Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Зарубежный опыт
12.11.2013 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ - ВНУТРЕННИЕ©

За год, прошедший с момента вступления России в ВТО, отрицательный эффект от взятых обязательств оценивается в 1% производства продукции, а для ВВП эффект еще меньше. Политика собственного правительства повлияла на экономику значительно сильнее, рассказал заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв, выступая на семинаре, организованном Институтом приватизации и менеджмента. Приобретенный россиянами в процессе вступления в ВТО опыт должен помочь белорусам.

За год, прошедший с момента вступления России в ВТО, отрицательный эффект от взятых обязательств оценивается в 1% производства продукции, а для ВВП эффект еще меньше. Политика собственного правительства повлияла на экономику значительно сильнее, рассказал заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв, выступая на семинаре, организованном Институтом приватизации и менеджмента. Приобретенный россиянами в процессе вступления в ВТО опыт должен помочь белорусам.

На протяжении последних 15 лет импорт существенно сдерживал экономический рост России. Одним из немногих драйверов роста было укрепление реального курса рубля. Теперь структура российского импорта сильно изменилась и стала более сбалансированной. Наблюдается рост промежуточных товаров, чему способствует политика импортозамещения в автомобильной промышленности, других отраслях машиностроения.

По оценке А.Широва, создание ЕЭП работает на вступление в ВТО и Казахстана, и Беларуси. Все регуляторные процедуры Таможенного союза уже сейчас соответствуют нормам ВТО. С момента вступления России в ВТО средняя эффективная ставка ввозной таможенной пошлины снизилась с 8,4% до 7,5%, а единый таможенный тариф ТС унифицирован с российскими обязательствами. Теперь Казахстан рассматривает условия, по которым начальный уровень связывания тарифов будет ниже, чем в РФ, для 1,5 тыс. позиций, а в конечном итоге — более чем для 2 тысяч. В условиях единого таможенного тарифа и единой таможенной территории это означает, что в процессе вступления Казахстана и Беларуси в ВТО будет корректироваться уровень таможенных тарифов.

За последние 20 лет комплексные расчеты оценки возможных последствий вступления РФ в ВТО делались дважды (в 2003-м и в 2012 г.). За это время наблюдали как минимум два экономических кризиса, сопровождавшихся в России девальвацией рубля (в 1998-м и 2008–2009 гг.), что повлекло изменение цен на импорт. Такой же эффект могло дать повышение таможенных пошлин в 2–7 раз. Таким образом, курс национальной валюты играет значительно большую роль во внешней торговле, чем изменение таможенных пошлин при вступлении в ВТО. Также более значимыми факторами являются экономическая политика, темпы роста, структура экономики. Их разумное изменение способно компенсировать любые негативные последствия вступления в ВТО.

Сопоставив эластичность импорта по пошлине и объемов производства по различным видам деятельности, ученые установили, что наиболее уязвимыми секторами в связи с вхождением в ВТО являются текстильная и швейная промышленность, где снижение выпуска может составить до 6,7%, фармацевтика (3,5%), производство резиновых и пластмассовых изделий (около 5%), а также производство транспортных средств и оборудования (6,5%). В остальных видах экономической деятельности существенного изменения выпуска не ожидается.

Отраслевой анализ говорит о том, что производство сильно снижалось в целлюлозно-бумажной отрасли, в производстве машин и оборудования, при этом в первом случае импорт вырос на 1,4%, а во втором — на 1,8%. Это можно объяснить негативным влиянием вступления в ВТО. Но в отношении целлюлозно-бумажной продукции серьезных послаблений не было, а в производстве машин и оборудования больше сказалось снижение инвестиций крупными корпорациями, что повлекло сокращение закупок российской продукции. Кроме того, в ряде секторов было зафиксировано снижение цен на импорт, в частности, на продукцию деревообработки, металлургии, целлюлозно-бумажную и пластмассовую, на машины и оборудование. Однако в том же периоде произошло укрепление реального курса рубля примерно на 2,4%, и фактически с этим снижение цен было связано куда больше, чем со снижением пошлин.

За последние 2 года в России были значительно обновлены производственные мощности в ряде отраслей, например, в производстве обуви — на 15%, химических удобрений — на 14%, легковых автомобилей — на 18%, вагонов грузовых — на 20%. При этом вводимые мощности, в отличие от Беларуси, ориентированы прежде всего на внутренний рынок. Это позволяет россиянам рассчитывать, что несмотря на открытие внутреннего рынка в рамках ВТО, страна сохранит потенциал увеличения производства и импортозамещения. Осталось лишь его реализовать, чтобы минимизировать отдельные минусы. В целом конкурентоспособность экономики определяется ее возможностями, имеющимися ресурсами и способностью преодолеть ограничения развития. Замедление темпов роста в РФ препятствует реализации этого потенциала и негативно отражается на взаимодействии в рамках ЕЭП.

Главный результат от вступления в ВТО, по мнению А.Широва, — признание России страной с рыночной экономикой, что и было одной из целей переговоров. Но может ли на это рассчитывать Беларусь при наличии столь значительного вмешательства государства в экономику, ответить пока никто не берется.

Пока хотелось бы знать, как отражается на белорусском экспорте членство России в ВТО. А.Широв полагает, что отрицательного влияния здесь нет. Роль ВТО вполне нейтральная: имеются как угрозы, так и дополнительные возможности. По мнению ученого, гораздо важнее процессы, протекающие внутри ЕЭП. Если удастся использовать российские ресурсы для модернизации белорусской экономики и обеспечить спрос на нашу продукцию в России, то выгоды ЕЭП будут заметны. Но отсутствие общей промышленной и инвестиционной политики приводит к пробуксовке интеграции и снижению эффективности сотрудничества. Кроме того, если Россия будет развиваться быстро, то привлекательность ЕЭП для Беларуси будет возрастать. Правда, нынешние показатели российской экономики и официальные прогнозы ее развития такой скорости не обещают.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений