Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
25.03.2005 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Генеральный директор ОАО "Красносельскстройматериалы" Валентин ВЕРЕТИЛО:

"Государство стало для нас главным инвестором и стратегическим партнером""Государство стало для нас главным инвестором и стратегическим партнером"
"Государство стало для нас главным инвестором и стратегическим партнером""Государство стало для нас главным инвестором и стратегическим партнером"

ОАО "Красносельскстройматериалы" - предприятие из числа градообразующих. Из 7,4 тыс. жителей городского поселка Красносельский Гродненской области, где он расположен, 3 тыс. работают в акционерном обществе. Не нужно специальных расчетов, чтобы сделать очевидный вывод: вся жизнь обитателей поселка "завязана" на ОАО, и от него полностью зависит их благополучие.

Кстати, средняя зарплата здесь превысила в минувшем году 500 тыс. руб., опередив республиканские прогнозные показатели. За этой цифрой, естественно, стоит успешная производственно-экономическая деятельность общества. Объем производства по итогам года вырос на 12,9%, рентабельность реализованной продукции составила 14,6%, чистая прибыль - 2413 млн. руб., выручка от реализации строительных материалов увеличилась на 41,4%. При этом доля экспорта в общем объеме товарной продукции составила 21,3% - более 14 млн. USD.

Сегодня о том, как ОАО "Красносельскстройматериалы" удерживает отечественный рынок и как осваивает зарубежные, мы попросили рассказать генерального директора предприятия Валентина Олеговича ВЕРЕТИЛО.

- ОАО "Красносельскстройматериалы" еще недавно переживало не лучшие времена. Потребовались даже пожарные меры в виде господдержки. Какой была ее цена и результативность?

- С выходом в свет Указа Президента РБ от 14 октября 1999 г. № 603 "О мерах по созданию в республике мощностей по производству цемента" у предприятия открылся новый исторический этап. В течение 1999-2003 гг. общество получило из бюджета (на платной и возвратной основе) 22,85 млрд. руб.

Средства позволили в короткий срок завершить строительство по сути нового завода. Цементное производство (от обработки сырья до упаковки и оценки качества продукции) было доведено до современного европейского уровня.

Погашение бюджетных займов шло согласно Указу Президента РБ от 7 сентября 2001 г. № 471 "О некоторых вопросах ОАО "Красносельскстройматериалы" путем реструктуризации задолженности, за счет дополнительной эмиссии акций на сумму этой задолженности с последующей их передачей в собственность государства. В итоге доля государства в уставном фонде общества увеличилась до 56,47%. Сейчас таким же образом осуществляется реструктуризация задолженности ОАО "Красносельскстройматериалы" за потребленный до 2003 г. природный газ на сумму в 10643,5 тыс. USD. Это позволяет нам пополнять оборотные средства, недостаток которых образовался в период строительства завода, стабилизировать финансовое состояние.

Возрастающая доля государства в уставном фонде ОАО нас не пугает, так как оно стало сегодня для нас главным инвестором, стратегическим партнером.

- Государственная поддержка дает шанс, а не гарантию. Нужно еще суметь воспользоваться им.

- Безусловно. Этот шанс предполагает грамотное управление процессами финансирования текущей деятельности предприятия, от чего зависит его устойчивость. Чем больше оборотных активов финансируется  из собственных ресурсов, тем проще противостоять воздействию негативных факторов внешней финансовой среды.

В ОАО "Красносельскстройматериалы" управление финансовыми потоками возложено на бюджетную комиссию, созданную из специалистов общества. Руководителю важно уметь "читать" финансовую отчетность, которую он подписывает, и на основании этой информации видеть тенденции развития, делать выводы и принимать решения...

Ежемесячно составляется финансовый план поступления средств по источникам и план расходования средств по направлениям. Он детализируется в ежедневных планах доходов и платежей. Такой контроль за поступлением средств и оперативным их использованием ведет к ускорению оборачиваемости, повышению доходности. И если чистая прибыль у общества в 2003 г. отсутствовала, то в 2004 г. составила 2413 млн. руб.

Однако недостаток оборотных средств все же ощущается. Это во многом следствие нашего строительства, на которое направлялась не только прибыль. Но увеличение денежных расчетов, их ускорение проблему несколько сглаживают. Тем не менее приходится привлекать заемные средства - как бюджетные, так и кредиты банка.

- В стратегии предприятия важную роль играет ценовая политика. Чем она отличается от политики конкурентов?

- Наша политика - все виды выпускаемой продукции должны быть безубыточными. Их рентабельность колеблется от 4% до 18% - смотрим на ситуацию на рынке. Такой подход в сочетании с высоким качеством продукции  позволяет сохранять лидерство на внешнем и внутреннем рынках, увеличивать объемы производства и продаж. Однако когда есть возможность продать товар по более высокой цене, чем у конкурента, например цемент в таре и пакетах, мы идем на такой шаг. Нам позволяет это высокое качество нашей продукции, обусловленное современным оборудованием.

На внешних рынках мы не допускаем бартера, не применяем для их завоевания  низких цен.

- Валентин Олегович, как вы оцениваете внутренний рынок стройматериалов? Будет ли расти? И каковы ваши перспективы в экспорте?

- И внутренний, и внешний рынки мы намерены не только удержать, но и расширить. Заявки на нашу продукцию в этом году от отечественных потребителей свидетельствуют о резком увеличении темпов строительства в стране. Это радует. Что касается экспорта, то наши основные зарубежные рынки сбыта - Польша, Литва, Россия, Латвия, Молдова, Эстония, Украина. Экспорт никто не назовет делом беспроблемным. Есть они и у нас. В частности, непростой вопрос транспортировки продукции. Где-то проблемы с перегрузкой, где-то с тарифами. Но что тут жаловаться - утрясаем. Гораздо серьезнее ужесточение требований к продукции стройматериалов и ее упаковке в связи с вхождением стран экспорта в ЕС. А также незапланированный рост цен на энергоресурсы, снижающий конкурентоспобность.

Анализируя наши экспортные возможности, мы пришли к выводу о перспективности рынков Венгрии, Австрии, Германии, Швеции, Италии и уже начали работать на этих направлениях.

- Хотела бы вернуться к тому,  с чего начали - обновлению производства, освоению новых видов продукции, внедрению ресурсосберегающих технологий...

- Да, в перспективе - дальнейшее техническое перевооружение производства, направленное на улучшение качества и конкурентоспособности продукции. Безусловно, совершенствуя производство традиционных для нас стройматериалов: цемента, извести, мела, асбестоцементных изделий - мы стали производить и новые.  Освоили, например, выпуск тротуарной плитки. Ее технические характеристики и архитектурный дизайн привлекли внимание генерального заказчика строящегося гипермаркета в г.Минске по пр. Рокоссовского - более 12 500 м2 этой продукции украсили прилегающую к нему территорию.

В апреле начинаем производить сухие строительные смеси. По оценкам экспертов, это самое перспективное направление в отрасли стройматериалов. Планируем их поставки в Россию, на другие внешние рынки. Учитывая, что большая часть основных компонентов для них своя, производство будет стабильным,  а качество высоким. Приступаем также к производству гидратной извести, что, кроме всего прочего, позволит получить преимущества в цене на сухие смеси. Принято решение о закупке оборудования по производству блоков из ячеистого бетона, спрос на которые в Беларуси и за ее пределами значительно превышает предложение. Первую продукцию рассчитываем произвести в 2006 г.

Постоянно работаем и над энергосбережением. Запуск нового цементного завода вместо старого обеспечил резкое - на 23,5% - снижение расхода топлива.

- Производство стройматериалов - не всегда приятное соседство для местного населения.  Конечно, трудно представить, что жители Красносельского выйдут на улицы с протестами и требованием закрыть производство, которое является для них единственным работодателем. Но это вовсе не снимает с ОАО социальную ответственность  перед ними.

- Мы несколько лет готовились к внедрению системы управления окружающей средой в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 14000. Подтверждение этого соответствия надеемся получить в третьем квартале. Решающим фактором улучшения экологической обстановки в Красносельском сыграло закрытие старого цементного завода. Контроль за воздухом, который ведут две инстанции - наш испытательный центр и центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Минприроды - свидетельствует: превышения санитарных норм нет.

Что касается социальных вопросов, то хочу отметить: мы помогаем нашим работникам и семьям всю их жизнь - от рождения ребенка и до проводов в мир иной. Уровень же и своевременность выплаты заработной платы, охрана труда и оздоровление, помощь ветеранам, инвалидам, одиноким, престарелым у нас на первом месте.

ОАО имеет развитую социальную сферу. И хотя "социалка" - серьезный груз, но без санатория-профилактория, детского сада, общежития мы не смогли бы решить многих социальных проблем жителей Красносельского.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by