Фискальная политика: — нужны стратегия и стабильность
О том, какой должна быть фискальная политика в Беларуси на современном этапе экономического развития с позиций экономической науки и практики и как она должна использоваться для развития предпринимательской среды, «ЭГ» рассказала заведующая кафедрой налогов и налогообложения БГЭУ, доктор экономических наук Елена КИРЕЕВА.
– Елена Федоровна, давайте сразу определимся, что понимается под фискальной политикой?
– Это, казалось бы, вопрос чисто теоретический, но тем не менее правильное понимание данного термина очень важно для практики. У нас нередко говорят только о необходимости тех или иных изменений в фискальной политике, подразумевая под ней лишь налоговую составляющую. Но это не так. Фискальная политика – это более широкое понятие. У нас часто предлагается повысить или снизить ставки тех или иных налоговых платежей, ввести или отметить тот или иной налог или сбор. Но при этом довольно часто не принимается во внимание, как это отразится на доходах и расходах государственного бюджета, ведь у него две составляющие. И это не только налоги и сборы, но и трансферты, субсидии.
– Какие наиболее значимые проблемы существуют сегодня в отечественной фискальной политике?
– Самая важная проблема – это отсутствие четкой стратегии фискальной политики и обоснованной увязки бюджетной и денежно-кредитной политики. Не менее серьезными проблемами, которые тоже мешают нормальному развитию предпринимательской среды, можно назвать отсутствие стабилизационных механизмов и в целом стабильности в фискальной политике.
– Многие эксперты и предприниматели считают, что налоговая нагрузка в Беларуси чрезмерно высока. Как бы вы оценили ее уровень?
– Давайте обратимся к цифрам. В 2014 г. налоговая нагрузка к ВВП без отчислений в Фонд соцзащиты населения в Беларуси составила 25,6%, в прошлом году – 24,7%, а по проекту на 2017 г. – 23,59%. Этот показатель у нас на 5–6% выше, чем в ЕС. Но при этом в ряде стран Евросоюза он выше, чем в Беларуси, а в тех, кто близок к нам по структуре экономики, налоговая нагрузка существенно ниже. Например, в Польше она составляет всего 19,9%, в Литве – 16,6%.
Что касается отдельных налоговых платежей, то доля НДС увеличилась у нас за последние два года незначительно – с 8,4% в 2014 г. до 8,62% в 2016-м. Такой же показатель запланирован на 2017 г. Удельный вес акцизов в 2014 г. достигал 8,4%, а на 2017 г. планируется на уровне 2,07%, т.е. в 4 раза меньше. Довольно значительно увеличилась в последние годы и доля налогов на собственность – с 3,5% в 2011 г. до 6,8% в 2016-м. То есть здесь тенденции разнонаправленные. Кроме того, нужно обратить внимание и на значительную дифференциацию налоговой нагрузки по видам экономической деятельности.
– Какие меры можно было бы предпринять государству для сокращения налоговой нагрузки?
– Лаг для уменьшения налоговой нагрузки составляет, по нашим оценкам, примерно 5%. Это может быть и эволюционный путь снижения налоговых ставок. Но еще раз напомню, что фискальная политика включает и бюджетную, и налоговую. Это обязательно нужно учитывать, внося разнообразные предложения по сокращению налоговой нагрузки.
Основная и самая острая проблема в нашей стране применительно к налоговой нагрузке – это налоги и выплаты из зарплаты. На них приходится порядка 12 п.п всего налогового бремени, если рассматривать его с учетом отчислений в ФСЗН. В рейтинге Всемирного банка Doing Business по показателю «Налогообложение», в котором мы довольно существенно продвинулись за последние годы, отставание обусловлено, прежде всего, высоким уровнем налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Однако надо четко представлять, что проблема с ФСЗН очень сложная и одномоментно ее не решить: здесь действует ряд факторов социального и демографического характера, требуется увязка с пенсионной политикой, регулированием рынка труда и т.п. Уменьшить налоговую нагрузку можно и за счет увеличения количества субъектов предпринимательства, тогда на одного субъекта будет приходиться меньше налоговых платежей. Серьезной проблемой является большое количество убыточных предприятий в стране.
– А что можно предложить для совершенствования системы налогообложения?
– Система налогообложения тоже может совершенствоваться в направлении как налогового администрирования, так и налогового контроля. В частности, у нас существует много налоговых льгот. Их надо сокращать, поскольку они приводят к неравномерной налоговой нагрузке и другим негативным последствиям. Правда, иногда говорят, что не все налоговые льготы используются, например, для инноваций. Но тут проблема скорее в незначительном количестве инновационных предприятий.
Мы предлагали установить на 3 года мораторий на изменения в налоговой системе. Для эффективного администрирования и удобства плательщиков очень важен фактор доступности информации о порядке исчисления и уплаты платежей, оперативность и удобство самой уплаты. Можно было бы объединить площадки на 4 сайтах, которые сейчас имеют отношение к уплате налогов, страховых отчислений, таможенных пошлин, на одной платформе. Сейчас же каждый орган имеет свое законодательство и трактует его по-своему.
Должна быть полная прозрачность в налоговом администрировании. У нас, кроме Налогового кодекса, действует еще ряд документов, регулирующих уплату налоговых платежей, а в РФ, например, любое изменение в налогах на основании указа одновременно вносится в Налоговый кодекс.
За последние годы мы сделали значительные шаги вперед в применении электронных технологий в сфере исчисления и уплаты налогов. В 2015 г. у нас 76% налогоплательщиков подавали налоговые декларации в электронном виде. Теперь их еще больше. Конечно, надо уменьшать количество налоговых проверок и расширять практику удаленных проверок.
– Вы говорите о необходимости 3-летнего моратория на внесение изменений в налоговое законодательство. Но ведь ряд новшеств последних лет касается внедрения новых норм из международной практики, например, трансфертное ценообразование, правила тонкой капитализации, бенефициарного собственника. Как быть с этим?
– Я имею в виду мораторий на изменение налоговых ставок и введение новых платежей, ситуацию со льготами. Мы же говорим о фискальной политике применительно к развитию предпринимательской среды. Стабильность основных параметров налоговой системы имеет очень важное значение для создания условий для инвестиций и благоприятного бизнес-климата. Понятно, что мировая практика и введение различных глобальных мер по борьбе с уклонением от налогообложения или его минимизацией, конечно, будет и должна учитываться и в нашем налоговом законодательстве.
– В последние годы у нас вводятся ограничения на применение упрощенной системы налогообложения в отдельных сферах. Все чаще контролирующие органы обвиняют этот налоговый режим и субъектов хозяйствования, которые им пользуются, в том, что это стимулирует дробление бизнеса и минимизацию налогообложения...
– Надо четко понимать, что упрощенная система – это льготный режим налогообложения для малого и среднего бизнеса. Поэтому необходимы достаточно жесткие критерии для ее применения. Да, к сожалению, в этой сфере есть злоупотребления, и она порой используется, я бы сказала, для «дикой» минимизации налогообложения. Поэтому здесь нужен очень взвешенный подход.