Для сферы бытовых услуг с 22 июля вводятся новые санитарные нормы и правила
Они заменят сразу несколько нормативных правовых актов Минздрава, которые устанавливали гигиенические требования отдельно для парикмахерских, косметических кабинетов, химчисток и прачечных.
Санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации объектов по оказанию бытовых услуг» (далее – новые санитарные нормы) утверждены постановлением Минздрава от 15.02.2023 № 33, опубликованным 21.04.2023. Вступает в силу этот документ через 3 месяца после опубликования, т.е. с 22.07.2023.
Действие новых санитарных норм распространяется на оказание следующих услуг:
– парикмахерских;
– маникюра;
– педикюра;
– косметических;
– пирсинга;
– татуажа;
– соляриев;
– прачечных;
– химической чистки.
Установленные нормы и правила обязаны соблюдать:
– субъекты хозяйствования, которым принадлежат объекты по оказанию соответствующих бытовых услуг;
– самозанятые граждане, которые оказывают парикмахерские и косметические услуги, а также услуги по маникюру и педикюру в помещениях и на рабочих местах, взятых в аренду. При этом обеспечивать соблюдение арендаторами-самозанятыми новых санитарных норм и осуществлять производственный контроль за их соблюдением обязаны субъекты хозяйствования – арендодатели таких помещений и рабочих мест.
Вновь принятый НПА предусматривает как общие для всей сферы бытовых услуг нормы и правила, так и специфические требования к содержанию и эксплуатации объектов в зависимости от вида оказываемых услуг.
На все без исключения виды бытовых услуг распространяются, в частности, следующие правила:
– деятельность при оказании услуг не должна приводить к распространению инфекционных и (или) паразитарных заболеваний. Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований возлагается на руководителя объекта;
– при размещении объектов в многоквартирных жилых домах их деятельность не должна приводить к выделению в воздушную среду жилых помещений вредных веществ с превышением предельно допустимой концентрации, создавать в жилье уровни шума, инфра- и ультразвука, вибрации, электромагнитных полей, превышающие гигиенические нормативы. Вход в такие объекты должен быть отделен от входа в жилые помещения;
– необходимо обеспечивать доступную среду для инвалидов;
– в каждом объекте должна быть универсальная аптечка первой помощи, содержимое которой соответствует перечню Минздрава и контролируется по срокам годности;
– должны соблюдаться условия хранения и установленные производителем сроки годности используемых моющих средств, антисептиков, пигмента для татуажа, химических материалов, одноразовых инструментов и т.д. Если после вскрытия упаковки изменяются сроки годности, на каждой единице вскрытой продукции следует проставлять дату и (или) время ее вскрытия.
Новые санитарные нормы также сопровождаются четырьмя приложениями, которыми определены:
– требования по профилактике инфекционных заболеваний при оказании услуг, связанных с нарушением целостности кожного покрова или слизистой оболочки потребителя;
– порядок действий при аварийном контакте с биологическими жидкостями потребителя, загрязнении биологическими жидкостями объектов внешней среды;
– требования к дезинфекции, предстерилизационной очистке, стерилизации и оценке качества;
– допустимые параметры физических факторов в помещениях солярия, где осуществляются процедуры ультрафиолетового облучения, в т.ч. на рабочих местах.