Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Глобализация
14.07.2017 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Еврокомиссия и 40 способов отмывания денег

Доклад о результатах оценки рисков отмывания денег и финансирования терроризма, влияющих на внутренний рынок и трансграничную деятельность, опубликовала Еврокомиссия 26 июня. В нем названы 40 продуктов и услуг, потенциально уязвимых для использования в преступных целях.

В докладе Еврокомиссии, раз­мещенном на сайте ec.europa.eu, содержится оценка особо рискованных секторов, продуктов и услуг, а также список мер, которые планируется осуществить для снижения этих ри­сков.

Наиболее рискованными в Еврокомиссии считают продукты и услуги с использованием наличных средств, в т.ч. через курьеров или иных физлиц, бизнес, интенсивно использующий наличные (бары, рестораны, строительные компании, автомагазины и автосервисы, тор­говля предметами искусства и антиквариатом, аукционные до­ма, лом­барды, магазины розничной тор­говли, в т.ч. ювелирных изделий, текстиля, спирт­ных напитков и табачных изделий, игровые услуги). Опасность пред­ставляют наличные платежи в целом, но особенно – ис­пользование банк­нот крупного номинала. Не случайно в ЕС начато изъятие из оборота купюры в 500 EUR. Кстати, в Беларуси до сих пор неясно, зачем понадобилось при последней деноминации вводить 100, 200 и 500-рублевые купюры, которые не слишком удобны в повседневных расчетах, зато позволяют с комфортом передавать особо крупные суммы, в т.ч. при криминальных транзакциях.

В ряде стран ЕС введены ограничения на оплату покупок наличными (например, в Лат­вии – 7600 EUR, в Испании – 2500 EUR, во Франции – 1000 EUR). В Еврокомиссии считают наиболее эффективными способами конт­роля за «налом» лимит на наличные сделки и требование отчитываться о кру­п­ных наличных сделках.

Огромные возможности для отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма существуют в финансовом секторе. При этом могут использоваться практически любые инструменты: депозитные счета в розничном и корпоративном банкинге, счета для институциональных инвестиций в кредитных учреждениях и инвестиционных фирмах, депозиты приват-банкинга и управления благосостоянием, краудфандинговые платформы и обмен валют, электронные деньги (в первую очередь – карты предоплаты и электронные кошельки), денежные переводы, в т.ч. неформальные или незаконные переводы средств через финансово-расчетную систему «Хавала», различные платежные услуги, виртуальные валюты, кредиты (в т.ч. корпоративные, потребительские и ипотечные), различные виды страхования, услуги безопасного хранения, оказываемые финансовыми учреждениями или частными охранными компаниями.

Еще выше уязвимость сек­тора нефинансовых услуг. Его главной слабостью Еврокомиссия считает действия по определению бенефициара, которые далеко не всегда отвечают последним международным и европейским требованиям. В связи с этим особо рисковыми представляются услуги внешних бухгалтеров, аудиторов, нотариусов, юристов, налоговых кон­сультантов. Также в зоне риска, по мнению ЕК, услуги по созданию и ликвидации субъектов предпринимательской деятельности, обращение дорогостоящих активов, в т.ч. артефактов и предметов старины, драгоценных металлов и драгоценных камней, их перевозки через границу, инвестиции в недвижимое имущество.

Традиционно сектор азарт­ных игр представляет значительный уровень угрозы с точки зрения отмывания пре­ступных доходов и финансирования терроризма. В частности, для этого могут использоваться ставки, пари, бинго, казино (в игорных заведениях/­оф­лайн), игровые автоматы, лотереи, покер и азартные игры онлайн. Риски усугубляет от­сутствие единого законодательного регулирования на уровне ЕС и в мире. Каждая страна сама определяет свою политику в этой области, а потому везде действуют самые разные режимы.

Некоммерческие организации также представляют собой определенные риски. Во-первых, часть их финансирования осуществляется наличными сред­ствами, чье происхождение невозможно определить. Во-вторых, НКО не включены в систему борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (AML/CFT) на уровне ЕС. Поэтому сбор и перевод средств через некоммерческую организацию представляет собой определенные риски.

Таким образом, многие сферы деятельности с точки зрения европейских контролеров вы­глядят потенциально криминальными и подозрительными. А потому ЕС подает остальным странам пример ограничений и контроля, в то время как белорусский бизнес надеется на либерализацию отношений с государством в этих сферах.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений