Евросоюз запретит страховать перевозку российской нефти
Брюссель планирует исключить из готовящегося шестого пакета санкций против РФ запрет европейским танкерам транспортировать российскую нефть в третьи страны. Однако сохранится запрет для европейских компаний страховать суда, занимающиеся такими перевозками, сообщает агентство «Bloomberg» со ссылкой на материалы ЕС и информированные источники.
Евросоюз намеревается поэтапно отказаться от импорта сырой российской нефти в течение шести месяцев, а от импорта нефтепродуктов – к концу 2022 года. Такой пункт входит в готовящийся шестой пакет санкционных ограничений против РФ.
По этому поводу шли длительные дискуссии, так как несколько стран сообщили о серьезной зависимости от российских энергоресурсов и невозможности быстро отказаться от них. И если Германия, Австрия и Словакия со временем согласились с предложенными мерами, то позиция Венгрии, которая не знает, как возместить убытки от прекращения поставок российской нефти, оставалась неизменной.
В минувшие выходные постоянным представителям стран ЕС не удалось достичь консенсуса по этому вопросу.
Как пишет Bloomberg, Евросоюз намерен смягчить свой пакет санкций и отменить планируемый запрет судам, принадлежащим ЕС, перевозить российскую нефть в третьи страны. Однако запрет европейским компаниям страховать суда, занимающиеся такими перевозками, в шестом пакете санкций остается, несмотря на несогласие некоторых стран. В их числе называется Греция, экономика которой в значительной степени зависит от судоходства и которой принадлежит более 25% нефтяных танкеров (по вместимости).
Но даже в таком виде санкционные предложения в случае их принятия значительно усложнят экспорт российских нефтепродуктов. Запрет на предоставление страховки охватит подавляющее большинство мирового флота нефтяных танкеров.
Через влиятельную организацию International Group of P&I Clubs в Лондоне танкерные компании коллективно приобретают страховое покрытие у 80 перестраховщиков (в том числе у более чем 20 из 25 крупнейших в мире).
Члены International Group of P&I Clubs обеспечивают покрытие 95% танкерного флота в случае разливов нефти и других морских обязательств.
Таким образом, включение в шестой пакет санкций запрета на страхование заставило бы Москву или покупателей ее нефти искать альтернативные варианты в то время, когда РФ уже находится под жесткими санкциями.
Однако обсуждения продолжаются, и предлагаемые меры могут измениться к тому времени, когда они будут одобрены всеми 27 странами, напоминает Bloomberg.
Вполне вероятно, что запрет европейским компаниям предоставлять услуги (включая страхование), которые необходимы для транспортировки российской нефти в любую точку мира, останется в пакете.
Напомним, что первоначально ЕС предлагал запретить транспортировку (в том числе путем передачи с судна на судно) в третьи страны сырой нефти и нефтепродуктов, которые происходят из России или были экспортированы оттуда.