Экономические итоги и перспективы: мнение госорганов

О том, что происходило в экономике Беларуси в 2024 г., и об основных точках роста на 2025 год рассказали премьер-министр и заместитель главы Администрации Президента.
Инфляция в пределах запланированного коридора

Как отметил Роман Головченко в интервью телеканалу «Первый информационный» 31 декабря 2024 г., показатель по итогам завершившегося года составил 6%, а доходы населения выросли больше, чем планировалось, – предварительно на 9–10%, реальная заработная плата – на 13%.
Александр Егоров на этом же канале 1 января 2025 г. ситуацию с инфляцией прокомментировал так: «Важно, что последние 3–4 года той эластичности инфляции по отношению к курсу уже нет. То есть раньше было так: курс вырос на 10%, и сразу автоматически цены вырастали на 10%. Сейчас этого нет. За счет чего? Это происходит за счет высокой локализации белорусской продукции, выпуск которой не зависит от изменения курса».

Также, по мнению замглавы Администрации Президента, для инфляции в Беларуси важен уже не столько курс доллара США к национальной валюте, сколько соотношение курса белорусского рубля к российскому, «а здесь значимых изменений в течение года не произошло, поэтому и особого давления на инфляцию нет».
А. Егоров находит оправданным рост доходов населения, несбалансированный с производительностью труда, поскольку, по его словам, изначально наблюдался разрыв между уровнем доходов и уровнем цен, а также в связи с тем, что невозможно игнорировать уровень оплаты труда в сопредельных странах.
Оснований для пересмотра учетной ставки нет
Что касается ставки рефинансирования, в Администрации не видят смысла пересматривать ее текущий уровень (9,5%), хотя это решение – прерогатива регулятора – Нацбанка. Как отметил А. Егоров, «очевидно, что при ставке рефинансирования, к примеру –21% (как в России. – Прим. «ЭГ»), говорить о существенном экономическом росте невозможно. Да, есть какие-то секторы, которые получают кредитование по субсидированным ставкам, но мы проходили эту историю в 2013–2014 гг., когда ставка рефинансирования была близка к 50%. Тогда были секторы экономики, которые получали очень дешевые ресурсы. Но инструменты Национального банка, денежно-кредитная политика и те сигналы, которые они подавали рынку, не срабатывали. Потому что те, на кого они должны были сработать, кредитов по высоким ставкам уже не брали. А те, на кого они должны были сработать с точки зрения ограничения кредитования, на них эта ставка особо не влияла. Поэтому мы от этой практики отказались и перешли к наиболее сбалансированному подходу, который позволяет, с одной стороны, ограничивать инфляцию, а с другой – получать значительные темпы экономического роста и инвестиций».
Также А. Егоров обратил внимание, что сейчас приходится высокими темпами компенсировать некоторый недобор инвестиций в предыдущей пятилетке (2016–2020 гг.). «Если бы ставку двинули достаточно высоко, то существенного снижения инфляции точно бы не получили, но получили бы значительное сокращение инвестиций. А это не просто потеря ВВП какого-то конкретного года, это потеря на пятилетки и даже десятилетия». В связи с этим нет рациональных оснований для пересмотра учетной ставки.
Экспорт должен расти
По словам Романа Головченко, по итогам 10 месяцев 2024 г. прирост экспорта в Беларуси составил 2 млрд USD за счет диверсификации и наращивания физических объемов. На 2025 год ставится задача увеличить показатель еще на 5%.
Говоря о факторах экспортного роста, премьер-министр обозначил, что экспорт продовольствия за 2024 год достигнет 9 млрд USD. Расширяется география потребителей белорусских продуктов питания и ее железнодорожных контейнерных перевозок (более чем в 20 стран). Также оправданным мероприятием был назван вывод молочной продукции на обязательные биржевые торги. «Мы видим, что это вполне себя оправдало. Большое количество покупателей зарегистрировалось на бирже и выступило сторонами сделки, причем даже из самых экзотических стран», – рассказал Р. Головченко.
А. Егоров в своем интервью отметил, что «если говорить про основной драйвер экономики, у нас это промышленность, то есть отрасли, которые сработали лучше. Есть и те, что сработали чуть хуже». В частности, согласно его оценке, могли бы быть выше темпы производства и экспорта в кондитерской отрасли – с учетом спроса на данную продукцию в России и Китае.
По мнению А. Егорова, наряду со стратегическим направлением – Россией и традиционными партнерами по СНГ – прежде всего, Узбекистаном, Казахстаном и Азербайджаном, большое внимание надо уделить странам дальней дуги. «Возьмем недавний визит в Монголию, визит премьер-министра на Кубу, в Венесуэлу и Никарагуа, посещение Африканского континента, где были названы опорные точки – Зимбабве, Экваториальная Гвинея, Кения, ЮАР».
Логистика
Излюбленный белорусскими предприятиями подход продавать продукцию иностранным покупателям «от забора», то бишь со своего склада, не является, по мнению замглавы Администрации Президента, оправданным, поскольку национальная экономика могла бы получить больший эффект при других схемах, когда были бы задействованы именно белорусские перевозчики. По его информации, в правительстве глубоко прорабатываются возможные варианты решения этой проблемы.
Внутренние источники роста
И Р. Головченко, и А. Егоров в качестве важнейших внутренних источников экономического роста отметили региональные инвестпроекты и строительство – жилья, инфраструктуры, социальных объектов.
В рамках программы «Один район – один проект», по словам премьер-министра, реализовано уже почти 40 проектов с объемом инвестиций около 2 млрд руб. Недавно перечень проектов был обновлен, расширены критерии для включения, добавлен туристический сектор. Сейчас в списке 208 актуальных проектов (без учета завершенных). В 2025 г. программу планируется переименовать в «Региональную инициативу».
Также премьер-министр рассказал о планах по возведению жилья: «Планируем построить около 4 млн 400 тыс. кв. м жилья. Чтобы было более понятно, это около 45 тыс. квартир и домов».