Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Долг взыскан по решению российского суда

Фото: dolg-vziskat-spb.ru

Российский суд принял решение о взыскании долга с белорусского предприятия, которое считает данное решение несправедливым. Может ли в таком случае долг быть взыскан на территории Беларуси? Если да, то какими документами будет руководствоваться судебный исполнитель?

Похожая ситуация стала предметом судебного разбирательства 19.11.2019 в Верховном Суде Рес­публики Беларусь.

В ходе рассмотрения дела выяснилось, что арбитражный суд г. Москвы принял решение взыскать с белорусского ОАО «Ц» в пользу акционерного общества «Г» (Россия) 264 529 EUR основного долга. После вступления решения в силу АО «Г» выдан ис­полнительный лист. Далее постановлением судебного исполнителя воз­буждено исполнительное производство – на основании заявления взы­скателя и исполнительного листа.

Должник не согласился с этим постановлением и подал жалобу в экономический суд г. Минска. Однако и экономический суд, и его апелляционная инстанция поддержали решение московских коллег.

Судебные инстанции исходили из того, что в соответствии со ст. 1 Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов РБ и арбитражных судов РФ (далее – Соглашение) судебные акты компетентных судов сторон не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства на основании исполнительных документов судов, принявших решения.

Под компетентными судами понимаются хозяйственные суды РБ и арбитражные суды РФ, которые вправе рассматривать споры в соответствии с правилами, установленными ст. 4 Соглашения.

Согласно ч. 2 ст. 3 Соглашения исполнительный документ направляется взыскателем судебному исполнителю (судебному приставу – ис­полнителю) для исполнения в соответствии с законодательством стороны, на территории которой необходимо взыскать долг.

Таким образом, взыскателю не требовалось прикладывать к заявлению о возбуждении исполнительного производства документы, подтверждающие приведение решения арбитражного суда г. Москвы в исполнение.

Белорусские судебные инстанции признали несостоятельной ссылку должника на ст. 8 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, заключенного в г. Киеве 20.03.1992.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Закона от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 439-З) взыскатель сначала направляет исполнительный документ в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания в бесспорном порядке денежных средств, находящихся на банковских счетах должника. Если денег на банковских счетах нет, то взыскатель подает исполнительный документ судебному исполнителю для возбуждения исполнительного производства.

Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 41 Закона № 439-З правила ч. 1 этой статьи не распространяются на исполнительные документы, связанные со взысканием денежных средств в пользу гражданина, в т.ч. ИП, зарегистрированного в иностранном государстве, а также юридического лица или организации, не являющейся юрлицом, созданных в соответствии с законодательством иностранного государства, с местом нахождения за пределами РБ, а так­же их филиалов и представительств вне зависимости от места их нахождения.

Судебные инстанции руководствовались также ст. 3 Соглашения: поскольку взыскатель (АО «Г») является юрлицом, созданным в соответствии с законодательством РФ с местонахождением на территории России, то в силу ст. 41 Закона № 439-З для него не является обязательным направление исполнительного документа в банк должника до возбуждения исполнительного производства.

Судьи решили, что оснований для возвращения исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства согласно ст. 45 Закона № 439-З не имелось, поскольку отсутствие УНП не препятствует работе судебного исполнителя. Кроме того, в исполнительном документе указан регистрационный номер должника, который соответствует названному должником в жалобе УНП. Также в исполнительном документе указан судебный акт от 13.05.2019, что свидетельствует о соответствии исполнительного документа требованиям ст. 11 Закона № 439-З.

Что касается довода заявителя о неверном указании валюты платежа в заявлении взыскателя и в постановлении о возбуждении исполнительного производства, то судебные инстанции посчитали, что недостатки могут быть устранены путем исправления описки.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений