Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
АПК
01.11.2005 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: кто главный в доме?

Если глава крестьянского (фермерского) хозяйства отказывается по какой-то причине возглавлять это хозяйство и быть его членом, то на практике даже у регистрирующих органов сразу же возникает множество вопросов с надлежащим оформлением этого решения р...

Если глава крестьянского (фермерского) хозяйства отказывается по какой-то причине возглавлять это хозяйство и быть его членом, то на практике даже у регистрирующих органов сразу же возникает множество вопросов с надлежащим оформлением этого решения руководителя и его заменой. В частности:
 
1. Является ли переоформление государственного акта на земельный участок на иное лицо основанием для государственной регистрации изменений в устав крестьянского (фермерского) хозяйства в части смены его главы? Какие документы должны отражать волеизъявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства о его выходе из состава членов хозяйства и возложении соответствующих обязанностей на одного из членов его семьи?
 
2. Возможна ли регистрация соответствующих изменений в устав крестьянского (фермерского) хозяйства при отсутствии в нем списка членов семьи, ведущих совместно с главой такое хозяйство?
 
3. Возможна ли смена главы крестьянского (фермерского) хозяйства:
 
- до момента переоформления земельного участка на иного члена хозяйства;
 
- при отсутствии согласия возглавить это хозяйство у членов его семьи, но при наличии такого согласия со стороны иного трудоспособного лица, не являющегося членом данного хозяйства, но имеющего необходимую квалификацию и опыт работы в сельском хозяйстве?

К.ЗАЛУЖНЫЙ,  г. Минск

Прямых и четких ответов на заданные вопросы нормативные положения, регулирующие эту тему, не содержат.  Поэтому предлагаемый материал основан на анализе действующего законодательства и не исключает иную точку зрения специалистов. 

1. Статьей 79 Кодекса Республики Беларусь о земле в качестве основания для принятия районным исполнительным и распорядительным органом решения о предоставлении земельного участка в целях ведения крестьянского (фермерского) хозяйства определено соответствующее заявление гражданина. Названное решение принимается органом местного управления по представлению сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа.

Указанные основание и порядок принятия органом местного управления решения должны, по нашему мнению, распространяться и на случай отказа главы крестьянского (фермерского) хозяйства возглавлять это хозяйство и быть его членом, и обусловленной этим передачи права пожизненного наследуемого владения земельным участком члену его семьи, ведущему совместно с главой крестьянское (фермерское) хозяйство.

Полагаем, что в целях разрешения вопроса о передаче прав на земельный участок в орган местного управления должны быть представлены заявления, содержащие следующие положения:

- от главы крестьянского (фермерского) хозяйства - об отказе возглавлять это хозяйство и быть его членом с указанием причин отказа, а также с просьбой разрешить вопрос о передаче в установленном порядке права пожизненного наследуемого владения земельным участком члену его семьи, ведущему совместно с главой крестьянское (фермерское) хозяйство, с возложением на этого члена семьи обязанностей главы крестьянского (фермерского) хозяйства;

- от члена семьи главы крестьянского (фермерского) хозяйства, в отношении которого испрашивается передача прав, - о передаче ему в установленном порядке права пожизненного наследуемого владения земельным участком с указанием оснований передачи, а также с указанием о даче им согласия возглавить крестьянское (фермерское) хозяйство. Исходя из нормативных положений ч. 2 ст. 5 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", к этому заявлению должна быть приложена программа ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Помимо этих заявлений органу местного управления должен быть представлен документ, подтверждающий согласие всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства на передачу прав.

Волеизъявления соответствующих субъектов права, закрепленные в перечисленных выше документах, в дальнейшем будут положены в основу решения, подлежащего предоставлению в регистрирующий орган в целях государственной регистрации.

В этой связи, по нашему мнению, регистрирующему органу должны быть подтверждены факты предварительного представления документов в уполномоченный орган для разрешения вопроса о передаче прав на земельный участок и принятия по ним решения этим органом с приложением копий соответствующих документов, заверенных нотариально либо органом местного управления, в который они предоставлялись.

В свою очередь решение крестьянского (фермерского) хозяйства о внесении изменений в его учредительные документы, связанных с членством в данном юридическом лице и назначением нового его главы, должно быть подписано как главой крестьянского (фермерского) хозяйства, подавшим заявление об отказе возглавлять это хозяйство и быть его членом, так и членом его семьи, в отношении которого испрашивается передача прав на земельный участок.

В таком решении должны быть закреплены, как минимум, следующие положения:

- об освобождении гражданина от обязанностей главы крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с отказом возглавлять данную организацию и быть ее членом;

- о назначении члена семьи, в отношении которого испрашивалась передача прав на земельный участок, главой крестьянского (фермерского) хозяйства;

- о выходе гражданина, отказавшегося возглавлять крестьянское (фермерское) хозяйство и быть его членом, из состава этой организации с выплатой ему оставшимися членами денежной компенсации за причитающуюся ему долю имущества в установленные законом сроки;

- о внесении в устав крестьянского (фермерского) хозяйства изменений и дополнений, связанных с выходом участника, назначением нового главы, а также иных изменений и дополнений в целях приведения устава в соответствие с действующим законодательством.

2. По нашему мнению, отсутствие в уставе списка членов семьи главы крестьянского (фермерского) хозяйства не дает возможность сделать вывод о том, что названные лица фактически не являются членами данной организации.

Обусловлено это тем, что супруги, их дети (или дети одного из них), родители, родственники и другие лица, совместно ведущие это хозяйство,  считаются членами крестьянского (фермерского) хозяйства непосредственно на основании нормы законодательного акта, а именно ч. 3 ст. 2 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

В этой связи, а также в соответствии с тем, что данные о членах крестьянского (фермерского) хозяйства не включены в круг сведений, подлежащих обязательному указанию в учредительных документах юридических лиц рассматриваемой организационно-правовой формы, считаем, что указанные выше лица относятся к кругу членов крестьянского (фермерского) хозяйства. В частности, факт такого членства может быть подтвержден документом, уполномочивающим соответствующее лицо на выполнение обязанностей главы крестьянского (фермерского) хозяйства в случае временной потери последним трудоспособности либо длительного его отсутствия.

Исключение из указанного правила, на наш взгляд, составляют только случаи, когда из содержания устава конкретного крестьянского (фермерского) хозяйства однозначно следует вывод о том, что оно состоит из одного лица.

3. Норм, устанавливающих запреты либо ограничения на осуществление рассмотренной процедуры смены главы крестьянского (фермерского) хозяйства до момента переоформления земельного участка на иного члена хозяйства, из проведенного анализа законодательства не выявлено.

Вместе с тем разрешение уполномоченными органами вопросов о выделении (изъятии) земельных участков является одним из основных элементов установленной процедуры создания крестьянских (фермерских) хозяйств, а равно корректировки их учредительных документов, связанной с членством в данном юридическом лице и назначением нового его главы.

Этим обусловлена необходимость представления в регистрирующий орган для государственной регистрации соответствующих изменений и дополнений копии решения органа местного управления по документам, представленным ему для разрешения вопроса о передаче прав на земельный участок.

Исходя из основополагающих отличительных признаков, определяющих крестьянское (фермерское) хозяйство как субъект права (ст.2 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"), считаем, что смена главы крестьянского (фермерского) хозяйства на иное лицо, не являющееся членом хозяйства, не представляется возможной.

Обусловлено это нормативными положениями ч. 4 указанной статьи, в соответствии с которыми основным условием приобретения гражданином статуса главы конкретного крестьянского (фермерского) хозяйства является его членство в данной организации.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений