Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Минфин планирует «взбодрить» фондовый рынок за счет изменений законодательства о ценных бумагах

Фото: neg.by

Закрывая сессию, Совет Республики Национального собрания одобрил законопроект, предусматривающий корректировку Закона от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (далее – законопроект). Таким образом, законопроект, который более полутора лет проходит все необходимые инстанции законотворческого процесса, наконец приблизился к завершающей стадии – утверждению главой государства.

Как следует из материалов заседания общественно-консультативного (экспертного) совета по вопросам развития рынка ценных бумаг, посвященного ожидаемым изменениям, Минфин рассчитывает, что вносимые изменения придадут дополнительный импульс развитию рынка ценных бумаг и национальной экономики в целом.

Как отметила в своем выступлении заместитель министра финансов Ольга Тарасевич, эмиссионные ценные бумаги являются важным инструментом для привлечения инвестиций в экономику, в первую очередь так называемых длинных денег. В связи с этим главным на ближайшую перспективу является повышение роли рынка ценных бумаг для решения приоритетных экономических задач, которые стоят сегодня перед правительством. Реализацию этих мероприятий призваны обеспечить изменения, вносимые в отраслевое законодательство.

Условия – упростить, требования – ужесточить

Среди ключевых изменений, преду­смотренных законопроектом, прежде всего, следует выделить упрощение порядка эмиссии ценных бумаг. Для большинства случаев отменяется необходимость утверждения решения о выпуске ценных бумаг как отдельного формализованного документа. Отменяется и необходимость составления, заверения регулятором и раскрытия краткой информации об эмиссии ценных бумаг. Таким образом, речь идет об упрощении процедуры выпуска ценных бумаг, что должно сделать процедуру регистрации выпуска облигаций более простой и быстрой.

В то же время требования к эмитентам, их финансовой устойчивости, предоставляемому обеспечению будут ужесточены. Так, законопроектом предусмотрено проведение обязательного аудита отчетности не только самих эмитентов, но и организаций, выступающих поручителями по выпускаемым облигациям.

Департамент по ценным бумагам (ДЦБ) рассчитывает, что данные меры позволят повысить защищенность держателей облигаций. Это особенно важно в связи с участившимися случаями дефолтов на рынке облигаций. Внимание регулятора к данному вопросу логично – случаи невыполнения компаниями обязательств по выпущенным облигациям участились, а в числе пострадавших все чаще встречаются розничные инвесторы. В 2021 г. дефолты по выпущенным облигациям допустили 11 эмитентов (в 2020 г. – 4 эмитента), а объем неисполненных обязательств в 2021 г. составил сумму, эквивалентную 19,5 млн руб. (в 2020 г. – 5 млн руб.). При этом эмиссия еще трех выпусков облигаций, а также одного выпуска акций признана недобросовестной. Данные выпуски ценных бумаг объявлены недействительными, регулятором приняты меры по изъятию их из обращения. По отдельным фактам неисполнения обязательств материалы направлены в правоохранительные органы.

Одновременно в целях снижения регуляторной нагрузки на профессиональных участников рынка ценных бумаг планируется введение механизма спецсчетов, а также возможности гибкого регулирования требований финансовой достаточности профучастников, что позволит, с одной стороны, упростить «вход» на рынок для новых организаций, а с другой – защитит организации, взаимодействующие с профучастником, от нецелевого использования средств, полученных от размещения выпущенных ценных бумаг.

Новые инструменты и новые институты

Большой блок новшеств связан с введением новых видов финансовых инструментов – депозитарных и структурных облигаций – и созданием условий для доступа на рынок иностранных компаний и инвесторов. Напомним, структурные облигации отличаются от традиционных облигаций тем, что позволяют «привязать» право держателя облигаций на получение выплат по ним, включая выплату номинальной стоимости, к наступлению или ненаступлению одного или нескольких обстоятельств, определенных проспектом эмиссии.

Депозитарные облигации также имеют несколько принципиальных отличий от традиционного одноименного финансового инструмента. Прежде всего это наличие всего лишь одного требования к эмитенту – факт сформированного уставного фонда. Это обстоятельство, а также субординированный характер выплат по таким инструментам позволяет считать, что депозитарные облигации, являясь достаточно рисковым инструментом, будут использоваться в первую очередь стартапами для привлечения венчурного финансирования на начальных этапах жизненного цикла молодых компаний.

В связи с тем, что новые финансовые инструменты предполагают более высокий риск, чем классические облигации, Минфин планирует привязать возможность приобретения таких ценных бумаг к наличию статуса квалифицированного инвестора. Квалифицированными инвесторами помимо банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг и страховых организаций смогут стать физические лица, соответствующие требованиям регулятора, таким как наличие активов на определенную сумму, подтверждение квалификации. Учитывая планируемые новации, ДЦБ сообщил, что регулятором прорабатывается вопрос создания специальной программы обучения для работы в данной сфере.

Одновременно вносятся изменения, призванные упростить доступ на белорусский рынок ценных бумаг иностранных компаний и инвесторов. Среди них – обеспечение прямого допуска иностранных инвестиционных компаний на биржевые торги ценными бумагами, создание института номинального держателя ценных бумаг и т.д. При этом номинальным держателем будет выступать иностранный депозитарий, который не является владельцем ценных бумаг, но учитывает такие ценные бумаги своих клиентов от своего имени. Следовательно, иностранные инвесторы смогут не открывать собственные счета для приобретения активов, а приобретать их через международные депозитарии.

В то же время из-за увеличения случаев неисполнения обязательств по ранее выпущенным облигациям, введения запрета эмиссии облигаций с валютным номиналом, наличия конкурентных ставок по токенам и банковским вкладам планируемые изменения могут не дать того эффекта, на который рассчитывает регулятор. А это означает, что введенные новации могут остаться невостребованными, как это произошло с инвестиционными фондами.

Так, ход заседания общественно-консультативного (экспертного) совета по вопросам развития рынка ценных бумаг продемонстрировал, что профессиональному сообществу важнее вернуть возможность эмиссии облигаций, выраженных в валюте, и устранить различия в правовых требованиях, предъявляемых к токенам и облигациям, несмотря на их близкую правовую сущность.

Например, директор по правовым вопросам ООО «ЕВРОТОРГ» Владимир Кукурузин и заместитель начальника управления фондовых операций казначейства ОАО «АСБ Беларусбанк» Светлана Заровская подняли вопрос о возможности эмиссии юридическими лицами, зарегистрированными на территории РБ, облигаций, номинированных в иностранной валюте. Выступающими отмечена высокая заинтересованность профессионального сообщества в получении валютных ресурсов на внутреннем рынке, что особенно актуально в условиях сужения возможностей для привлечения зарубежных кредитов.

Одновременно поднят вопрос о решении проблемы, касающейся применения к белорусам, приобретающим ценные бумаги на территории РФ, ставок НДФЛ на доходы, полученные от операций с ценными бумагами, в размере 30% как для нерезидентов, что не соответствует активному экономическому сотрудничеству и глубокой интеграции между двумя нашими странами. По мнению участников заседания, такая мера снижает потенциальный интерес отечественных инвесторов к приобретению ценных бумаг белорусских компаний, обращающихся на российском фондовом рынке.

Данные вопросы оказались самыми дискуссионными. Присутствующие на заседании проинформированы о предложениях, сформулированных Минфином в части едино­образного подхода к регулированию ценных бумаг и цифровых активов и устранению арбитража, присутствующего в настоящее время на рынке токенов и облигаций.

DSC_3907.jpg   
      Олег Сафроненко

Чтобы оценить актуальность и востребованность изменений, которые планируется имплементировать в действующее законодательство, мы обратились к Олегу Сафроненко, директору ЗАО «Айгенис», профучастнику рынка ценных бумаг. В комментариях «ЭГ» он пояснил: «Можно только поприветствовать усилия государства и профессионального сообщества по развитию и совершенствованию фондового рынка. Отдельные предложения однозначно заслуживают внимания. Расширение инструментария за счет возможности выпуска облигаций, номинированных в валюте, действительно востребовано со стороны как эмитентов, так и инвесторов. 

Также очень актуально установление линков (моста) между нашей БВФБ и ММВБ. Это позволило бы существенно расширить перечень доступных инвестору качественных инструментов и повысить привлекательность биржевому рынку ценных бумаг.

Однако, на наш взгляд, любое развитие должно иметь эволюционный характер, т.е. на любые изменения должен быть запрос со стороны самого рынка. Качественное внедрение сложных финансовых инструментов обычно происходит на развитых площадках, где потребность в них становится объективной. Расширение спектра обращающихся базовых инструментов (акций, облигаций) обязательно сформирует запрос и на более сложные: опционы, фьючерсы, структурные продукты. Без такой последовательности внедрение новых сложных продуктов может оказаться невостребованным».

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.b

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by