$

2.4810 руб.

3.0232 руб.

Р (100)

3.4629 руб.

Ставка рефинансирования

8.50%

Итоги

Доходные и расходные статьи государственного бюджета

21.05.2021
Доходные и расходные статьи государственного бюджета
Фото: freepik

Превышение расходов над доходами может оказаться за пределами 5,4 млрд руб., установленных уточненным планом на 2021 год. Такой вывод следует из анализа данных Минфина об исполнении консолидированного бюджета за январь-март 2021 г.

 

Доходы бюджета – все идет по плану

Совокупные доходы консолидированного бюджета в рассматриваемом периоде сложились на уровне 9,7 млрд руб., что составляет 24,2% от уточненного годового плана. Это не самое низкое значение: по итогам I квартала 2019 и 2020 гг. показатель исполнения был гораздо скромнее – 23,2 и 21,7% соответственно. Данные наглядно подтверждают: 91,5% доходов консолидированного бюджета сформированы за счет налоговых источников, что на 5,9 процентных пункта выше, чем за аналогичный период прошлого года (85,6%).

Структура налоговых поступлений во многом осталась неизменной. Прежде всего, это НДС (38,2%), подоходный налог (19,8%) и поступления от налогообложения внешне­экономической деятельности (13,9%). Среди других фискальных источников бюджета выделим акцизы (9,2%), налоги на доходы и прибыль (7,6%) и на собственность (4,1%). Доля остальных налоговых поступлений не превысила 7,2%.

Самые значительные темпы прироста налоговых доходов консолидированного бюджета показали поступления от ВЭД (+73% к аналогичному периоду 2020 г.) и налоги на доходы и прибыль (+129,5%). Именно «приток средств» от данных сборов поддержал ресурсы бюджета за рассматриваемый период, обеспечив довольно точное исполнение доходной части годового плана. А вот рост поступлений НДС замедлился до 3,8% относительно аналогичного периода прошлого года, несмотря на отмену льгот для отдельных категорий товаров.

 

Резкий рост общегосударственных расходов

Совокупные расходы консолидированного бюджета – 11,4 млрд руб., что составляет 24,8% от уточненного годового плана. В отличие от доходов, это самое высокое значение за последние 3 года (на 3,3 базового пункта больше, чем было в 2017 г.). Опережающий рост расходов хорошо заметен по дефициту бюджета, который по итогам первых трех месяцев 2021 г. уже составил 1,7 млрд руб. (30% от предельного значения в 5,4 млрд руб., установленного уточненным планом на 2021 год).

Среди расходных статей заметно выделяются затраты на финансирование общегосударственной дея­тельности, доля которых достигла внушительных 32,3% (для сравнения: в январе-марте 2020 г. было 16,9%). В абсолютном выражении сумма расходов на общегосударственную деятельность (3671 млн руб.) в 2 раза превысила расходы на образование (1833 млн руб.). Отметим: еще год назад расходы на образование стоили бюджету на 20% больше, чем общегосударственная деятельность (1704 и 1427 млн руб. соответственно).

Внимательно посмотрев на структуру общегосударственных расходов, видим что главной причиной роста данной категории стали «иные расходы», на которые в январе-марте 2021 г. было направлено 1805 млн против 279 млн руб. в прошлом году. Любопытно, что изначально средства бюджета на 2021 год по данной статье должны были составить 1315 млн руб. То есть только за первые 3 месяца затраты на «иную общегосударственную деятельность» превысили изначально планируемый объем годовых расходов по данному направлению на 37%.

Помимо этой статьи выросли расходы на обслуживание государственного долга (с 580 млн до 838 млн руб.) и межбюджетные трансферты (с 249,5 млн до 688 млн руб.). Однако основной причиной резкого увеличения расходов бюджета на общегосударственную деятельность стали именно почти мистические «иные расходы». Если бы затраты по данному направлению сохранились на уровне прошлого года, дефицит с 1,7 млрд руб. сократился бы до 0,2 млрд руб.

Еще одной статьей расходов, показавшей существенный рост по сравнению с таким же периодом прошлого года, стало здравоохранение. В январе-марте 2021 г. на охрану здоровья населения было направлено 1897 млн руб. (1321 млн руб. – год назад). Расходы по указанной категории выросли более чем на 40%. Отметим: с учетом той нагрузки, которая пришлась на национальную систему здравоохранения из-за пандемии COVID-19, такие затраты выглядят вполне оправданными.

***

Анализ данных исполнения консолидированного бюджета за январь-март 2021 г. показывает, что после корректировки основного финансового документа расходная часть продолжает опережать доходную.

Фактическое превышение расходов над доходами составляет 30% от планируемого, что означает довольно высокую вероятность закрыть год с дефицитом выше запланированных 5,4 млрд руб. Впереди еще целых 9 месяцев, которые вряд ли будут простыми как для правительства, так и для белорусской экономики.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК


***
Макроэкономика: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное