Экономика вошла в «красную зону», но белорусы запаслись перед долгим кризисом
Фото: freepik.com
Экономический кризис в Беларуси, неизбежный в сложившейся геополитической и уже военной ситуации в регионе, а потому ожидаемый, начался «официально». По итогам I квартала 2022 г. ВВП упал на 0,4% относительно аналогичного периода 2021 г.
Падение пока незначительное, но всё же два месяца назад было +2,7% – лучший с 2018 г. январский индекс ВВП.
Экономика вошла в «красную зону» стремительно, и это только начало: «минус» в ближайшие месяцы будет нарастать.

Впрочем, ухудшение началось ещё в феврале, когда был зафиксирован первый за 13 месяцев минусовой месячный индекс ВВП. Что во многом было связано с резким ухудшением внешнеторговых условий – в частности, возникновением значительных проблем с экспортом калийных удобрений, а также началом в конце февраля войны в Украине, что успело сказаться.
А в марте, с окончательной потерей важного украинского рынка, усилением санкций и валютными проблемами, падение экономики ускорилось – ВВП упал уже где-то на 3,3% (индекс – расчётный, март 2022 г. к марту 2021 г.).
В апреле падение ожидается ещё большее, учитывая высокую сравнительную базу (рекордный «плюс» апреля 2021 г.): в апреле ВВП может упасть уже на 10%.

Реальное падение экономики означает реальное падение доходов населения, что в марте и произошло через сильнейшую за 10 лет потребительскую инфляцию (цены выросли в марте с февраля на 6,05%).

В такие периоды – начала экономического кризиса, который, по прогнозам, будет из числа самых глубоких за последние 20-25 лет – люди, как правило, «ужимаются» в потреблении: на негативных ожиданиях откладываются покупки товаров «не первой необходимости» – «до лучших времён».
Это наглядно отпечатывается в статистике розничной торговли: в периоды кризисов там снижается товарооборот, но особенно сильно – в секторе непродовольственных товаров. Хоть и меньшее, но тоже падение – в секторе продовольственных товаров. Так было, например, в Беларуси в кризис 2015-16 гг.
Однако вопреки сложившейся ситуации, несмотря на очевидное начало глубокого кризиса, который, к тому же, может быть затяжным, белорусы в марте значительно увеличили потребительские расходы. Причём особенно сильно – на приобретение непродовольственных товаров.
Это зафиксировано Белстатом в статистике розничного товарооборота по итогам I квартала. После роста на 4,0% месяцем раньше (январь-февраль 2022 г. к январю-февралю 2021 г.), прирост розничных продаж в годовом измерении вырос до +6,5% (январь-март 2022 г. к январю-марту 2021 г.).
При этом в продовольственном секторе прирост розничного товарооборота вырос с +4,4% до +5,5%. А в непродовольственных товаров – с +3,6% в январе-феврале до +7,6% в январе-марте (к соответствующим периодам прошлого года).

Как видим, в марте, несмотря на очевидное уже начало кризисного периода, вместо того, чтобы «ужаться» в расходах, белорусы, наоборот, нарастили потребление – на 11,0% (март 2022 г. к марту 2021 г., процент расчётный, более точный официальный от Белстата месячный индекс розничного товарооборота будет обнародован позже).
Особенно впечатляет прирост в марте в секторе непродовольственных товаров, где розничный товарооборот вырос примерно на 14,5%: объём продаж в этом секторе в сравнении с тем, что был год назад, вырос очень сильно.

Такой прирост в марте 2022 г. частично объясняется низкой сравнительной базой: в марте 2021 г. было падение, и особенно сильное – как раз в непродовольственном секторе. Однако, в свою очередь, сравнительная база падения в марте 2021 г. была, наоборот, очень высокой (значительный «плюс» марта 2020 г.).
И если соотнести объём розничного товарооборота в 2022 году к соответствующим периодам докризисного 2019 года, то всё равно получится резкий прирост объёмов продаж товаров (в сопоставимых ценах) в марте, а непродовольственных товаров – просто «взрывной» рост.

Итак, в марте 2022 г., в самом начале глубокого и, вероятно, длительного кризиса с перспективой значительного падения реальных доходов, белорусы резко увеличили расходы на товары «не первой необходимости» – что выразилось в резком росте товарооборота в непродовольственном секторе розничной торговли.
Но на самом деле это – рационально объяснимое поведение населения: с сильным ростом курса доллара в марте, когда он достигал 4 BYN/$, очевидно, резко выросли продажи импортных товаров, покупка которых раньше откладывалась (смартфонов, автозапчастей и прочей техники) – во избежание ещё больших затрат, пока они ещё не так сильно подорожали из-за девальвации.
Кроме того, в условиях дефицита наличной иностранной валюты, что наблюдалось в марте, «вложение» в импортный товар также было рациональным поведением с целью спасения BYN-рублёвых сбережений.
Подобное, кстати, наблюдалось в марте 2020 г. в тогдашнюю девальвацию BYN-рубля на волне мирового ковид-кризиса: так же, как и сейчас, рост товарооборота в секторе непродовольственных товаров оказался тогда «взрывным».
Но уже в апреле ожидается падение розничного товарооборота: курс доллара пока стабильный, цены уже выросли, потребительской паники нет, в марте «затарились».