Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Приватизация
07.03.2003 15 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Главное - не поменять вывеску собственника, а извлечь из приватизации больше пользы

Преобразование государственной собственности в Беларуси, как и в других европейских странах, является необходимой составляющей реформ, позволяющей привлекать инвестиции на развитие конкретных предприятий и целых отраслей...

Преобразование государственной собственности в Беларуси, как и в других европейских странах, является необходимой составляющей реформ, позволяющей привлекать инвестиции на развитие конкретных предприятий и целых отраслей. Отвечают ли тенденции белорусской приватизации задачам дня? Что ожидает ее в ближайшем будущем?

Небольшой экскурс в историю свидетельствует о том, что первые годы разгосударствления были отмечены поиском как приемлемых подходов к преобразованию государственных и арендных предприятий, так и самих организационных форм создаваемых субъектов хозяйствования. В 1991г. 79,6% балансовой стоимости всех основных фондов находилось в собственности государства и только 20,4% -- у других субъектов (14,1% -- у колхозов, 2,8% -- у кооперативов, 3,5% -- в личной собственности граждан).

В 1992г. цифра преобразованных предприятий выросла с 61 до 189 объектов (32 республиканской и 157 коммунальной собственности). Коллективы с готовностью инвестировали имеющиеся средства в свои предприятия. Недостающие деньги брали в банке, оформляя кредиты, или пользовались покупкой в рассрочку. 243 предприятия вышли тогда из-под опеки государства.

Создавались вначале народные предприятия. Тогда это было оправдано. Выкуп арендованного имущества имел ряд преимуществ: наличие стартовых финансовых средств будущих собственников, возможность сохранения рабочих мест и трудового коллектива, сложившиеся трудовые отношения. В дальнейшем применение этого способа уже ограничивало рынок покупателей государственного имущества, участие в приватизации альтернативных инвесторов, особенно иностранных. Вот почему была сделана ставка на более эффективные формы хозяйствования, в частности -- акционерные общества. И если в 1993г. статус акционерных получили 29,1% всех реформированных предприятий, то в 2002г. их удельный вес только по объектам республиканской собственности составил уже 79,5%.

В 2002г. началась новая веха белорусской приватизации -- акционирование крупных промышленных комплексов. Так только в концерне "Белнефтехим" в открытые акционерные общества преобразовано 19 объектов, в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия -- 29, в Министерстве промышленности -- 25, в Министерстве архитектуры и строительства -- 7. По одному предприятию преобразовано в министерствах информации и торговли, в концернах "Белгоспищепром", "Белместпром", "Белтопгаз", "Белресурсы".

Самый серьезный наш проект -- это создание акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом на предприятиях нефтехимического комплекса, где занято более 60 тыс. человек: новополоцких ПО "Нафтан" и "Полимир", гродненского ПРУП "Азот", бобруйского РУП "Белорусский шинный комбинат", гродненского РУП "ГПО "Химволокно", могилевского РУП "Химволокно". Привлечение инвестиций в необходимых объемах будет осуществляться на этапе реализации принадлежащих государству акций, а также посредством второй и последующих эмиссий.

Интерес к этим предприятиям огромный. Как известно, в апреле прошлого года концерн "Белнефтехим" совместно с Минэкономики разработали базовые условия инвестконкурсов: сохранение контрольных пакетов акций предприятий в собственности государства, их поэтапная продажа пакетами в период с 2002 по 2005гг. при условии выполнения инвестиционных проектов. Приватизация будет проходить гласно и за деньги.

Кроме предприятий Белнефтехима открытыми акционерными обществами стали РУПП "Брестский электроламповый завод", "Гомельский завод "Электроаппаратура", "Полиграфический комбинат имени Я.Коласа", "Борисовский завод пластмассовых изделий", РПУП "Красный октябрь", РУП "Полоцкое производственное объединение "Стекловолокно", ПО "Горизонт" и др. Акционирование "Горизонта", к примеру, осуществлялось на базе единого имущественного комплекса. Таким же образом акционированы 25 предприятий РУП "Белзооветснабпром" Минсельхозпрода, а на базе Могилевского унитарного предприятия "Химволокно" созданы 3 открытых акционерных общества.

В прошлом году в республиканский бюджет от продажи принадлежащих государству акций и другого имущества поступило 402,6 млрд. рублей, созданы 6 совместных предприятий. В их уставные фонды внесено имущество юридических лиц негосударственной формы собственности с долей государства в размере 437,5 млн. рублей, или 224,9 тыс. USD. А всего за 2002г. в экономику республики путем создания подобных структур привлечены инвестиции на сумму 3,4 млрд. рублей, или на 2,1 млн. USD, в том числе от российских инвесторов -- 1,4 млн. рублей, или 927,4 тыс. USD.

В течение 2002г. реформированы 578 объектов коммунальной собственности, в том числе приватизированы 105 объектов и отчуждены 473. На преобразованных объектах работают 13,6 тыс. человек.

Основным способом малой приватизации стало преобразование объектов коммуналки в открытые акционерные общества. Сегодня их насчитывается 67, что составляет 63,8% от общего числа приватизированных. Из крупных предприятий в ОАО преобразованы 2 с численностью более тысячи человек (арендное предприятие "Стройтрест N 1" в г.Минске и унитарное коммунальное торговое предприятие "Бобруйский горпищеторг"), с численностью более 500 человек -- унитарное коммунальное торгово-производственное предприятие "Брестская областная база "Белбакалея", торгово-производственное унитарное коммунальное предприятие "Живинка" в г.Минске. Как и в прошлые годы, на аукционных и конкурсных торгах реализовывались объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, при этом их начальная цена продажи по республике оказалась завышеной в среднем в 1,1--1,5 раза, что пополнило местные бюджеты на 21,1 млрд. рублей (при плане 22 млрд. рублей).

Несмотря на то что приватизация в республике идет уже более 10 лет, с сожалением приходится констатировать, что нам пока не удалось добиться коренного улучшения финансового состояния предприятий, повышения эффективности производства, снижения затрат в реальном секторе экономики. Сделанного явно недостаточно для всестороннего развития рыночных отношений. Рыночная среда появляется при условии, если в предпринимательской деятельности занято лишь 30--40% государственных предприятий, а остальные, работающие на условиях рынка, образуют конкурентную среду. Государственные предприятия смогут эффективно работать по законам рынка только тогда, когда они будут погружены в него. Такая среда в нашей стране создается, но очень медленно.

Важен и другой момент. Беларусь строит социально ориентированную рыночную экономику. И правительство исходит из того, что ускоренная смена собственности на государственных предприятиях может привести к резкому сокращению рабочей силы и как следствие -- к социальной напряженности в стране. Вот почему по Закону "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" преобразование госпредприятий осуществляется в основном на основании предложений трудовых коллективов. В этом отношении правительство страны придерживается указанного подхода и не форсирует процессы реформирования государственной собственности. Отсюда -- замедление темпов преобразования государственных унитарных предприятий в иную форму хозяйствования. Для оживления этого процесса разрабатываются ежегодные прогнозы, которые анализируются и сверяются с Концепцией управления государственным имуществом в Республике Беларусь на 2001--2005 гг.

А теперь о наших приватизационных планах. Концепцией предусмотрено завершить до 2005 г. преобразование в открытые акционерные общества государственных унитарных предприятий с численностью до 500 человек. Пока свой статус изменили свыше 75% таких объектов с численностью до 200 человек, а также основные предприятия торговли и общественного питания.

В планах этого года -- преобразовать 315 предприятий, в том числе 132 -- республиканской и 183 -- коммунальной собственности. На их базе будут созданы 270 акционерных обществ, 45 предприятий -- проданы по конкурсу либо на аукционах.

По темпам приватизации не станут исключением 2004 и последующие годы, в которые ежегодно форму собственности изменят не менее 250--300 предприятий. Завершится реформирование убыточных объектов с численностью работающих до 200 человек, пройдет разгосударствление крупных промышленных предприятий с привлечением иностранных инвесторов, что послужит переходным этапом к широкомасштабной приватизации. По-прежнему объектами первоочередной приватизации в республике остаются производственные структуры сферы услуг и торговли, малые и значительная часть средних предприятий агропромышленного и строительного комплексов.

Опыт и практика реформирования госсобственности в Беларуси показала, что действующая схема институциональных преобразований не в полной мере учитывает интересы субъектов хозяйствования по всей цепочке их деятельности -- от создания, продажи продукта до сервисного обслуживания. Вот почему в республике выработаны базовые принципы преобразования крупных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества.

Перед потенциальными инвесторами прежде всего выдвигаются производственно-технологичес-кие условия, которые предполагают развитие предприятий с сохранением их профиля; увеличение объемов производства товарной продукции, в том числе на основе использования высоких и новых технологий; достижение уровня рентабельности и др.

Исключительно важны социально-экономические условия, предполагающие сохранение предприятия как юридического лица; взаимодействие инвестора с администрацией, органами управления по вопросам развития объектов социальной сферы предприятия; обеспечение социальных гарантий и занятости, а также предоставление возможности другим инвесторам участвовать в акционировании. При этом контрольный пакет акций (50%+1 акция) на первом этапе сохраняется в собственности государства.

Законодательство предусматривает возможность участия иностранных инвесторов как на стадии преобразования госпредприятия, так и в процессе дальнейшего функционирования вновь созданных негосударственных юридических лиц. Иностранные инвесторы обладают равными правами с белорусскими юридическими и физическими лицами.

Привлечение инвестиций в нашей стране возможно по четырем основным направлениям.

Первое предполагает участие иностранного инвестора в качестве учредителя открытого акционерного общества, создаваемого путем преобразования конкретного государственного унитарного предприятия. На образованное ОАО распространяются льготные условия формирования уставного капитала, а также налоговые и таможенные льготы. В соответствии с договором о совместной деятельности инвестор вносит в уставный фонд принадлежащее ему имущество или денежные средства и получает пакет акций, в соответствии с которым он принимает участие в управлении.

Второе -- инвестор может участвовать в приобретении принадлежащих государству акций ОАО на конкурсных торгах. Основным условием конкурса является привлечение инвестиций на развитие предприятия.

Третье -- инвестор имеет право на приобретение акций дополнительного выпуска. Он осуществляется под конкретный инвестиционный проект. Проведение второй и последующей эмиссий возможно до полной продажи принадлежащих государству акций первого выпуска. Государство сознательно идет на уменьшение своей доли в уставном капитале конкретного акционерного общества с целью создания более благоприятных условий для развития рыночных отношений в стране.

Четвертое -- иностранные юридические и физические лица могут участвовать в создании на территории республики совместных предприятий на базе государственного имущества, передаваемого в уставный фонд, и имущества либо денежных средств иностранного инвестора.

Инвестиционным кодексом предусмотрены также гарантии использования результатов инвестиционной деятельности и защита инвестиций в соответствии с законодательством.

Словом, государственная собственность давно уже перестала быть некоей "священной коровой". Главное -- не поменять вывеску собственника, а извлечь из приватизации больше пользы. В этом случае она станет формой инвестирования в национальную экономику.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений