$

2.1008 руб.

2.3470 руб.

Р (100)

3.3592 руб.

Ставка рефинансирования

9.00%

Бюджет

Доходы и расходы государства в 2020-м. Стали известны данные по бюджету следующего года

12.11.2019
Доходы и расходы государства в 2020-м. Стали известны данные по бюджету следующего года
Фото: theedgemarkets.com

На прошлой неделе Министерство финансов представило проект бюджета страны на 2020 год, а депутат Анна Канопацкая опубликовала текст пояснительной записки к этому документу.

Доходы консолидированного бюд­жета на предстоящий год запланированы в размере 39,5 млрд руб., расходы – 40,9 млрд руб., республиканского – 24,425 и 25,420 млрд руб. соответственно. По сравнению с ис­полнением бюджета текущего года значительно выросли расходы бюд­жета (+9,2%), притом что доходы увеличились незначительно (+1,1%). Опережающий рост расходов привел к тому, что впервые с 2014 г. государственный бюджет может быть принят с превышением расходов над доходами. Давайте разберемся, почему же так получилось.

 

Исходные параметры бюджета

Пояснительная записка раскрывает данные, которые Минфин заложило в базовый сценарий экономического развития страны в предстоящем году. Это рост ВВП на уровне 101,9%, среднегодовой курс российского рубля к доллару США – 67,5 руб., курс белорусского рубля к доллару США – 2,2447 руб., цена на нефть марки URALS – 60 USD за баррель, ставка рефинансирования на уровне 9,5%, сохранение объема импорта нефти из РФ для переработки – 18 млн т.

Кроме того, в составе доходов бюд­жета учтены поступление экс­портных пошлин от продажи неф­тепродуктов на сумму 1,069 млрд руб. и калийных удобрений по ставке 55 EUR за т и объемом реализации не менее 9,96 млн т на сумму 1,4 млрд руб.

Эксперты и журналисты сразу же обратили внимание на высокий курс доллара США, заложенный в бюд­жет, – многие расценили его как девальвационный сигнал от Мин­фина. Впоследствии министр М. Ермолович объяснил такой курс желанием спрогнозировать стрессовый сценарий.

В ситуации, когда валютные доходы страны значительно ниже, чем расходы, использование низкого курса может привести к тому, что дефицит бюджета выйдет за пределы прогнозируемого лимита. Поэтому высокий курс, заложенный в бюджет, следует воспринимать как предельное значение, при котором дефицит бюджета останется в установленных пределах.

То есть намерения опускать курс ни у кого нет.

 

Доходы бюджета под давлением

Сдерживающее влияние на доходы бюджета оказали неблагоприятные экономические факторы. В первую очередь это прекращение косвенной поддержки, которую нам оказывала Россия. Минфин оценило объем этой поддержки в 1,488 млрд руб., в т.ч. 537,2 млн руб. – потери от реализации «налогового маневра», 950,9 млн руб. – прекращение договоренностей с Россией в нефтегазовой сфере.

Еще 395,6 млн руб. дохода «выпало» из-за причин, не связанных с белорусско-российскими отношениями. В частности, 118,5 млн руб. бюджет потерял из-за отмены ограничения по вычету «входного» НДС в части импорта потребительских товаров, 226,5 млн руб. – из-за снижения с 2,5 до 2,0 повышающих коэффициентов к ставкам имущественных налогов, устанавливаемых местными Советами депутатов, 50,6 млн руб. – от снижения кадастровой стоимости земель общественно- деловой и производственной зон.

Нужно отдать должное правительству – даже столкнувшись с дефицитом бюджета, оно не отказалось от курса на ограничение налоговых источников формирования бюджета. Налоговая нагрузка, предусмотренная проектом бюджета, прогнозируется на уровне прошлого года – 24,3% к ВВП. То есть введение новых налогов в 2020 г. не планируется.

 

Вырастут акцизы и фиксированные налоги

Чтобы поддержать уровень государственных доходов, Минфин предусмотрело ряд мер по наполнению государственного бюджета:

– сохранение увеличенных ставок акцизов на автомобильное топливо;

– увеличение ставок акцизов на крепкие алкогольные напитки (+6%) и табачные изделия (+15%);

– стимулирование ввоза легковых автомобилей из третьих стран путем снижения в 2 раза таможенных платежей для инвалидов I–II групп и многодетных родителей;

– индексация ставок налогов, ус­тановленных в белорусских рублях, на уровень инфляции (+5%). Повышение коснется акцизов на отдельные товары, доходов от продажи земельных участков в частную соб­ственность гражданам, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, экологический налог, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, подоходный налог в фиксированных суммах.

Указанные выше меры позволили Минфину изыскать дополнительно 542,4 млн руб. для поддержки доходной части бюджета.

 

Основные расходы бюджета определяют социальные выплаты и трансферты регионам

Чтобы понять, какие из расходов бюджета увеличились больше всего, мы сравнили расходы республиканского бюджета 2020 г. с аналогичными расходами прошлого года.

Расходы на общегосударственную деятельность выросли на 2,147 млрд руб. (20,73%). Наибольшее увеличение пришлось на трансферты в пользу местных бюджетов (на 1,321 млрд руб., или 34,58% год к году) и ФСЗН (+673 млн руб., или 52,21%).

Больше других выросли такие статьи расходов, как обеспечение проведения выборов (+36,3 млн руб.), государственный материальный резерв (+32 млн руб.), фундаментальные научные исследования и прикладные исследования в области государственной деятельности (+35 млн руб.), резервные фонды, включая резервный фонд Президента (+37 млн руб.).

Существенно выросли расходы по группе жилищно-коммунальные ус­луги и жилищное строительство – с 100 млн руб. до 502 млн руб.

Расходы на здравоохранение увеличились на 255 млн руб., или 25%, образование – 131 млн, или 13,5%.

 

Треть всех средств, предназначенных для развития экономики, уйдет на дотации

На развитие национальной экономики запланировано направить 3,532 млрд руб. (рост на 318 млн, или 9,89%). Традиционно большая часть этих средств будет направлена на развитие сельского хозяйства (642 млн руб.), промышленности, строительства (989 млрд руб.), улучшение дорог (976 млн руб.).

Объем государственной поддерж­ки организациям реального сектора экономики в 2020 г. составит 441,6 млн руб. Еще 477,3 млн руб. из республиканского бюджета уйдет на компенсацию потерь банкам и лизинговым компаниям по кредитам, предоставленным в рамках поддерж­ки экспорта.

На финансирование сельскохозяйственных организаций планируется направить 43,7 млн руб. И еще 206,7 млн руб. – на компенсацию процент­ных ставок по кредитам, выданным сельхозпредприятиям.

Таким образом, суммарный объем государственной поддержки субъектам хозяйствования (преимущественно государственным) составит 1,169 млрд руб. – 33% от всего объема средств, выделенного на развитие экономики.

 

Расходы на спорт и культуру сократились, на СМИ – выросли

Проект бюджета 2020 г. предусматривает сокращение расходов на поддержку физической культуры и спорта. Если в 2019 г. расходы данной категории составили 333 млн руб., в следующем году они предполагаются в объеме 202 млн руб., т.е. на 39,4% меньше.

Снизились и без того небольшие расходы на поддержку культуры. Проект бюджета предусматривает выделение на эти нужды 141 млн руб., что на 4% меньше, чем в прошлом году.

Зато увеличились расходы на поддержку государственных СМИ, которые составили 164 млн руб., что на 8,6% больше, чем в прошлом году. Львиная часть этих расходов (122 млн руб.) предназначена для Национальной государственной телерадиокомпании. Государственные печатные СМИ также получат из бюджета 7 млн руб. Часть расходов по поддержке государственных СМИ вообще отнесена к категории общегосударственных расходов: РУП «Белорусское телеграфное агентство» получит из бюджета 1,469 млн руб., ЗАО «Второй национальный канал» – 4,241 млн руб., ЗАО «Столичное телевидение» – 1,501 млн руб.

 

Внешний долг подрастет

Помимо дефицита государственного бюджета на сумму 995 млн руб., в следующем году нам предстоят платежи по погашению внешнего государственного долга на сумму 3,740 млрд руб., внутреннего долга – на сумму 2,236 млрд руб., по гарантиям, предоставленным правительством по займам предприятий, – на сумму 148 млн руб. Еще 7,058 млрд руб. планируется направить на предоставление бюджетных займов и ссуд. К сожалению, документы проекта бюд­жета не позволяют конкретизировать, какие государственные органы или пред­приятия и для каких целей получат этот огромный для белорусского бюджета объем средств.

Таким образом, чтобы профинансировать дефицит бюджета, выполнить обязательства по погашению государственного долга, а также получить средства для предоставления бюджетных займов, Беларуси нужна сумма, эквивалентная 14,177 млрд руб.

Откуда мы ее получим? Сумму, эквивалентную 8,803 млрд руб., планируется привлечь благодаря получению иностранных кредитов и размещению облигаций за рубежом, 1,347 млн руб. – за счет выпуска долговых ценных бумаг, предназначенных для внутреннего рынка.

1,194 млрд руб. будет использовано из остатка средств государственного бюджета, накопленных за предыдущие годы.

2,833 млрд руб. поступит в бюджет в качестве возврата ранее выданных займов и ссуд.

Несложно посчитать, что в результате реализации такого плана внеш­ний долг вырастет на сумму, эквивалентную 5063 млрд руб., внутренний сократится на 889 млрд руб., чистый приток средств в виде бюджетных займов и ссуд составит 4,225 млрд руб.

Таким образом, главная причина роста внешнего долга не в дефиците республиканского бюджета, а рос­те объема бюджетных займов и ссуд, без которых белорусская экономика в текущем состоянии обойтись не может.

Единственная однозначно хорошая новость – уменьшение стоимости обслуживания государственного дол­га. В 2020 г. расходы этой категории сократятся на 19,5 млн руб. и составят 2,765 млрд руб. 80% этих денег пойдет на обслуживание внешнего государственного долга, остальное – на проценты по государственным облигациям внутреннего займа.

Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК, финансовый эксперт «ЭГ»