Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Рейтинги
28.10.2016 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

DOING BUSINESS – 2017:— за семь шагов до мечты

Беларусь поднялась на 37 место в рейтинге Doing Business – 2017. Теперь только 7 строчек отделяет нас от давно запланированного вхождения в «тридцатку» лучших по состоянию деловой среды стран мира.

Продвижению к вожделенному рубежу не смогло помешать очередное изменение методики Всемирного банка. Если год назад Беларусь числилась на 44 месте, то пересчет по новым правилам сместил нас в рейтинге 2016 г. на 50-ю строчку. Так что получается, что республика поднялась сразу на 13 ступеней, на 37 место среди 190 стран, немного уступив Казахстану (35 место), но опередив Армению (38), Россию (40), Кыргызстан (75) и Украину (80 место). Однако мы еще существенно отстаем не только от пятерки лидеров – Новой Зеландии, Сингапура, Дании, Гонконга и Кореи, но и от Эстонии, занявшей 12 место, Латвии (14), Грузии (16), Литвы (21) и Польши (24).

В 14-м исследовании «Ведение бизнеса – 2017: Равные возможности для всех» эксперты Всемирного банка оценивали нормы, способствующие и препятствующие ведению предпринимательской деятельности. При этом помимо традиционных 10 критериев оценивались регулирование рынка труда и госзакупок, хотя эти показатели не учитывались при составлении рейтинга. Все данные взяты по состоянию на 1.06.2016 г.

Путь к вершине

Беларусь улучшила свои позиции по 6 из 10 показателей. Наилучшие результаты достигнуты в номинации «Регистрация собственности», где наша страна поднялась за год с 7 места на 5-е, уступив только Новой Зеландии, Литве, Грузии и Руанде. Серьезно улучшились условия подключения к системе энергоснабжения, по которым мы переместились с 74 места на 24-е. Это стало возможным за счет введения принципа «одно окно» при подключении электроустановок к электрическим сетям энергоснабжающих организаций ГПО «Белэнерго». В результате число процедур сократилось с 7 до 4, время на их проведение – со 112 до 105 дней, а стоимость – с 296,2% до 119,3% от дохода на душу населения. Индекс надежности электроснабжения и «прозрачности» тарифов был оценен составителями рейтинга в 7 баллов из 8 возможных.

По показателю «Защита миноритарных инвесторов» мы продвинулись с 62 на 42 место. При этом выросли значения по всем критериям: индекс уровня защиты миноритариев достиг 6,3 балла из 10 возможных, индекс столкновения интересов – 5,7, индекс акционерного управления – 7 баллов. Для сравнения: в странах ОЭСР эти показатели составляют 6,5, 6,3 и 6,6 балла соответственно. Авторы исследования высоко оценили нормы, закрепленные в Законе «О хозяйственных обществах», не слишком вдаваясь в нюансы правоприменительной практики. Так что, вероятно, не стоит расслабляться и отказываться от намерений улучшить корпоративное управление, особенно на госпредприятиях.

 По показателю «разрешение неплатежеспособности» мы поднялись за год с 95 на солидное 69 место. При этом эксперты ВБ оценивали лишь временные и финансовые затраты, а также конечный исход процесса банкротства. Так, среднее время на ликвидацию предприятия в Беларуси сократилось с 3 лет до 1,5 года, средние затраты на процедуры банкротства – с 22 до 20% от стоимости объекта недвижимости, а индекс эффективности нормативно-правовой базы вырос на 1 балл, до 10 (в станах ОЭСР – 12,1 балла). Правда, вернуть можно лишь 1/3 средств, что вдвое меньше, чем в странах ОЭСР, а проблемы долгов, мучающие отечественную экономику в последнее время, в исследовании вообще не учитывались. По обеспечению исполнения контрактов мы тоже преодолели еще 1 строку, заняв 27 место. Столь же формально удалось подняться по индикатору «получение кредитов»: со 109 на 101 место. Главным достижением здесь стали внедрение тотального скоринга и охват кредитными историями 70% взрослого населения. Это существенно больше, чем в странах ОЭСР (12,1%) или в регионе Европы и Центральной Азии (23%). Правда, по охвату кредитным реестром мы имеем твердый «ноль», но это не помешало суммарной оценке, как и реальная доступность заимствований.

Ухудшились позиции Беларуси по показателям «создание компании»: 30 место (-1 строка) и «получение разрешений на строительство» – 28 место (-3). Собственно, все составляющие этих индикаторов не ухудшились, но некоторые страны добились в данных сферах успехов, позволивших им опередить нас. Оценка в номинации «международная торговля» осталась на 30-м месте, как и в прошлогоднем рейтинге. Высокая скорость оформления документов при пограничном и таможенном контроле не компенсирует дороговизны этих процедур, особенно при импорте.

Самое обидное – смещение в номинации «налогообложение» с 95 на 99 место. ВБ по-прежнему насчитал у нас 7 платежей, 176 часов на подготовку отчетности (что меньше, чем в регионе, и близко к среднему показателю по ОЭСР). А вот фискальная нагрузка выросла: 54,8% от прибыли, что на 3 п.п. больше, чем год назад, и существенно больше, чем в регионе (33,8%) и странах ОЭСР (40,9%). Факультативно ВБ оценивал индекс процедур после подачи отчетности и уплаты налогов (у нас он составил 50%). Здесь учитывается процесс возврата НДС и корректировка ошибок в налоговых декларациях. Оказалось, что в 74 странах обнаружение ошибки и ее добровольное исправление влекут проверку, а в 38 странах дело ограничивается предоставлением уточненной декларации.

Сплошные реформы

По данным исследования, предприниматели в 137 странах отметили улучшение местного законодательства в 2015 году. За прошедший год в 190 странах зафиксированы 283 реформы в сфере регулирования бизнеса. Больше всего перемен наблюдалось в упрощении создания предприятий, сферах налогообложения, кредитования и международной торговли. При этом Беларусь названа в числе 10 стран, которые достигли наивысших результатов по улучшению показателей «Ведения бизнеса». В общей сложности мы вместе с Брунеем, Казахстаном, Кенией, Индонезией, Сербией, Грузией, Пакистаном, ОАЭ и Бахрейном провели 48 регуляторных реформ, направленных на улучшение предпринимательской среды.

По мнению Всемирного банка, с 2006 года Беларусь провела 37 реформ, упрощающих ведение бизнеса, в т.ч. 4 – за прошедший год. Больше успели только Руанда (48), Грузия (46), Македония (43) и Казахстан (39). В частности, по данным ВБ, у нас за 10 лет проведено 6 реформ в регистрации предприятий и собственности, по 2 – в получении разрешений на строительство и подключении к системе электроснабжения, по 3 – в сферах кредитования, защиты миноритариев, в международной торговле и разрешении неплатежеспособности, по 1 – в обеспечении исполнения контрактов и регулировании рынка труда. Больше всего реформ составители рейтинга насчитали в сфере налогообложения – целых 7 за 10 лет. Больше перемен здесь только у Албании и Молдовы.

В итоге Беларусь за 8 лет приблизилась к передовому рубежу на 22,25 пункта и набрала в исследовании 74,13 балла из 100 возможных. Таким образом, всего 25,87 балла отделяет нас от наилучших показателей бизнес-климата по версии Всемирного банка. При этом исследование предлагает простой и удобный способ измерения реформ – по расстоянию до передового рубежа. Если в результате любого обновления данных страна по соответствующему индикатору продвинулась к передовому рубежу на 2% и более, то мероприятие считается реформой. Если меньше 2% – реформа «не засчитывается».

Карма рейтинга

Столь впечатляющие оценки вполне способны стать мощным аргументом для противников более радикальных перемен. Правда, удобства в регистрации прав собственности и предприятий не гарантируют надежную защиту первой и успешную работу вторых в дальнейшем. Массовый охват населения кредитными историями не обеспечивает доступность заимствований, а закрепление в Законе «О хозяйственных обществах» стандартного набора прав акционеров – их соблюдения на практике.

Бесконечный процесс раскрепощения, упрощения и снижения административных барьеров почему-то не «монетизируется» у нас в реальное улучшение инвестиционного климата. Напротив, пока Беларусь двигалась в рейтинге с 68 места в «Doing Business – 2011» на нынешнее 37-е, поступление прямых иностранных инвестиций в реальный сектор отечественной экономики сократилось с 13,2 млрд. USD в 2011 г. до 7,2 млрд. в 2015-м, их чистое поступление – с 2,16 млрд. до 1,43 млрд. В то же время коэффициент замещения бизнеса (отношение числа вновь регистрируемых компаний к ликвидируемым) сократился с 2,08 до 1,07, причем в прошлом году новых предприятий было зарегистрировано почти в 2 раза меньше, чем в 2013-м, а ликвидировано – на 20,9% больше. В придачу доля доходов от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в структуре денежных доходов населения сократилась с 12,7% в 2010 г. до 8,2% в 2015-м.

По-видимому, точечных изменений законодательства недостаточно для серьезного улучшения делового климата и устойчивого роста, особенно если никакие поправки не мешают доминированию государства в экономике. Это хорошо знает большинство инвесторов, которые при принятии решений руководствуются не столько данными рейтингов, сколько оценкой потенциальной доходности вложений и своими представлениями о рисках. Зато для чиновников Doing Business превратилось в увлекательную игру. Можно регулярно демонстрировать достижения в улучшении позиций в рейтинге, пенять его составителям за несовершенство методологии (постоянное изменение которой косвенно подтверждает справедливость таких претензий) и искренне верить, что реформы идут и неизменно получают высокую оценку авторитетных международных организаций…

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений