Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Мнения
17.02.2017 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Фискальная политика: — нужны стратегия и стабильность

Елена Киреева "ЭГ"О том, какой должна быть фискальная политика в Беларуси на современном этапе экономического развития с позиций экономической науки и практики и как она должна использоваться для развития предпринимательской среды, «ЭГ» рас­сказала заведующая кафедрой налогов и налогообложения БГЭУ,  доктор  экономических наук Елена КИРЕЕВА. 

Елена Федоровна, давайте сразу определимся, что понимается под фискальной политикой?

– Это, казалось бы, вопрос чисто теоретический, но тем не менее правильное понимание данного термина очень важно для практики. У нас нередко говорят только о необходимости тех или иных изменений в фискальной политике, подразумевая под ней лишь налоговую со­ставляющую. Но это не так. Фискальная политика – это более широкое понятие. У нас часто предлагается повысить или снизить ставки тех или иных налоговых платежей, ввес­ти или отметить тот или иной налог или сбор. Но при этом довольно часто не принимается во внимание, как это отразится на доходах и расходах государственного бюджета, ведь у него две составляющие. И это не только налоги и сборы, но и трансферты, субсидии.

Какие наиболее значимые проблемы существуют сегодня в отечественной фис­кальной политике?

– Самая важная проблема – это отсутствие четкой стратегии фискальной политики и обо­снованной увязки бюджетной и денежно-кредитной политики. Не менее серьезными проблемами, которые тоже мешают нормальному развитию предпринимательской среды, можно назвать отсутствие стабилизационных механизмов и в целом стабильности в фискальной политике.

Многие эксперты и пред­приниматели считают, что налоговая нагрузка в Беларуси чрезмерно высока. Как бы вы оценили ее уровень?

– Давайте обратимся к циф­рам. В 2014 г. налоговая на­грузка к ВВП без отчислений в Фонд соцзащиты населения в Беларуси составила 25,6%, в прошлом году – 24,7%, а по проекту на 2017 г. – 23,59%. Этот показатель у нас на 5–6% выше, чем в ЕС. Но при этом в ряде стран Евросоюза он выше, чем в Беларуси, а в тех, кто близок к нам по структуре экономики, налоговая нагрузка существенно ниже. Например, в Поль­ше она составляет всего 19,9%, в Литве – 16,6%.

Что касается отдельных налоговых платежей, то доля НДС увеличилась у нас за последние два года незначительно – с 8,4% в 2014 г. до 8,62% в 2016-м. Такой же показатель запланирован на 2017 г. Удельный вес акцизов в 2014 г. достигал 8,4%, а на 2017 г. планируется на уровне 2,07%, т.е. в 4 раза меньше. Довольно значительно увеличилась в по­следние годы и доля налогов на собственность – с 3,5% в 2011 г. до 6,8% в 2016-м. То есть здесь тенденции разнонаправленные. Кроме того, ну­жно обратить внимание и на значительную дифференциацию налоговой нагрузки по видам экономической деятельности.

Какие меры можно было бы предпринять государст­ву для сокращения налоговой нагрузки?

– Лаг для уменьшения налоговой нагрузки составляет, по нашим оценкам, примерно 5%. Это может быть и эволюционный путь снижения налоговых ставок. Но еще раз напомню, что фискальная политика включает и бюджетную, и налоговую. Это обязательно нужно учи­тывать, внося разнообразные предложения по сокращению налоговой нагрузки.

Основная и самая острая проблема в нашей стране применительно к налоговой на­грузке – это налоги и выплаты из зарплаты. На них приходится порядка 12 п.п всего налогового бремени, если рассматривать его с учетом отчислений в ФСЗН. В рейтинге Всемирного банка Doing Business по показателю «Налогообложение», в котором мы довольно существенно про­двинулись за последние годы, отставание обусловлено, преж­де всего, высоким уров­нем налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Однако надо четко представлять, что проблема с ФСЗН очень слож­ная и одномоментно ее не решить: здесь действует ряд факторов социального и демографического характера, требуется увязка с пенсионной политикой, регулированием рынка труда и т.п. Уменьшить налоговую нагрузку можно и за счет увеличения количества субъектов предпринимательства, то­гда на одного субъекта будет приходиться меньше налоговых платежей. Серьезной проб­лемой является большое количество убыточных предприятий в стране.

А что можно предложить для совершенствования сис­темы налогообложения?

– Система налогообложения тоже может совершенствоваться в направлении как налогового администрирования, так и налогового контроля. В част­ности, у нас существует много налоговых льгот. Их надо со­кращать, поскольку они приводят к неравномерной налоговой нагрузке и другим негативным последствиям. Пра­вда, ино­гда говорят, что не все налоговые льготы используются, например, для инноваций. Но тут проблема скорее в незначительном ко­личестве инновационных пред­приятий.

Мы предлагали установить на 3 года мораторий на изменения в налоговой системе. Для эффективного администрирования и удобства плательщиков очень важен фак­тор до­ступности информации о порядке исчисления и уплаты платежей, оперативность и удоб­ство самой уплаты. Мож­но было бы объединить площадки на 4 сайтах, которые сейчас имеют отношение к уплате налогов, страховых отчислений, таможенных пош­лин, на одной платформе. Сейчас же каждый орган имеет свое законодательство и тра­ктует его по-своему.

Должна быть полная про­зрачность в налоговом администрировании. У нас, кроме Налогового кодекса, действует еще ряд документов, регулирующих уп­лату налоговых платежей, а в РФ, например, любое изменение в налогах на основании указа одновременно вносится в Налоговый кодекс.

За последние годы мы сделали значительные шаги вперед в применении электронных технологий в сфере исчисления и уплаты налогов. В 2015 г. у нас 76% налогоплательщиков подавали налоговые декларации в электронном виде. Теперь их еще больше. Конечно, надо уменьшать количество налоговых проверок и расширять практику удаленных проверок.

Вы говорите о необходимости 3-летнего моратория на внесение изменений в налоговое законодательство. Но ведь ряд новшеств по­следних лет касается внед­рения новых норм из международной практики, например, транс­фертное ценообразование, правила тон­кой капитализации, бенефициарного собст­венника. Как быть с этим?

– Я имею в виду мораторий на изменение налоговых ставок и введение новых платежей, ситуацию со льготами. Мы же говорим о фискальной политике применительно к развитию пред­принимательской среды. Стабильность основных параметров налоговой системы имеет очень важное значение для создания условий для ин­вестиций и благоприятного биз­нес-климата. По­нятно, что мировая практика и введение различных глобальных мер по борьбе с уклонением от налогообложения или его минимизацией, конечно, будет и должна учитываться и в нашем налоговом законодательстве.

В последние годы у нас вводятся ограничения на при­менение упрощенной сис­темы налогообложения в от­дельных сферах. Все чаще контролирующие органы об­виняют этот налоговый режим и субъектов хозяйствования, которые им пользуются, в том, что это стимулирует дробление бизнеса и минимизацию налогообложения...

– Надо четко понимать, что упрощенная система – это льготный режим налогообложения для малого и среднего бизнеса. Поэтому необходимы достаточно жесткие критерии для ее применения. Да, к сожалению, в этой сфере есть злоупотребления, и она порой ис­пользуется, я бы сказала, для «дикой» минимизации налогообложения. Поэтому здесь нужен очень взвешенный подход.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений