Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Диалог между бизнесом и властью сохранился. — Но не хватает комплексного подхода

Александр Калинин

Деловые объединения остаются эффективными проводниками интересов бизнеса. Их голос слышат на площадках различных уровней – от региональных советов до правительственных структур. В этом заверил председатель Белорусского союза предпринимателей (БСП) Александр Калинин в итоговом интервью по случаю 30-летия союза.

– Александр Федотович, чьи интересы сегодня представляет БСП? Как изменился состав участников союза за годы работы?

– Белорусский союз предпринимателей – первое объединение частных собственников бизнеса в стране, призванное аккумулировать проблемы субъектов хозяйствования и доносить их до госорганов. За 30 лет работы ключевая функция союза осталась неизменной, а вот состав членов претерпел существенную трансформацию. Если на заре создания БСП объединял все сферы бизнеса, то в последние годы наши ряды вобрали представителей преимущественно трех секторов: малого и среднего производственного бизнеса, частных организаций здравоохранения и в некоторой степени субъектов сектора услуг. Подобная «специализация» во многом стала следствием появления в стране отраслевых объединений, собравших вокруг себя часть субъектов хозяйствования по отраслевому признаку. Тем не менее мы продолжаем работать в интересах не только тех секторов, которые представлены в союзе, но и всего делового сообщества страны.

 

– Удалось ли достичь целей в развитии частного бизнеса Беларуси?

– Изначально мы ставили цель построить многоукладную экономику с широким проникновением частного бизнеса в различные секторы и отрасли и долей малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВВП не ниже 50%. По итогам 30 лет целевой уровень пока не достигнут. Тем не менее частный бизнес стал заметным сектором экономики страны. Согласно отчету по выполнению Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь на 2016-2020 г.г.» удельный вес субъектов МСП в валовой добавленной стоимости составил 30,2%, в общей численности занятых в экономике – 31,7%.

 

– Последние годы (по крайней мере, до середины 2020 г.) прошли под знаком либерализации. Как оцениваете результаты взаимодействия с госорганами?

– БСП вместе с другими деловыми объединениями находился в активном диалоге с правительством. Результатом совместной работы стало появление ряда стратегических документов. Мы были одними из инициаторов разработки Директивы № 4 в 2010 г. и ее реновации в виде Декрета № 7 в 2017-м, создавших либеральные основы для ведения бизнеса в стране. Мы поддержали разработку Стратегии развития МСП на период до 2030 г., в т.ч. приняли участие в разработке комплекса мер по ее имплементации из более чем 100 мероприятий – своего рода дорожной карты для развития предпринимательства.

Да, не все цели достигнуты, но динамика есть, и мы продолжаем двигаться к многоукладной экономике. Так, сейчас БСП работает над наполнением второго этапа реализации Стратегии развития МСП до 2030 г. с учетом влияния новых вызов для белорусской экономики.

 

– В чем, на ваш взгляд, заключаются эти новые вызовы? О чем сигнализируют члены союза?

– Одним из ключевых вызовов, конечно, остается пандемия COVID-19, которая нанесла удар по туризму, ресторанному и гостиничному бизнесу и влияние которой все еще остается значительным.

Также год от года малому производственному бизнесу все сложнее продавать свои товары через торговые сети, которые отдают предпочтение импорту и уже превратились в крупных импортеров. По данным Евразийской экономической комиссии, в 2020 г. в Беларуси доля отечественных товаров в обороте организаций торговли составила только 59,8%, в т.ч. непродовольственных товаров – 40,9%, продовольственных – 77,1%.

Присутствие импорта в нашей рознице выше, чем, например в России, что говорит о значительной открытости белорусского рынка. На таком фоне требование российских партнеров отменить в РБ практику доведения до субъектов розничной торговли ассортиментных перечней, включающих товары белорусских производителей, только ускорит проникновение импорта.

К нам также поступают тревожные сигналы о случаях мошенничества при торговле с Россией. Группы мошенников заказывают товар в Беларуси, а затем похищают его на российской территории. При этом правоохранительные органы двух стран не особо спешат разбираться, футболя эти вопросы.

И мы, конечно, обеспокоены практикой применения п. 4 ст. 33 НК, когда под лозунгом борьбы с минимизацией сумм налогов контролирующие органы карают бизнес (не только штрафами, но и уголовным преследованием) за ранее вполне законные действия, в т.ч. задним числом, за периоды до вступления в силу новой редакции кодекса.

 

– Многие предприниматели обеспокоены анонсированной властями налоговой реформой. Пожалуйста, дайте оценку озвученным нормам.

– Предложения Минфина оцениваем сдержанно. Рост ставки налога при упрощенной системе налогообложения с 5 до 6% – неприятная новость для бизнеса, но здесь обнадеживает обещанное на заседаниях ОКС увеличение порога по выручке, позволяющего применять УСН, до 2,1 млн руб.

Куда большую тревогу вызывает запрет на работу в рамках УСН по формуле «3% налога с выручки + НДС». Таких «упрощенщиков» порядка 7%, и переход на общую систему налогообложения для них вызовет заметный рост издержек на содержание бухгалтерии. Но главное: поскольку клиенты этих организаций заинтересованы в получении входного НДС, отмена существующего налогового режима с НДС без периода для трансформации бизнеса может привести к закрытию части таких предприятий.

Не радует и перспектива роста налога на прибыль. Напомню, Беларусь и так имеет самый высокий уровень налогообложения среди всех стран ЕАЭС. Минфин объясняет рост ставок необходимостью обеспечить расходы бюджета. Да, мы понимаем, но к цели ведь можно идти по-разному. Доходы казны можно, например, увеличить за счет роста ставок акцизов. У нас они все еще значительно ниже, чем во многих европейских странах.

До сих пор мы в лице бизнес-союзов обсуждали наполнение бюджета, не касаясь его расходной части, но уверен, что при необходимости можно было бы сократить отдельные статьи государственных расходов.

К тому же хотелось бы услышать компетентное мнение ученых. В стране два экономических института: при Минэкономики и НАН Беларуси. Где же расчеты по поводу того, как рост налоговой нагрузки повлияет на работу субъектов хозяйствования?

 

– А как оцениваете изменение условий работы для индивидуальных предпринимателей?

– С одной стороны, предложения Минфина ограничить сферу деятельности ИП, сместив акценты в пользу самозанятых, соответствуют европейским моделям налоговых систем. Более того, озвученные условия налогообложения для самозанятых достаточно привлекательны. Но с другой стороны, четко не определено, к каким видам деятельности будут допущены самозанятые, смогут ли они вступать в договорные отношения с субъектами хозяйствования, какие виды деятельности останутся доступны ИП. Предполагается, что все это будет определено Совмином после внесения изменений в НК. Но подобные документы должны готовиться пакетом, чтобы у людей было понимание, как им работать дальше. К тому же столь серьезные изменения в законодательстве нуждаются в подготовительном периоде, который, на наш взгляд, должен составлять не менее одного года, т.е. новые правила для ИП должны вступить не ранее 2023 г.

 

Как доносите свое мнение до регулятора?

– Я уже сказал, что БСП представлен на различных диалоговых площадках. В частности, с Минфином и другими ведомствами мы контактируем через общественно-консультативные советы. Как участник Национального совета по трудовым и социальным вопросам наш союз имеет возможность на заседании этой структуры поднять вопросы о выполнении сторонами Генерального соглашения между правительством, профсоюзами и нанимателями.

Свою позицию будем доносить и через Совет по развитию предпринимательства, где мы представлены как официальный партнер в лице Республиканской ассоциации бизнеса «БСП-Пром».

Консолидированное мнение по теме налогов и другим актуальным вопросам постараемся сформировать в ближайшее время по итогам XIV съезда БСП.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений