$

2.5658 руб.

3.0414 руб.

Р (100)

3.4205 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Торговля

Дропшиппинг: продать чужой товар

29.05.2020
Дропшиппинг: продать чужой товар
Иллюстрация: dropshipvillage.com

Популярные в мире схемы торговли в формате дропшиппинга вполне вписываются в белорусское законодательство. Для многих предпринимателей это шанс начать бизнес с минимальными вложениями на старте.

Дропшиппинг (от англ. drop­shipping) представляет собой поставку, при которой интернет-магазин продает товары в розницу без промежуточного их хранения на своем складе. Приняв заказ, дропшиппер передает его производителю либо первому импортеру, после чего тот напрямую доставляет товар по указанному адресу. Таким образом, в цепочке поставки дропшиппер выполняет роль посредника между производителем/импортером и конечным покупателем.

Данная схема работы имеет ряд преимуществ и для поставщика, и для дропшиппера. Первый может не тратить средства на рекламу и продвижение товара (этим занимается продавец). Второму не надо замораживать оборотку в приобретаемых оптом товарах, нести расходы на их доставку и хранение, можно обойтись без торговых площадей и даже без офиса.

Следовательно, все стороны, работающие по такой схеме, могут заметно оптимизировать свои издержки, что в конечном счете снизит стоимость товара для покупателя (если только цепочка не усложнена несколькими посредниками). А низ­кая цена, как известно, – ключевой фактор конкурентоспособности на рынке. Экономика дропшиппинга может быть выгоднее не только оффлайн-торговли, но и работы в формате классического интернет-магазина.

В Беларуси реализация торговой схемы дропшиппинга возможна через субъект хозяйствования любой формы собственности. Такой вид деятельности не лицензируется. Товары могут поставляться как белорусским производителем/импортерам, так и из-за границы со склада зарубежной компании. На свое усмотрение дропшиппер может работать по упрощенной системе налогообложения с уплатой 5% от выручки либо по общей.

Возможны два варианта расчета с конечными покупателями.

1. Платежи принимает дропшиппер, подключив на своем сайте интернет-эквайринг. В таком случае для резидентов РБ наиболее выгодной будет работа по договору комиссии. После поступления средств на счет дропшипер перечисляет их поставщику за вычетом своей комиссии.

2. Платежи принимает поставщик. Приняв заказ, дропшиппер передает его производителю/импортеру, с которым покупатель рассчитывается в момент получения товара: в почтовом отделении наложенным платежом, наличными при доставке курьером либо в пункте самовывоза. При такой схеме продавец и поставщик могут заключить договор на оказание маркетинговых услуг, согласно которому дропшиппер получает процент от продаж либо фиксированную сумму по договоренности.

 

Не просто сайт, а интернет-магазин

Для работы дропшипперу необходим интернет-сайт, который согласно белорусскому законодательству будет считаться интернет-магазином.

В соответствии с Указом от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» зарегистрированные в Беларуси субъекты хозяйствования, занимающиеся на территории страны реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг, должны осуществлять свою деятельность с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории РБ и зарегистрированных в установленном порядке. Иными словами, сайт должен иметь белорусский хостинг.

Работа дропшиппера приравнивается к розничной торговле по образцам вне торгового объекта, поскольку осуществляется путем описания товаров и адресована неопределенному кругу лиц. Такая деятельность согласно п. 3 Правил осуществления розничной торговли по образцам, утв. постановлением Совмина от 15.01.2009 № 31 (далее – Правила), должна вестись через интернет-магазин.

Согласно п. 2 Правил интернет-магазином является сайт, содержащий информацию о товарах, продавце, позволяющий осуществить выбор, заказ и (или) приобретение товара. В то же время при торговле по образцам вне торгового объекта до сведения покупателя в обязательном порядке доводится информация, предусмотренная п. 7 Правил (о продавце).

 

Чем рискует покупатель

Схема дропшиппинга сопряжена с минимальными рисками для интернет-магазина, чего не скажешь о покупателе. Например, товар можно заказать через сайт дропшиппера, имеющего иностранное резидентство и работающего в рамках законодательства другой страны. На сайте такого продавца может быть размещена неполная, а иногда и недостоверная, информация о товаре, и в случае чего предъявить претензии к интернет-магазину будет проблематично.

Приобретая товар по дропшиппингу, покупателю необходимо обращать внимание на то, кто является продавцом и какое у него резидентство. Если это белорусский субъект хозяйствования, то должно быть указано наименование (фирменное наименование) продавца, а если продавцом является индивидуальный предприниматель – его фамилия, имя и отчество. Должны быть прописаны место нахождения юридического лица либо информация о месте жительства индивидуального предпринимателя, его государственной регистрации и зарегистрировавшем госоргане. Кром того, обязательны данные о режиме работы интернет-магазина и его дате регистрации в Торговом реестре РБ.

На сайте необходимо разместить и образцы платежных документов, формируемых с использованием кассового оборудования, подтверждающих прием продавцом от покупателя наличных денежных средств.

Разумеется, приобретение товаров через белорусского дропшиппера сопряжено с меньшими рисками для покупателя, поскольку можно предъявить претензии продавцу на основании Закона «О защите прав потребителей».

Если посылка идет из-за рубежа, то, помимо прочего, следует помнить о соблюдении требований к товарам получаемым почтой. Так, возможно придется уплатить пошлины в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС либо пошлины и фиксированный таможенный сбор, если превышены лимиты по посылке, установленные Указом от 11.02.2016 № 40.

Автор публикации: Наталья ФИЛИПЧИК, партнер адвокатского бюро «Право и порядок»


***