Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Естественные монополии на публичных слушаниях

Деятельность отечественных монополистов может стать более прозрачной и подконтрольной обществу. Такие нормы содержит законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон от 16.12.2002 № 162-З «О естественных монополиях» (далее – Закон № 162-З), подготовленный Министерством антимонопольного регулирования и торговли и вынесенный на общественное обсуждение.

Законопроект предлагает увеличить с 8 до 11 количество сфер естественных монополий в нашей стране. Правда, это увеличение обусловлено разделением сферы передачи и распределения электрической и тепловой энергии на ряд составляющих: услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по передаче электрической энергии; услуги по распределению электрической энергии. Данная инициатива вызвана международными обязательствами Беларуси, требующими гармонизации Закона № 162-З с Договором о ЕАЭС в части соответствия определению понятия «услуги субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики», а также рыночными преобразованиями в данной области.

В настоящее время услуги по производству, передаче, распределению и сбыту электроэнергии оказываются одними и теми же юридическими лицами – энергоснабжающими организациями. Развитие конкурентной среды предполагает, что услуги по передаче электроэнергии и ее распределению будут оказываться разными хозяйствующими субъектами. Такое разделение, считают специалисты, по­зволит снизить тарифы на электроэнергию за счет возможности выбора между конкурирующими организациями.

Намечено внести коррективы в определение термина оказание услуг. В соответствии с новой трактовкой это предоставление услуг, производство (реализация) товаров, являющихся объектами гражданского оборота.

 Уточнены полномочия органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий. На него возлагается контроль за применением установленных органами госуправления норм и нормативов для расчета затрат на оказание услуг в данной сфере и определение порядка принятия решений о введении (изменении) цен (тарифов), перечня представляемых для этого документов, порядка их рассмотрения.

Корректировка намечена в отношении механизма регулирования цен (тарифов) на услуги. Такое регулирование может осуществляться на основе долго­срочных параметров, к которым в т.ч. могут относиться уровень надежности и качества регулируемых услуг, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих услуг, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры. Способ получения долгосрочных параметров – использование метода сравнительного анализа эффективности деятельности субъектов естественных монополий.

В целях защиты интересов потребителей законопроект вводит ряд норм, направленных на обеспечение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий. В частности, планируется обязать их делиться с потребителями информацией, в т.ч. на своих сайтах в Интернете, о структуре затрат на оказание услуг, изменении цен (тарифов), результатах финансово-хозяйственной деятельности по оказываемым услугам, планах капитальных вложений и их исполнении, ходе исполнения тарифной сметы, характеристиках услуг, их соответствии требованиям технических нормативных правовых актов.

 Потребителю также должна быть окрыта информация о порядке доступа к услугам, регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к соответствующей инфраструктуре, условиях договоров на такое подключение, порядке выполнения связанных с ним технологических, технических и других мероприятий.

Согласно законопроекту любая информация, представленная субъектом естественных монополий для установления (изменения) цен (тарифов), не признается коммерческой тайной.

Вводится новая статья, в которой регламентирован механизм проведения публичных слушаний при обсуждении проекта цены (тарифа) на услуги, относящиеся к сфере естественных монополий, с участием потребителей. Проводить их будут облисполкомы и Мингор­исполком с предварительным размещением на своих сайтах информации о дате и месте проведения. В случае обсуждения вопросов установления (изменения) цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии, централизованного водоснабжения и водоотведения данная информация о публичных слушаниях должна дополнительно публиковаться в периодических печатных СМИ.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений