Европейская экономика в условиях турбулентности

Быстро меняющийся геополитический ландшафт способствовал появлению серьезных структурных вызовов для европейской экономической модели. Поэтому реакция Европы должна быть быстрой и сосредоточена на стимулировании инвестиций, содействии инновациям и повышении производительности. Таков общий ход мыслей президента Европейского центрального банка (ЕЦБ) Кристин Лагард, выступившей недавно на слушаниях комитета по экономическим и валютным вопросам Европарламента.
Открытость европейской экономики делает ее уязвимой
Руководитель ЕЦБ отметила, что в первой половине 2024 г. в еврозоне наблюдался умеренный рост после стагнации на протяжении пяти кварталов подряд. Реальный рост ВВП был в основном обусловлен активизацией экспорта и государственными заказами. В то же время внутренний спрос со стороны физических лиц оставался слабым.
В III квартале 2024 г. реальный ВВП незначительно вырос (+0,4%), что отчасти было обусловлено временными факторами – например, проведением Олимпиады в Париже. Эксперты прогнозируют, что в краткосрочной перспективе рост будет еще слабее из-за снижения динамики в секторе услуг и продолжающегося сокращения объема производства, однако затем восстановление экономики еврозоны должно начать набирать обороты. Желанный рост потребительских расходов ускорится по мере увеличения реальных доходов, а инвестиции должны будут приобрести необходимый импульс с ослаблением негативных последствий проводимой ранее денежно-кредитной политики.
Хотя декларируется, что рынок труда еврозоны до сих пор остается устойчивым, а уровень безработицы – исторически низким (6,3% в октябре 2024 г.), и занятость в III квартале текущего года увеличилась на 300 тыс. рабочих мест, Лагард признает: опросы указывают на постепенное замедление роста занятости и дальнейшее снижение спроса на рабочую силу.
Общая инфляция выросла до 2,3% в ноябре 2024 г. по сравнению с октябрьской (2,0%). Рост, который продолжается последние два месяца, обусловлен замедлением падения цен на энергоносители, увеличением инфляции на продукты питания и – самое главное – на услуги (3,9% в ноябре). Эксперты отмечают, что не последней причиной роста инфляции стало увеличение размера заработной платы. Базовая инфляция (без учета энергоносителей и продуктов питания) осталась неизменной на уровне 2,7% в ноябре и, по прогнозам, будет незначительно отклоняться от этой отметки до начала 2025 г.
В целом руководство ЕЦБ оценивает среднесрочные экономические перспективы как неопределенные, отмечая возможность их ухудшения. Это связано с повышенными геополитическими рисками и угрозами для стабильности международной торговли. Банкиры признают, что высокая степень открытости европейской торговой системы и тесная интеграция в глобальные цепочки поставок делают еврозону уязвимой для внешних потрясений, а висящие как дамоклов меч потенциальные торговые барьеры являются реальной угрозой для роста производства и инвестирования.
Что мешает и где выход
Росту европейской экономики сегодня мешает широкий спектр проблем, начиная от траты немалых ресурсов на реализацию «зеленого и цифрового переходов» и заканчивая необходимостью обеспечивать экономическую безопасность и оборону. В этой ситуации ЕЦБ придает важное значение достижению баланса между поддержанием налоговой устойчивости и продолжением реформ, направленных на рост инвестиционной активности.
Лагард отмечает, что в ближайшее время усилия необходимо сфокусировать на решении трех главных вопросов. Во-первых, эффективно отреагировать на образовавшийся повышенный уровень задолженности, возникшей из-за политики смягчения последствий недавних кризисов в экономике. Во-вторых, обеспечить баланс между процессом налоговой консолидации и развитием стимулов для инвестиций и структурных реформ. В-третьих, сглаживая экономические колебания и поддерживая ценовую стабильность, добиваться долгосрочного роста.
Руководитель ЕЦБ подчеркнула, что большой проблемой остается неиспользование Европой в должной мере своего инвестиционного потенциала. Решение обозначенных задач позволит сохранить способность европейских государств инвестировать. Причем идеологической подоплекой в этом процессе должно выступать понимание, что «Европа больше, чем ее составные части». Поэтому ускорению роста и макроэкономической стабильности содействовали бы именно совместные инвестиции государств – членов ЕС. Наряду с тем, что такие инвестиции позволили бы решать трансграничные проблемы «на благо всех европейцев, добавляя ценность сверх того, чего могли бы достичь национальные инвестиции в одиночку», они также дали бы мощный сигнал единства частным инвесторам внутри и за пределами ЕС.
Наконец, важно совместить инвестиционный процесс с усилиями по реформированию европейской экономики. Реформы должны быть направлены на ликвидацию барьеров для предпринимательства, содействие компаниям в вопросах внедрения инноваций, обеспечение эффективного распределения капитала и рабочей силы.
Евросоюз ввел пошлины на китайские электромобили до 37,6%
В Беларуси цены растут медленнее, чем в России и Казахстане, но быстрее, чем в Евросоюзе
Овощи, фрукты и корма из Беларуси и России нельзя экспортировать в Латвию