Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №17(2711) от 01.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2179
EUR:
3.492
RUB:
3.5417
Золото:
210.27
Серебро:
2.31
Платина:
91.46
Палладий:
94.97
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Дорожники и энергетическая отрасль готовятся к осенне-зимнему сезону

Фото: freepik.com

С началом октября теплая погода окончательно уступила место осенним холодам, однако у работников топливно-энергетического комплекса и дорожников горячий сезон все еще продолжается. Времени до начала отопительного сезона и первого снега остается все меньше, а многое еще предстоит сделать.

О том, как продвигаются строительство и ремонт дорог, а также о подготовке энергетической системы страны к началу отопительного сезона рассказали представители Минтранса и Минэнерго.

Дорожные ремонтные работы продолжатся до наступления холодов

В 2022 г. дополнительное выделение средств из бюджета позволило Минтрансу выполнить план по дорожному строительству и ремонту дорожной инфраструктуры, несмотря на приостановку финансирования со стороны европейских финансовых институтов. Так, за 2022 год транспортному ведомству удалось отремонтировать почти 800 км республиканских и 1500 км местных автомобильных дорог, а также привести в надлежащее состояние более 3000 погонных метров мостовых сооружений.

Как показывают данные, в текущем году правительство не собирается снижать планку: бюджетное финансирование расходов на ремонт и реконструкцию автодорог существенно увеличено. Так, объем средств, выделенных на ремонт и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, составляет 1,27 млрд руб., или 136,5% к уровню 2022 г., что позволит отремонтировать порядка 2,5 тыс. км дорог и 4 тыс. пог. м мостовых соору­жений.

Несмотря на то, что в оставшиеся годы до конца реализации гос­программы «Дороги Беларуси» на 2021–2025 гг. предусмотрено постепенное увеличение запланированных объемов ремонтных работ и дорожного строительства, Минтранс настроен оптимистично и считает, что и в ближайшие годы план будет выполнен с опережением. Этому способствует готовность правительства увеличивать финансирование данных расходов по мере такой необходимости. Например, сообщается, что расходы бюджета на ремонт дорог и дорожное строительство в 2024 г. могут составить 1,9 млрд руб.

Увеличение объемов финансирования связано с двумя факторами. Прежде всего, это запланированное к 2025 г. увеличение объемов ремонта и дорожного строительства, т.е. программа входит в интенсивную стадию, что требует выделения большего объема средств, чем в предыдущие годы. Так, если в 2021 г. объем дорожных работ был запланирован в объеме 1945 км дорог общего пользования, то в 2025 г. – 2550 км. Аналогичная ситуация складывается и с ремонтом мостов, путепроводов и иных дорожных сооружений: в 2021 г. планировался ремонт в объеме 1850 пог. м, в 2025 г. – уже 2400 пог. м.

Инвесторы не спешат вкладываться в белорусские дороги

Вторая причина – сокращение финансирования от европейских финансовых организаций, что требует замещения средств по проектам, реализация которых уже началась. Заместить ушедших европейцев пока не получается: Минтранс по-прежнему находится в состоянии переговоров с китайскими и российскими инвесторами, а динамика переговоров оценивается как сложная.

Отмечается, что Минэкономики ведет серьезную работу по привлечению средств в дорожное хозяйство. Минтранс подготовил заявки и направил соответствующие инвестиционные предложения заинтересованным сторонам, однако потенциальные инвесторы заняли выжидательную позицию.

Также обсуждается участие ЕАБР в проектах по реконструкции белорусских дорог. Минтранс предлагает евразийскому финансовому институту рассмотреть для финансирования те проекты, по которым уже есть проектная документация и проведена экспертиза. Переговоры с банком ведутся на протяжении всего текущего года, но пока конкретных договоренностей нет.

Следует понимать, что проекты по реконструкции дорог относятся к категории инфраструктурных инвестиционных проектов, которые, как правило, ориентируются на низкую процентную ставку, поэтому могут быть интересны лишь ограниченному перечню инвесторов с доступом к дешевому фондированию.

Пока инвесторы не спешат вкладывать средства в дорожное хозяйство, основную роль в финансировании дорожных работ взяло на себя государство. Как стало известно, Минтранс до 10 октября 2023 г. произведет корректировку госпрограммы в части увеличения объемов финансирования. Потребность в дополнительных средствах объясняется необходимостью капитального ремонта отдельных участков республиканских и местных дорог, а также более 300 мостов и путепроводов.

Ожидается, что увеличение объемов ремонта автодорог общего пользования в 2024–2025 гг. позволит привести дорожную сеть в надлежащее состояние, а выделение дополнительных средств позволит снизить количество участков дорог и мостов, требующих незамедлительного восстановления.

Первоначальные планы нуждаются в корректировке

Однако отсутствие стороннего финансирования все же заставляет Минтранс вносить коррективы в первоначальные планы. Так, в очередной раз переносится реконструкция трассы М1. Поскольку этот проект требует достаточно серьезных финансовых расходов, было принято решение отказаться от комплексной реконструкции трассы и производить лишь ремонт отдельных участков, необходимый для поддержания дороги в нормальном состоянии. По мнению регулятора, вернуться к данному вопросу можно будет лишь после того, как вся опорная местная сеть и республиканские дороги будут приведены в хорошее состояние.

Что касается реконструкции автодороги М3 Минск – Витебск, которую планировалось осуществить за счет средств ЕБРР, здесь инвестора заместило государство: принято решение о проведении необходимых работ за счет бюджетных средств, а именно за счет государственной инвестиционной программы. При этом, возможно, проект будет реализован только на ограниченном участке. Сегодня ведутся работы на участке от Логойска до Плещениц, ввести его планируется к концу 2024 г. Дальнейшая реконструкция дороги будет продолжаться по мере выделения бюджетных средств, вот только программа заканчивает свое действие в 2025 г., а значит, скорее всего, проект будет растянут на следующую пятилетку.

Что касается непосредственно подготовки дорожных служб к осенне-зимнему сезону, то все необходимые работы проводятся в соответствии с поставленными планами. При этом Минтранс учитывает опыт прошлого года с его затяжной зимой и готовит все мероприятия и материально-­ресурсное обеспечение по текущему обслуживанию дорог с необходимым запасом. Сообщается, что производственные базы и техника будут готовы к началу сезона уже 15 октября.

Энергетическая система готова к началу отопительного сезона

Одновременно с представителями Минтранса о готовности к осенне-зимнему сезону заявили и энергетики. О том, как осуществляется подготовка отрасли к отопительному периоду, рассказал начальник отдела энергетики и газоснабжения производственно-технического управления Минэнерго Павел Шкурко. По его словам, в рамках подготовки энергосистемы к началу отопительного сезона проведен ремонт энергетического оборудования, газового оборудования, распределительных электрических сетей, газовых сетей, в т.ч. проводятся работы по замене и строительству тепловых сетей как по линии МЖКХ, так и по линии Минэнерго.

Правительством ежегодно устанавливаются объемы замены тепловых сетей: например, у Минэнерго запланирована замена более 200 км тепловых сетей, в настоящее время данный показатель выполнен на 85%. Кроме того, в межотопительный период были проведены ремонтные работы на электротехническом оборудовании (более 100 единиц). Выполнили соответствующие работы на газопроводах газоснабжающие организации – более 6,5 тыс. км обследованы на соответствие и готовность к работе.

По словам заместителя министра энергетики Дениса Мороза, энергосистема Беларуси по состоянию на 1 октября готова к наступлению холодов, однако отдельные виды работ все еще продолжаются. Так, в целях предупреждения повреждения линий энергопередач проводится работа по расширению просек там, где к линиям близко подходят деревья. Как пояснил представитель Мин­энерго, чем шире просека, тем меньше вероятность того, что при шквалистом ветре дерево упадет на линию электропередачи. Однако преду­гадать последствия непогоды и стихийных явлений непросто, поэтому в министерстве стараются не только предупредить аварии, но и быть готовыми оперативно устранять их последствия. Для оперативного ремонта линий электропередач в системе Минэнерго создано 1400 аварийных бригад, которые полностью укомплектованы необходимыми материалами и оборудованием.

Местные виды топлива дают серьезный экономический эффект

В системе Министерства энергетики в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду ремонтируются и проверяются энергетические котлы, турбины, генераторы, водяные и паровые котлы. Водяные и паровые котлы при отключении отопления выводятся в ремонт. Несмотря на то, что основным видом топлива для выработки тепловой энергии является газ, в Минэнерго уделяется внимание и использованию местных видов топлива.

Например, в 2022 г. использование местных видов топлива в балансе котельно-печного топлива составило 1%. Однако несмотря на, казалось бы, такую незначительную величину, это позволило сэкономить 130 млн куб. м природного газа. При этом в системе Минэнерго в рамках реализации госпрограмм с 2006 г. построено 11 энергоисточников, работающих на местных видах топлива.

Вместе с тем после ввода в эксплуатацию БелАЭС основным способом замещения природного газа стал переход на выработку электричества от атомной станции, т.к. использование местных источников топлива имеет серьезный недостаток – это фактически наиболее грязные виды топлива по сравнению с природным газом или атомной энергией. Тем не менее использование в небольшой доле местного топлива позволяет получить значительный экономический эффект, а значит, присутствие данных источников в топливно-энергетическом балансе сохранится.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений