Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Исследования, рейтинги
12.12.2017 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Эффект союзов и платформы

Представители малого и среднего предпринимательства не торопятся вступать в бизнес-союзы, но в целом поддерживают основные идеи Национальной платформы бизнеса Беларуси и выше оценивают достигаемые ею результаты. К такому выводу пришли аналитики Исследовательского центра ИПМ, опросив менеджеров и собственников 404 малых и средних пред­приятий.

В успехе мер, принимаемых для формирования благоприятной деловой среды, значительную роль играют трансляторы мнений и интересов пред­принимателей – бизнес-­союзы, говорится в исследовании «Эффективность деятельности бизнес-союзов и Национальной платформы бизнеса Беларуси». С одной стороны, они участвуют в формировании повестки реформ и их продвижении, а с другой – фор­мируют восприятие деятельности правительства, поддерживают диалог с властями, благодаря чему ор­ганы государственного управления получают обратную связь относительно вводимых мер.

За последний год усилилась актуальность вопроса объединения частных компаний в бизнес-союзы для защиты и продвижения собственных ин­тересов. Подобные организации позволяют бизнес-сообществу страны эффективно участвовать в экономической политике государства, налаживая более продуктивный диалог с властью. Наличие авторитетных предпринимательских союзов и развитая инфра­структура поддержки бизнеса имеют не меньшее значение для раз­вития бизнеса, чем благо­приятные макроэкономические и ин­ституциональные условия.

Однако, как показал опрос, в бизнес-союзах по-прежнему со­стоят немногие, хотя среди рес­пондентов их доля выросла с 5–6% в 2007 г. до 20,9% в 2017-м. Такой рост свидетельствует, что предприниматели, обычно занятые в основном своим выживанием, все больше убеждаются в целесообразности объединения в бизнес-­союзы и становятся все более заинтересованными в участии в диалоге с властями.

При этом средние предприятия (от 101 до 250 человек) чаще других становятся членами бизнес-союзов, и их активность увеличивается. Активизировались и малые предприятия с занятостью больше 50 человек. Такие результаты можно объяснить тем, что более крупные предприятия чувствуют себя увереннее, стараются работать открыто и заин­тересованы в том, чтобы участвовать в диалоге с властями и улучшать деловую среду. Кроме того, они менее мобильны и сильнее зависят от бизнес-среды. Такие предприятия строят дол­го­срочные планы и ищут каналы влияния для продвижения соб­ственных интересов. Их участию в диалоге также способствует то, что в силу своего размера они воспринимаются как более весомые переговорщики.

Масштабы роста участия предприятий в бизнес-союзах в областях ощутимо выше, чем в Минске, что объясняется рос­том открытости местных органов управления, их заинтересованности в росте предпринимательской активности в регионе и работой общественно-кон­сультативных советов при обл­исполкомах.

Такие тенденции являются сигналом возможного увеличения эффективности работы бизнес-союзов. Пока нет прямых признаков их положительного влияния на работу пред­приятий. Они не получают от этого личной выгоды, но авторы исследования видят косвенные факторы. Отмечено, что члены бизнес-союзов на­много позитивней оценивали действия правительства по созданию равных условий ведения бизнеса, развитию частной соб­ственности, ликвидации административных барьеров, реформированию налогообложения, оценке уровня коррупции.

Значимую роль в продвижении диалога между бизнес-сообществом и экономическими вла­стями играет Национальная платформа бизнеса Беларуси. Она разрабатывается с 2006 г. при участии экспертного сообщества, заинтересованных лиц и представите­лей бизнеса с целью совершенствования условий ведения предпринимательской деятельности в Беларуси. Число объединений, участвующих в «коалиции плат­формы», за 10 лет выросло с 12 до 70. Самый активный рост интереса пришелся на 2008–2009 гг., когда шел процесс обсуждения и принятия Директивы № 4. Бурными были и 2010–2012 гг. Однако в дальнейшем количество принятых правительством предложений платформы не­сколько снизилось. Так, в 2015 г. они были выполнены на 34,8%, в 2016-м – на 29,6%. Из пред­ставленных в платформе 87 рекомендаций только 2 было выполнено полностью, по 29 пунк­там – не более чем на 20%, 18 – проигнорировано. Но всего за 10 лет было реализовано более 420 предложений платформы по улучшению делового климата. При этом, по данным опросов представителей МСП, доля предприятий, знакомых с плат­формой, стабильно составляет 25–27%. К тому же интерес к платформе более широкий, чем к деятельности бизнес-союзов. Большинство представителей МСП (свыше 40%) в целом поддерживают основные идеи платформы. Это проявляется также в согласии с основными ее задачами, степень которого увеличилась в последние годы. Одновременно растет в вос­приятии МСП масштаб достигаемых плат­формой результатов, в т.ч. в консолидации делового сообщества и улучшении биз­нес-­климата. Такая тенденция, по мнению авторов исследования, является проявлением общего тренда по улучшению качества диалога между государством и бизнесом.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений