Договоры обычные и необычные. Их типы, особенности и влияние на риски бизнеса
Как выбрать вариант договора, который максимально защитит интересы сторон? Что позволяет нормативное регулирование, а какие аспекты стоит предусмотреть в договоре, чтобы минимизировать риски? Об этом мы побеседовали с Еленой Корнушенко, адвокатом адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь и партнёры ЭсБиЭйч».
Согласно гл. 27 Гражданского кодекса (далее – ГК), договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Каждая сделка – это договор, и насколько велики по ней риски, часто определяется тем, какую форму договора выбрали стороны, как сформулировали условия.
Если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, его условия должны быть приведены в соответствие с новыми нормами, если иное не предусмотрено законодательством.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах, если иное не предусмотрено ГК и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в законодательстве.
Договор и риски
Предпринимательская деятельность – это всегда риск, и, чтобы его минимизировать, стороны хотят защитить свои интересы через договор. Это верный посыл, но следует помнить, что договоры бывают разные, и их условия во многих случаях стороне договора, так сказать, неподвластны. Прежде всего, речь идет о тех условиях, которые предусматривает нормативное регулирование.
Что определено законодательством
Согласно ст. 392 ГК, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и также в законодательных пределах. Это снижает риски, поскольку каждая сторона знает и свои права, и обязанности, а также то, что должна и будет делать другая сторона. Но часто это уменьшает возможности в бизнесе, поскольку путь уже проторен законодательством, а максимальную прибыль, как известно, получают новаторы, готовые рисковать.
Примерный договор
Согласно ст. 397 ГК в договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати. Соответственно, если стороны готовы воспользоваться примерным договором, это позволяет еще больше стабилизировать их отношения, свести к минимуму риски.
Типовой договор
Еще более определенно фиксирует права и обязанности сторон типовая форма договора. Например, постановлением Совмина от 20.03.2008 № 427 установлена типовая форма договора аренды земельного участка. Он заключается между исполнительным комитетом, администрацией свободной экономической зоны и субъектом хозяйствования.
Как правило, такие договоры практикуются в сферах, где ресурсы ограничены и находятся в распоряжении одной из сторон договора по административному порядку. Здесь риски разделены между нормативными установками и пожеланиями сторон: положения типовых договоров принимаются сторонами как данность, то есть риски понятны и минимизированы, прибыль от сделки – известна и, как правило, ограничена.
Договор присоединения
Похожая ситуация с договором присоединения. Согласно ст. 398 ГК договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе, как путем присоединения к предложенному договору в целом.
Например, это договоры страхования, где условия определены в правилах соответствующих видов страхования, утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков и согласованных с органом, осуществляющим государственный надзор за страховой деятельностью, и могут быть приняты другой стороной (страхователем) не иначе как путем присоединения к договору страхования.
Есть и защита прав сторон. ГК определяет, что присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения, хотя и не противоречит законодательству, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие, явно обременительные для присоединившейся стороны, условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
Публичный договор
Кроме договора присоединения ГК говорит и о публичном договоре. Это договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна реализовывать в отношении каждого, кто к ней обратится. Типичные случаи применения: розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, обязательное страхование и т.п.
ГК определяет: коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Цена и льготы
Соответственно, цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. А отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается.
Условия публичного договора могут быть признаны ничтожными, если они не соответствуют предъявляемым требованиям, это следует помнить. Ничтожные пункты договора никто не обязан выполнять, что многократно увеличивает риски организации.
Понимать договор – осознавать риски
Желание получить максимальную прибыль от сделки понятно. Но стороны договора должны уметь смотреть на сделку с разных сторон. Именно поэтому ГК говорит: требование о расторжении договора, предъявленное стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор.
Именно изначальное понимание всех последствий позволяет минимизировать риски договора. Особенно в случаях, когда есть свобода договорного творчества. Например, при составлении смешанного договора.
Смешанный договор
Согласно ГК, если иное не предусмотрено законодательными актами, стороны могут заключать договор, в котором содержатся элементы различных других типов договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор).
К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Например, по договору будут поставлен товар и выполнены работы. Соответственно, в ГК есть нормы, регулирующие договоры поставки и выполнение работ. Ими и будут руководствоваться стороны при заключении договора.
Но согласно ст. 392 ГК, условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством. Там, где есть усмотрение сторон, риски при составлении документа возрастают, поскольку даже прописанные в законодательстве нормы каждый понимает по-своему.
Тем более, трудно предсказать, как в случае возникновения конфликта и переноса его в суд будет трактоваться смешанный договор. Напомним, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение в случае неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Непоименованный договор
Деловая практика всегда шире действующего законодательства. Сейчас она идет вперед семимильными шагами, появляются все новые виды бизнеса, предпринимательской, ремесленной деятельности. Стороны сделок заключают договоры, исходя из своих интересов и своего видения вопросов.
И все больше таких сфер предпринимательской деятельности, где нет специального нормативного регулирования. Они называются непоименованными.
Уже возникают споры между специалистами, в частности, между юристами. Например, о том, вправе ли стороны включать в смешанный договор непоименованные нормы.
Это интересный вопрос.
Что получается, видно на примере использования самокатов. Они могут быть как в собственности, так и в аренде. Для их использования не нужно водительское удостоверение, ездят по тротуару, при желании – со скоростью автомобиля.
Для аренды необходимы смартфон и банковская карта. При аренде через смартфон заключается пользовательское соглашение, то есть арендатор присоединяется к действующему порядку. Интересы арендатора и арендодателя понятны, емкость рынка аренды самокатов зависит от многого, в т.ч. (и это новшество) от взаимосвязи очень разных правоотношений – от количества банковских карт и смартфонов. Это можно отразить в договоре.
Но уже возникают вопросы, как быть с возмещением ущерба, который легко причинить пешеходу, поскольку именно с пешеходом самокатчик делит тротуар. Самокат можно признать транспортным средством, источником повышенной опасности. Значит, здесь особая ответственность и «водителя», и собственника.
Все ли понятно здесь лицам, обеспечивающим безопасность дорожного движения? Неслучайно, наверное, в связи с этим заговорили об изменении правил дорожного движения.
Вполне закономерный вывод: начиная «непоименованный» бизнес, надо быть готовым к тому, что законодатель увеличит риски, изменив правила игры по результатам практики.