Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Экономическая интеграция с Россией: перспективы углубления

Фото: unsplash.com

В марте 2022 г. Беларусь фактически стала главным экономическим партнером Российской Федерации и получила возможность увеличить присутствие своей продукции на российском рынке.

Новые цены на российские энергоносители

Одним из главных результатов переговоров между правительствами РФ и РБ, которые прошли 14 марта 2022 г. в Москве, стали уступки по цене поставок нефти и газа для Беларуси. Обычно вопросы цено­образования обсуждаются на правительственном уровне один раз в год в преддверии начала нового сезона. Однако белорусская делегация поставила вопрос о снижении цен на энергоносители для Беларуси в начале весны.

И на этот раз российская сторона уступила. Прежде всего, договорились от отвязки от доллара при расчетах за поставленные нефть и газ, что фактически означает, что Беларусь стала на один шаг ближе к поставкам энергоносителей по внутренним российским ценам. Кроме того, главы правительств РФ и РБ рассказали о намерении проработать более оптимальные цены на поставки российских нефти и газа. 

«...цены у нас достаточно комфортные, особенно по газу. Но дисбалансы, которые вызваны таким хаотическим ценообразованием по нефти, конечно, вынуждают нас искать более оптимальную ценовую формулу работы».

Роман Головченко 
белорусский премьер-министр

Если раньше Беларусь покупала нефть по плавающим ценам, в зависимости от условий контракта с конкретным поставщиком, то теперь стороны, скорее всего, хотят установить более прогнозируемый вариант оплаты, что в первую очередь выгодно белорусской стороне. Р. Головченко не скрывает, что в соответствии с ожиданиями новая формула обеспечит более рентабельную работу белорусской нефтепереработки. И если раньше вопрос о ценовых уступках нередко тонул в переговорном процессе, то теперь никто не намерен откладывать его в долгий ящик. 

«Сегодня ночью, завтра будут работать эксперты для того, чтобы вывести новую формулу для приобретения сырой нефти. И как только она будет выработана, правительства ее утвердят».

Для более полной картины необходимо вспомнить, что 70% белорусского экспорта в Украину (3,8 млрд USD) приходились на поставки нефтепродуктов. Теперь же, когда украинский рынок практически закрыт для белорусских товаров, правительство планирует переориентировать поставки в Россию.

При этом первый заместитель премьер-министра Николай Снопков приоткрыл детали антикризисного плана: предполагается перенаправить поставки нефтепродуктов на российский рынок, благодаря чему потеря Украины «не сильно повлияет на наш внешнеторговый оборот и в том числе на сальдо внешней торговли». Иными словами, Совмин не только рассчитывает сохранить объем экспорта нефтепродуктов за счет поставок в Россию, но и прогнозирует сохранение их маржинальности. Получается, что так Россия сможет субсидировать РБ, компенсируя ей потери от введения санкций.

Впрочем, свой интерес у РФ тоже есть, поскольку все больше и больше стран отказываются от покупки российской нефти. Это хорошо заметно по спреду между ценой нефти марок Brent (основной стандарт нефти) и Urals, которую поставляет Россия. Всего за месяц разница между двумя марками нефти упала с 3,82% до 30%. Это означает, что сейчас текущая цена нефти марки Urals составляет всего 70% от стоимости Brent. А в лице Беларуси Россия получает оптового покупателя, который не отличается особой привередливостью.

Денег пока не дают, но с платежами готовы подождать

Вторым важным результатом переговоров стала реструктуризация российских межправительственных кредитов. Детали достигнутых соглашений сообщил министр финансов Юрий Селиверстов. Он пояснил, что часть платежей Беларуси по российским кредитам будет смещена на 5–6 лет.

Соответствующее решение принято по итогам недавних переговоров правительственных делегаций в Москве, где было подписано соглашение об отсрочке кредитной задолженности.

С учетом того, что госдолг в пользу России составляет 65% объема всего внешнего долга, достигнутые договоренности существенно облегчают международное финансовое положение страны. Но по-прежнему неизвестно, сможет ли Беларусь рассчитывать на предоставление нового кредита от восточного партнера с учетом тех сложностей, с которыми в последнее время столкнулась Россия. Так, 18 февраля сообщалось о готовности РФ выделить РБ новый кредит в размере 500 млн USD для строительства терминала по перевалке удобрений в составе Приморского универсально-перегрузочного комплекса.

Курс на увеличение доли расчетов в российских рублях и национальной валюте

Еще одно близкое направление, по которому активно работают правительства России и Беларуси, – переход на использование российского рубля или национальных валют при проведении расчетов и уплате пошлин во внешней торговле.

Юрий Селиверстов подчеркивает, что вопрос о полном переходе на российский рубль и отказе от национальной валюты не стоит. Речь идет исключительно о расчетах во внешней торговле в тех случаях, когда используется привязка к доллару США.

«Надо переводить взаимоотношения с партнером в ту валюту, которая действует у него и у нас. Зачем нам валюта третьих стран?» – задает риторический вопрос министр.

 

При этом техническую возможность для осуществления таких расчетов готов взять на себя Межгосударственный банк СНГ. Как сообщалось ранее, финансовый институт создал расчетную площадку в национальных валютах, которая способна обслуживать расчеты центральных (национальных) банков, межгосударственных интеграционных органов, банков-корреспондентов и хозяйствующих субъектов государств – участников СНГ. 

«Механизм такой создан, он был в достаточно неактивном, невостребованном состоянии, – поделился деталями вице-премьер Беларуси Игорь Петришенко. – Сейчас только задача стран СНГ и бизнеса – активнее задействовать возможности Межгосударственного банка СНГ для осуществления взаиморасчетов в национальных валютах. То есть каждая страна будет решать, с какой национальной валютой ей взаимодействовать с учетом уровня существующего между государствами товарооборота».

Беларусь рассматривает переход на расчеты в российских рублях и национальной валюте в качестве одного из инструментов дальнейшего увеличения торгового оборота внутри ЕАЭС. Это выгодно, потому что у РБ отрицательное сальдо внешней торговли по странам ЕАЭС и увеличение доли расчетов в национальных валютах позволило бы сократить отток иностранной валюты из страны.

Так, если в 2020 г. мы поставили на экспорт товаров на 14 млрд USD, а ввезли на 16,6 млрд USD (итоговое сальдо – минус 2,6 млрд USD), то в 2021 г. – экспортировали на 17,5 млрд USD, а импортировали на 23,9 млрд USD (сальдо – минус 6,6 млрд USD). Иными словами, для Беларуси увеличение доли расчетов в национальных валютах внутри
ЕАЭС является вопросом обеспечения макроэкономической стабильности внутри страны.

Белорусским предприятиям – зеленый свет

Все предыдущие годы значимая доля России в белорусской внешней торговле выглядела как недостаточная диверсификация для обеспечения сбалансированного экономического развития страны. Однако теперь 24,6% экспортируемых нами товаров и 43,3% импортируемых находятся в безопасности.

С учетом объявленного режима «суперблагоприятствования» бело­русские предприятия получили шанс компенсировать потери от сокращающегося спроса на внутреннем рынке за счет активного участия в процессах импортозамещения и освоения новых рыночных ниш.

Так, если ранее Россельхознадзор придерживался достаточно жесткой политики в отношении продукции белорусских производителей, то теперь есть основания ожидать более мягкого к ней отношения. Особенно широкие «окна возможностей» открылись для предприятий машиностроительной отрасли и легкой промышленности, которые могут легко интегрироваться в отраслевые цепочки и найти спрос на внутреннем рынке России.

***

Безусловно, дальнейшее ухудшение отношений с целым рядом стран и введение более жестких санкций несут в себе долгосрочные негативные последствия для нашей страны. Однозначная и бескомпромиссная поддержка России в украинском вопросе слишком дорого обходится Беларуси, и вряд ли счет, предъявленный нашей стране, является окончательным.

При этом белорусское правительство делает многое для того, чтобы нейтрализовать экономические последствия своего внешнеполитического выбора, и старается сохранить социально-экономическую стабильность, несмотря на санкционное давление. 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений