Итоги-2024, ожидания-2025: прогноз «ЭГ»

В новогодние праздники мы традиционно подводим итоги ушедшего года и делимся ожиданиями на предстоящий год. Наступивший, 2025 год не исключение: мы напомним, чего ожидали в 2024 г., и поделимся своими чаяниями относительно перспектив развития белорусской экономики на 2025 год.
Темпы роста ВВП замедлятся до 2,8%
В прогнозе, подготовленном в начале 2024 г., мы склонялись к сценарию замедления роста белорусской экономики до 2% при ускорении инфляции до 8% годовых, взяв за основу прогноз ЕАБР, который показался нам наиболее близким к действительности. Однако результаты снова превзошли наши ожидания – ВВП Беларуси за январь-ноябрь 2024 г. вырос на 3,9% при прогнозных параметрах 3,8%, а инфляция составила 5,5% годовых при целевом значении не выше 6% годовых. Несмотря на то, что в III квартале 2024 г. наблюдалось некоторое замедление темпов экономического роста, полагаем, плановое значение все-таки выполнено.
Мы также ожидали более быстрого накопления макроэкономических дисбалансов и предполагали, что из-за этого Нацбанк будет вынужден ограничить кредитное стимулирование экономики. В действительности же монетарное стимулирование экономики перешло на 2024 год и, хотя темпы роста выданных в стране кредитов значительно ниже 2023 г., дальнейший рост их объема и сохранение относительно низких процентных ставок сыграли свою положительную роль и привели к поддержке экономической активности во всех отраслях, но прежде всего в промышленности, торговле, финансовом и строительном секторах. И все же мы следуем за аналитиками ЕАБР и переносим свой прошлогодний прогноз на 2025 год: ожидаем замедления темпов роста ВВП в Беларуси до 2,8% при ускорении инфляции до 6,8% годовых.
Как мы уже отметили, темпы роста кредитной задолженности снизились, процентные ставки стали расти, хотя регулятор в лице Нацбанка и старается оттянуть неизбежный разворот денежно-кредитной политики как можно дальше, чтобы сохранить влияние кредитного импульса на потребительский спрос и экономическую активность субъектов хозяйствования. Среди основных драйверов роста останется увеличение объема экспорта, рост доходов населения и расширение инвестиций с некоторыми ограничивающими оговорками.
Рост экспорта продолжится за счет увеличения объемов поставок на рынки дальней дуги, а вот по традиционным направлениям мы, скорее всего, продолжим буксовать.
Прибавка доходов населения замедлится, поскольку сохранение текущих темпов роста зарплат невозможно без влияния на финансовые показатели деятельности предприятий.
Инвестиционная активность, по нашему мнению, также замедлится по мере того, как финансирование будет выбрано, проекты перейдут в стадию запуска, а финансовые результаты проявятся нескоро.
Совокупность перечисленных факторов приведет к тому, что текущая модель роста, основанная на монетарно-инвестиционном стимулировании, все же себя исчерпает, хотя какое-то время и будет продолжать двигать экономику вперед.
Внешняя торговля останется под давлением
А вот наши ожидания-2024 по ситуации во внешней торговле, наоборот, оказались излишне оптимистичными. Мы предположили, что фактические темпы роста экспорта товаров и услуг в стоимостном выражении превысят плановые 7,6%, в действительности данный показатель оказался существенно ниже, чем планировалось, – 3,3% за 9 месяцев 2024 г.
Виной всему более стремительное, чем ожидалось, ухудшение ценовой конъюнктуры, в первую очередь по сырьевым и производным от них товарам. То есть в физическом выражении экспорт вырос в соответствии с плановыми показателями, однако из-за того, что цены снизились, объем в стоимостном выражении упал. Как итог – общее сальдо внешней торговли ушло в минус.
Так, внешнеторговый оборот страны за 10 месяцев 2024 г. превысил 82,8 млрд USD, что на 6,1% больше, чем за аналогичный период 2023 г. Однако сальдо торговли товарами и услугами составило -314,7 млн USD из-за того, что импорт рос (и продолжает расти) быстрее экспорта – 7,4% против 3,5%.
В этой части мы оказались абсолютно правы, т.к. ожидали в 2024 г. дальнейшего сужения сальдо внешней торговли вплоть до того, что называли этот фактор одной из главных макроэкономических проблем, с которой предстоит столкнуться белорусскому правительству. В 2025 г. мы также прогнозируем сохранение всех тех же проблем с внешней торговлей и ожидаем, что ситуация постепенно будет ухудшаться. Некоторым облегчением стало бы улучшение ценовой конъюнктуры, но в текущих условиях (прогнозы замедления мировых экономик) такой сценарий представляется маловероятным.
Национальные валюты ждет дальнейшее ослабление
Наш сценарий в отношении белорусского рубля на 2024 год предполагал его дальнейшее ослабление до 3,5 руб. за 1 USD, а российского – до 102 RUB за 1 USD. Единственная неточность: мы прогнозировали более пологое и растянутое во времени ослабление, а в действительности наблюдали длительный период стабильного курса с последующим резким снижением в III квартале 2024 г.
Наш сценарий на 2025 год предполагает сохранение текущих значений в коридоре 3,45–3,55 руб. и 100–105 RUB за 1 USD в I квартале с возможностью продолжения тенденции во втором, однако по итогам наступившего года, на наш взгляд, следует ориентироваться на уровень 3,6–3,7 руб. за 1 USD и 110–115 RUB за 1 USD при условии сохранения умеренно-негативного фона в виде текущих низких цен на нефть, ухудшения состояния платежного баланса при наличии компенсирующих мер по полному или частичному валютному регулированию со стороны правительств Беларуси и России.
Тем не менее в условиях высоких процентных ставок, особенно в России, вложения в национальной валюте останутся приоритетным способом инвестиций, поскольку зафиксированная высокая рублевая доходность позволит частично нивелировать возросшие валютные риски. То же можно сказать и об инвестициях в Беларуси: если процентные ставки вырастут до 22–24%, то на годовом горизонте привлекательность рублевых вложений может оказаться выше, чем аналогичные инвестиции в твердой иностранной валюте.
Налоговую систему и дальше будут изменять
Как и следовало ожидать, госбюджет на 2025 год сверстан с превышением расходов над доходами, а сведение данных частей бюджета потребовало серьезной работы правительства по дальнейшему реформированию налоговой системы и ревизии системы льгот.
Как отмечалось ранее, реализуемые правительством изменения в налоговой политике пока не привели к заметным негативным эффектам и, на первый взгляд, действительно стимулируют переток индивидуальных предпринимателей в другие организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности.
Вместе с тем оценить экономический эффект от реализуемых налоговых изменений пока довольно сложно – прошло слишком мало времени. Мы верно поняли замысел правительства, когда высказали предположение о том, что оно не намерено останавливаться на достигнутом, а значит, ревизия преференциальных режимов налогообложения будет оставаться одним из основных направлений обеспечения наполняемости бюджета.
Следует ожидать, что такая работа продолжится и в наступившем году, причем как с точки зрения ревизии льгот, так и с точки зрения введения новых источников налогообложения внутри существующей системы налоговых отношений – как это, например, было с налогом на сверхдоход. Логичным шагом является снижение планки для обложения подоходным налогом по повышенной ставке, что позволяет увеличить количество налогоплательщиков, в отношении которых будет взиматься такой налог. Данная мера может быть реализована и иным способом, например, изменением источников дохода, которые учитываются при отнесении плательщика к данной категории лиц.
По мере того как в Беларуси будет происходить изменение налогового законодательства, направленное на ревизию налоговых льгот и повышение налоговых ставок для отдельных категорий плательщиков, наша страна начнет все заметнее утрачивать свое преимущество в виде благоприятного налогового режима и проигрывать конкуренцию соседним странам и юрисдикциям. При этом речь идет не только о западных странах, но и о России, Казахстане, Грузии.
Государство продолжит регулировать, бизнес – работать и выживать
Если в прогнозах на 2023 год мы указывали дальнейшее сокращение населения, занятого в экономике страны, а также возможное снижение активности малого и среднего бизнеса из-за ужесточения налогового законодательства, то в отношении 2024 г. высказывали сдержанный оптимизм относительно возможности бизнеса адаптироваться к новым реалиям и демонстрировать умеренно хорошие результаты. Так и вышло: по ряду отраслей в завершившемся году наблюдается заметный рост благодаря стимулированию потребительской активности через дальнейшее расширение кредитования и рост зарплат, инвестиционную активность, улучшение ситуации с занятостью.
С другой стороны, как мы и предполагали, степень государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий усилилась, что привело к изменению правил игры в целых отраслях и направлениях. Примеры мы наблюдаем в сфере пассажирских перевозок, риелторской, аудиторской деятельности.
Вместе с тем изменения в демографической и миграционной ситуации помогли преодолеть давнюю проблему сокращения занятого населения – дальнейшее снижение данного показателя получилось не только остановить, но и обернуть вспять. Это отчасти облегчило ситуацию с кадрами, но проблему полностью не решило. По-прежнему наблюдается дефицит кадров, что особенно чувствуется в отношении рабочих специальностей.
Самое существенное текущее опасение бизнеса заключается в снижении качества диалога с представителями власти, субъекты хозяйствования боятся формализма и одностороннего порядка принятия решений. Такие подходы нередко приводят не к упрощению порядка осуществления деятельности, а к его усложнению, что, безусловно, не лучшим образом влияет на вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны, исключая его более быстрый рост.