности бюджетных организаций, полноценная цифровизация нормотворческого процесса.
Следующее направление – неминуемое снижение расходов на содержание управленческого аппарата с повышением его управляемости.
Одновременно предлагается расширить полномочия местных органов власти в вопросах регулирования земельных и имущественных отношений, стимулирования притока инвестиций. Также говорится о повышении финансовой самостоятельности местных исполкомов и советов депутатов.
Каждый местный бюджет предлагают обсуждать с представителями гражданского общества, повышая тем самым уровень участия граждан в бюджетной политике.
Подробнее об изменениях в региональной политике.
Сократить проблемные активы
В части экономической политики планируется изменение структуры управления отраслями хозяйствования. Обещают «устранение заорганизованности», продвижение интересов предприятий всех форм собственности и переход к их полноценному равенству.
Среди целевых индикаторов – рост удельного веса рентабельных организаций в их общем количестве до 85% в 2025 году и ограничение количества неиспользуемых объектов госсобственности 2% от их общего количества.
Достигать этого предлагается за счет повышения эффективности госактивов и развития корпоративного управления на них (подробнее в статье «Без слова «реформа», но в верном направлении», «ЭГ» № 90 за 27.11.2020).
Здесь же выделены четыре направления:
1) повышение привлекательности белорусской юрисдикции за счет сокращения оснований для привлечения к уголовной и административной ответственности за экономические правонарушения, пересмотра порогов наказаний по ним, исключения возможности изъятия собственности и заключения под стражу лиц до вынесения приговора суда, недопущения использования уголовного преследования в решении хозяйственных споров; право приостановки работы организаций планируют передать исключительно судам;
2) улучшение управления через минимизацию регулирующих и контролирующих функций государства, развития института оценки регулирующего воздействия проектов правовых актов, перевода в электронную форму разрешений и согласований;
3) переход на новый уровень господдержки малого и среднего бизнеса за счет развития источников и инструментов ее финансирования и закрепления на законодательном уровне приоритета в очередности удовлетворения требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
4) последовательная реализация конкурентной политики через исключение самой возможности принятия госорганами антиконкурентных мер, внедрение системы управления антимонопольными рисками, борьбу с ценовыми сговорами и оптимизацию регулирования естественных монополий.
Укрепление веры в рубль
В проект программы закладывается увеличение доли инвестиций в основной капитал в ВВП до 23% за 5 лет. В январе-сентябре 2020 г. этот показатель составил 19,2%, за 2019 год – 21,1%.
Достичь этого предлагается за счет совершенствования планирования инвестиционной политики, расширения источников инвестирования и формирования сегмента «длинных денег».
В сфере финансов заявляются цели о достижении ценовой стабильности, бесперебойной работы финсектора и укрепления доверия к белорусскому рублю у населения. Ежегодная инфляция планируется не выше 5%, рост золотовалютных резервов – до обеспечения не менее 2 месяцев импорта.
Обещано продолжение гибкого курсообразования и контроля над ростом денежного предложения.
В промышленной сфере рост прогнозируется в т.ч. за счет развития электротранспорта и альтернативной энергетики, в сельском хозяйстве – благодаря внедрению технологий точного земледелия.
***
Сами по себе направления развития не вызывают системной критики. Но, к сожалению, пока не представлено финансово-экономическое обоснование проекта, а также планируемые источники инвестиций для реализации его основных пунктов. Как это часто бывает с программными документами, вопрос в наличии или отсутствии не только ресурсов под них, но и политической воли для начала предлагаемых преобразований.
Надо полагать, нынешняя социально-экономическая ситуация вынуждает искать варианты развития.