$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Глобализация

Глобализация. МАКСИМУМ КОНТРОЛЯ©

16.10.2015

против налоговой минимизации

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала 5 октября финальный отчет по противодействию нелегальным практикам размытия налоговых баз и перемещения прибылей в низконалоговые юрисдикции (Base Erosion and Profit Shifting — BEPS). План согласованных действий в этой сфере, разрабатываемый с 2013 г., предполагает самое серьезное обновление международного налогового законодательства за последнее столетие. Его реализация может кардинально изменить мировую экономику.

Проблема оптимизации налогообложения в рамках и за пределами дозволенного существует во всех странах, не исключая и Беларусь. Малый бизнес с помощью известных схем и особых режимов экономит относительно скромные суммы. Международные компании, благодаря агрессивному налоговому планированию, не доплачивают в бюджет миллиарды. Этому способствуют современные технологии. Бизнес-модели, разработанные с учетом потребностей цифрового века и глобализации, давно стали новой нормой. IT-коммуникации позволяют легко переносить центры прибыли из юрисдикций, где осуществляется основная деятельность, приносящая доход, в зоны с льготным налогообложением. Это явление вместе с правомерным использованием различных налоговых режимов позволяет сводить выплаты в казну к минимуму. Нынешние международные налоговые правила просто не успевают за темпом развития финансового мира.

ДЛЯ разрешения этого противоречия ОЭСР предложила план комплексной сбалансированной и эффективной стратегии мероприятий, противодействующих уклонению от уплаты и занижению налогов. Проект этого плана был одобрен в июле 2013 г. на саммите G-20 в Москве. Его окончательный вариант утвержден лишь теперь. План состоит из 15 пунктов, которые можно условно разбить по трем категориям:

– связность и полнота национальных налоговых правил, влияющих на международную активность компаний;

– фокус на требованиях к сущности транзакций;

– увеличение прозрачности и определенности.

Воплощение в жизнь таких принципов налогового регулирования неизбежно повлекут рост фискального бремени на международные компании, что, разумеется, вызовет недовольство плательщиков.

Реализация плана предполагает участие стран — членов ОЭСР и G-20, а также всех желающих. ОЭСР признает практическое внедрение ключевым фактором для дальнейшего прогресса с проектом BEPS. Сделать это будет сложно. После того как лидеры G20 ознакомятся с рекомендациями на своей следующей встрече в Анталии в середине ноября, все страны приглашаются к участию в создании единых основ мониторинга и поддержки плана на равных условиях. Пока же в 2013–2015 гг. 19 стран приняли около 30 односторонних мер, вероятно, отражающих уровень их сегодняшних налоговых режимов и состояние бюджетов. При этом стало очевидным желание отдельных правительств выбрать лишь те рекомендации, которые им нравятся, что означает сильную неопределенность будущего режима налогового регулирования для международных компаний. Это прямо противоречит ключевым основам проекта. Главным стимулом участия является стремление властей большинства стран обеспечить наполнение национального бюджета, что становится невозможным без мер по противодействию выводу капиталов и минимизации налогов.

В ОСНОВЕ рекомендаций ОЭСР лежит утверждение, что прибыли международных компаний — там, где они ведут свою деятельность и где происходит создание стоимости. Такая идея в корне меняет базовые принципы налогообложения таких компаний и уровень их фискальной нагрузки.

При определении прибыли по нематериальным активам для целей налогообложения предлагается принимать во внимание место создания, улучшения и использования этих активов. Роль таких признаков, как места реализации, расположения плательщика, тут не столь важна. В ОЭСР также считают, что идея того, что юридически обоснованное владение само по себе создает стоимость, устарела.

Следующий важный аспект — риски, особенно если речь идет о контрактной их разновидности. Компаниям придется доказывать, что они контролируют их через систему риск-менеджмента, а также располагают финансовыми возможностями принять на себя риски, чтобы иметь право на доход, ассоциирующийся с конкретной транзакцией. Этот тезис весьма актуален для Беларуси. С одной стороны, у нас провозглашается право руководителей на обоснованный экономический (деловой) риск, когда поставленная цель могла быть достигнута и нерискованными деяниями (решениями), но с меньшим экономическим результатом, что закреплено в ст. 39 УК и ст. 5.4 КоАП. Но, с другой стороны, до сих пор неясно, как оценить обоснованность такого риска, если речь идет о непоступлении денег на счета, убытках и налогах.

Пункт № 3 — усиление правил о контролируемых иностранных компаниях — направлен на противодействие выводу прибыли компаний в «дочки», расположенные в низконалоговых юрисдикциях. Отчасти подобные меры могут появиться в белорусском Налоговом кодексе в следующем году.

Пункт № 4 — ограничение размытия налоговой базы с использованием процентных отчислений и других финансовых платежей — может потенциально повлиять на эффективные налоговые ставки. Конечно, все будет зависеть от юрисдикции и сектора экономики. Работа над этим пунктом продолжится и, по оценкам, будет завершена к 2017 г. Отчасти в Беларуси уже реализуется такой подход — по мере расширения контроля за трансфертными ценами и «тонкой капитализацией». Но рекомендации ОЭСР заводят гораздо дальше.

Далее планируется усовершенствование мер по борьбе с налоговыми злоупотреблениями, в частности, порядка обмена информацией и требований к фактическому присутствию, особенно при получении льгот, а также мер, направленных против злоупотребления применением соглашений об избежании двойного налогообложения. Кроме того, будут приняты меры против искусственного избежания статуса «постоянного представительства». Определение этого статуса предлагается существенно изменить. При этом декларируется, что «богатые на капитал» компании с небольшой или ограниченной экономической активностью не имеют права на сверхприбыли.

ОСОБОЕ место в плане отводится разработке порядка сбора и анализа информации о схемах минимизации налогов. Это предполагает как межстрановой обмен данными, так и существенное расширение требований к раскрытию компаниями сведений о своей деятельности, в т.ч. описание бизнес-моделей и структуры формирования прибыли. В частности, будет детально проанализировано понятие налоговой выгоды. Появятся новые требования к трансфертному ценообразованию, призванные обеспечить полное раскрытие перед налоговыми органами цепочек создания стоимости, экономической деятельности и уплаты налогов в разных странах — по единой форме. Таким образом, белорусских апологетов «упрощения налогового и бухгалтерского законодательства» ждет сюрприз: в мире нынче в моде усложнение финансовой отчетности и налоговых деклараций.

ПОЧТИ 90 стран сегодня участвуют в создании многостороннего инструментария, который позволит быстро оценивать процесс изменения ныне действующих двусторонних налоговых соглашений. Такой инструментарий должен быть готов в следующем году. Несомненно, всем странам в той или иной степени придется учитывать новые реалии в своем налоговом законодательстве — как из-за желания улучшить собираемость налогов, так и по причине давления других стран, не желающих допустить утечку капиталов за рубеж. Поэтому попытки сохранить или ввести чрезмерно льготные условия налогообложения и движения капиталов в любой отдельной стране столкнутся с серьезным противодействием остальных государств. Принятие плана BEPS означает новый виток усиления глобальной антиоффшорной политики. Ведь речь идет о весьма значительных суммах. По самым консервативным оценкам ОЭСР в настоящее время из-за «размывания» ежегодно недосчитываются от 100 до 240 млрд. USD, или от 4 до 10% мировой налоговой прибыли. В свою очередь, модернизация международной налоговой системы с учетом реалий современной экономики неизбежно повлечет корректировку национальных законодательств в большинстве стран мира, в т.ч. в Беларуси.

Леонид ФРИДКИН