Еврокомиссия и 40 способов отмывания денег
Доклад о результатах оценки рисков отмывания денег и финансирования терроризма, влияющих на внутренний рынок и трансграничную деятельность, опубликовала Еврокомиссия 26 июня. В нем названы 40 продуктов и услуг, потенциально уязвимых для использования в преступных целях.
В докладе Еврокомиссии, размещенном на сайте ec.europa.eu, содержится оценка особо рискованных секторов, продуктов и услуг, а также список мер, которые планируется осуществить для снижения этих рисков.
Наиболее рискованными в Еврокомиссии считают продукты и услуги с использованием наличных средств, в т.ч. через курьеров или иных физлиц, бизнес, интенсивно использующий наличные (бары, рестораны, строительные компании, автомагазины и автосервисы, торговля предметами искусства и антиквариатом, аукционные дома, ломбарды, магазины розничной торговли, в т.ч. ювелирных изделий, текстиля, спиртных напитков и табачных изделий, игровые услуги). Опасность представляют наличные платежи в целом, но особенно – использование банкнот крупного номинала. Не случайно в ЕС начато изъятие из оборота купюры в 500 EUR. Кстати, в Беларуси до сих пор неясно, зачем понадобилось при последней деноминации вводить 100, 200 и 500-рублевые купюры, которые не слишком удобны в повседневных расчетах, зато позволяют с комфортом передавать особо крупные суммы, в т.ч. при криминальных транзакциях.
В ряде стран ЕС введены ограничения на оплату покупок наличными (например, в Латвии – 7600 EUR, в Испании – 2500 EUR, во Франции – 1000 EUR). В Еврокомиссии считают наиболее эффективными способами контроля за «налом» лимит на наличные сделки и требование отчитываться о крупных наличных сделках.
Огромные возможности для отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма существуют в финансовом секторе. При этом могут использоваться практически любые инструменты: депозитные счета в розничном и корпоративном банкинге, счета для институциональных инвестиций в кредитных учреждениях и инвестиционных фирмах, депозиты приват-банкинга и управления благосостоянием, краудфандинговые платформы и обмен валют, электронные деньги (в первую очередь – карты предоплаты и электронные кошельки), денежные переводы, в т.ч. неформальные или незаконные переводы средств через финансово-расчетную систему «Хавала», различные платежные услуги, виртуальные валюты, кредиты (в т.ч. корпоративные, потребительские и ипотечные), различные виды страхования, услуги безопасного хранения, оказываемые финансовыми учреждениями или частными охранными компаниями.
Еще выше уязвимость сектора нефинансовых услуг. Его главной слабостью Еврокомиссия считает действия по определению бенефициара, которые далеко не всегда отвечают последним международным и европейским требованиям. В связи с этим особо рисковыми представляются услуги внешних бухгалтеров, аудиторов, нотариусов, юристов, налоговых консультантов. Также в зоне риска, по мнению ЕК, услуги по созданию и ликвидации субъектов предпринимательской деятельности, обращение дорогостоящих активов, в т.ч. артефактов и предметов старины, драгоценных металлов и драгоценных камней, их перевозки через границу, инвестиции в недвижимое имущество.
Традиционно сектор азартных игр представляет значительный уровень угрозы с точки зрения отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. В частности, для этого могут использоваться ставки, пари, бинго, казино (в игорных заведениях/офлайн), игровые автоматы, лотереи, покер и азартные игры онлайн. Риски усугубляет отсутствие единого законодательного регулирования на уровне ЕС и в мире. Каждая страна сама определяет свою политику в этой области, а потому везде действуют самые разные режимы.
Некоммерческие организации также представляют собой определенные риски. Во-первых, часть их финансирования осуществляется наличными средствами, чье происхождение невозможно определить. Во-вторых, НКО не включены в систему борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (AML/CFT) на уровне ЕС. Поэтому сбор и перевод средств через некоммерческую организацию представляет собой определенные риски.
Таким образом, многие сферы деятельности с точки зрения европейских контролеров выглядят потенциально криминальными и подозрительными. А потому ЕС подает остальным странам пример ограничений и контроля, в то время как белорусский бизнес надеется на либерализацию отношений с государством в этих сферах.