Если груз частично уничтожен на территории Беларуси
Российский перевозчик должен был перевезти груз (пиво баночное) из Евросоюза в Россию, транзитом через Беларусь.
Следуя по таможенной процедуре таможенного транзита по территории РБ, транспортное средство международной перевозки попало в ДТП. Водителем перевозчика были приняты меры по доставке груза в ближайший пункт таможенного оформления, где в отношении перевозимого груза было произведено завершение таможенной процедуры таможенного транзита. В настоящее время транспортное средство с грузом находится в зоне таможенного контроля на территории склада временного хранения.
Поскольку в результате аварии большая часть перевозимого груза была безвозвратно испорчена, заказчиком (нерезидентом РБ) было принято решение о его уничтожении на территории РБ.
Прошу разъяснить, имеет ли право водитель перевозчика в отношении данного груза заявить таможенную процедуру уничтожения?
В рассматриваемой ситуации водитель перевозчика, как нерезидент РБ, не сможет поместить товары под таможенную процедуру уничтожения, предусмотренную гл. 34 ТК ЕАЭС.
В соответствии с положениями ст. 83 ТК ЕАЭС, декларантом таможенной процедуры уничтожения может выступать резидент РБ либо нерезидент, если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства–члена.
Как видим, основополагающей причиной невозможности помещения товара под таможенную процедуру уничтожения является помещение нерезидентом РБ под указанную таможенную процедуру товара, перемещаемого по территории Союза в рамках внешнеэкономической сделки.
Таможенная процедура уничтожения – таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары уничтожаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под такую таможенную процедуру.
В данной ситуации перевозчику можно порекомендовать доставить груз в место назначения грузополучателю на территорию РФ. Для этих целей перевозимый груз должен быть вновь помещен под таможенную процедуру таможенного транзита с соблюдениями условий помещения товаров под указанную таможенную процедуру, содержащихся в ст. 143 ТК ЕАЭС. В месте назначения на территории РФ грузополучатель (резидент РФ) будет вправе поместить товары под таможенные процедуры, предусмотренные положениями ТК ЕАЭС (в т.ч. и под таможенную процедуру уничтожения).
Обращаем внимание, что в транзитной декларации водителем перевозчика должны быть указаны сведения о фактически перевозимых товарах, подлежащих помещению под таможенную процедуру транзита. То есть в транзитной декларации должны быть указаны точные сведения о неповрежденной части перевозимого товара.
Таможенный орган, в который обратится перевозчик по факту аварии, препятствующей перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой транзита, составит акт по форме, установленной в приложении к постановлению ГТК от 26.06.2014 № 38 «Об особенности таможенного транзита иностранных товаров, о форме акта об аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и порядке его составления».
Указанный акт составляется в трех экземплярах не позднее одного рабочего дня, следующего за днем обращения перевозчика. Один из экземпляров данного документа передается перевозчику.
С целью получения точных сведений о товарах сотрудниками таможенного органа могут быть проведены операции таможенного контроля в форме таможенного досмотра, предусмотренного положениями ст. 328 ТК ЕАЭС.
В соответствии с требованиями Решения КТС от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» в случае проведения таможенного досмотра товаров» такие сведения должны быть указаны в гр. D «отметки таможенного органа отправления» (номер акта таможенного досмотра).
Исходя из п. 3 ст. 103 ТК ЕАЭС, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) на временное хранение, прекращается у перевозчика в случае признания таможенным органом в соответствии с законодательством государств–членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
По распоряжению заказчика автомобильной перевозки перевозчик вправе поместить товары под таможенную процедуру реэкспорта, согласно требованиям гл. 32 ТК ЕАЭС, для целей обратного вывоза с территории Союза в адрес грузоотправителя товара.