$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Депутаты займутся дорогами, госзакупками и налоговой системой

06.04.2018

2 апреля 2018 года открылась четвертая сессия Палаты представителей Национального собрания шестого созыва. В настоящее время в парламентском портфеле находится порядка 50 законопроектов, большая часть из которых – экономические.

Три раза в первый день сессии выходил к микрофону в Овальном зале, представляя законопроекты, министр транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолий Сивак. Наибольший общественный резонанс вызвали изменения в Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Дело в том, что поправки предусматривают возможность передачи автомобильных дорог, находящихся в собственности государства, в рамках исполнения обязательств по соглашениям о государственно-частном парт­нерстве (ГЧП) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям во владение, пользование, в т.ч. в безвозмездное пользование, для осуществления дорожной деятельности.

Закон от 30.12.2015 № 345-З «О государственно-частном партнерстве», на который возлагались большие надежды, практически не работает, а ГЧП в Беларуси не развивается. Хотя именно на дорожном строительстве делался акцент при подготовке этого законодательного акта. К тому же разработанные и принятые в первом чтении изменения в Закон № 345-З увязли где-то в согласованиях в министерствах и ведомствах.

Отвечая на вопросы депутатов, министр также сообщил, что планируется расширение платных дорог: «Мы приняли в предыдущие годы такое решение: та дорога, которая реконструируется, становится платной, за исключением второй кольцевой. У нас в настоящее время 1,5 тыс. километров платных дорог, будет платной и трасса М-6, которая сейчас находится на реконструкции».

Отметим, что поправки в Закон № 345-З предусматривают также, что проблемы, возникающие при прокладке или переустройстве инженерных коммуникаций, расположенных в границах полос отвода автомобильных дорог, предлагается решать путем заключения договора между владельцами дорог и владельцами этих коммуникаций.

ПРИНЯТ в первом чтении и проект закона о производстве и обращении органической продукции. «Предлагается ввести сертификацию органической продукции и процессов ее производства на соответствие требованиям, установленным в государственных стандартах, а также требованиям, содержащимся в технических кодексах установившейся практики. Заниматься этой работой будут аккредитованные органы», – проинформировал член Постоянной комиссии по аграрной политике Сергей Литвин. Комментируя в целом перспективы производства органической продукции, депутат подчеркнул, что это один из способов снижения негативного воздействия на окружающую среду и здоровье людей.

Понятно, что переход к органическому земледелию не может быть одномоментным. Для того чтобы произошла очистка почвы от вносившихся ранее минеральных удобрений, пестицидов и т.п., понадобится минимум три года. Однако в первоначальном варианте проекта переходный период не предусмотрен, и, похоже, вводить такую норму не планируют и ко второму чтению. Как и нормы о господдержке производителей «здоровой» продукции и об объединении их в единый госреестр, доступный гражданам. Правда, по словам замминистра сельского хозяйства и продовольствия Владимира Гракуна, госреестр может быть создан решением министерства.

Поддержали парламентарии и другие законопроекты, включенные в повестку.

В ХОДЕ весенней сессии, которая продлится до конца июня, депутатскому корпусу предстоит принять участие в решении задач, стоящих перед страной, – переход к индустрии 4.0, поощрение развития цифровых технологий и деловой инициативы граждан, определение новых источников роста, напомнил председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко. Все это требует пересмотра действующего законодательства, изменения подходов к реализации бюджетно-налоговой политики и инвестиционной деятельности. Депутаты должны вносить свои предложения для создания более простой, понятной и дружественной к субъектам хозяйствования налоговой системы.

В числе наиболее важных вопросов, над которыми работают в постоянных комиссиях, – законопроект о внесении изменений в Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК). О некоторых новациях этого объемного документа – трудовых отношениях и социальных гарантиях для фрилансеров, кратковременном декретном отпуске для отцов, переводе работника на срок до 6 месяцев к другому нанимателю – «ЭГ» уже рассказывала (см. «ЭГ» № 24 от 30.03.2018 г., с. 1).

Кроме того, депутатам предстоит оценить и другие предлагаемые нормы, например, корректировку отпусков для студентов-заочников и мужчин – отцов и отчимов, суммирование основного и дополнительных поощрительных отпусков, работу в выходные дни только с письменного согласия работника или по инициативе работника с согласия нанимателя.

Напомним, что в Палате представителей до сих пор числится еще один законопроект – изменения в некоторые законы по вопросам трудовых отношений, внесенный правительством еще 05.05.2016 г. Речь идет о поправках в ТК, которые приводят его в соответствие с нормами декретов Президента от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» и от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины». По мнению независимых профсоюзов, проект перетягивает чашу весов в сторону интересов нанимателей и создает стимулы для увеличения членства в Федерации профсоюзов Беларуси.

По-видимому, Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам придется сводить два проекта в один и затем уже включать «объединенные» нормы в текст действующего ТК.

ВОЗМОЖНО, наконец-то будет принята новая редакция Закона о госзакупках – этот проект был внесен Совмином 04.07.2016 г. и поддержан депутатами в первом чтении на сессии в декабре того же года. Ежегодно на закупку товаров и услуг из бюджета выделяется огромная сумма – около 10% ВВП, и власти на всех уровнях не устают повторять, что необходимо весь процесс сделать более прозрачным, минимизировать коррупционные риски и рационализировать госрасходы. Отметим, что решить эту задачу пытаются во всех странах СНГ, правда, пока безуспешно.

Предполагается, что закон в случае его принятия запустит механизм конкуренции – в текст проекта включен Перечень случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника, поскольку в настоящее время таким образом проводится 57% закупок. Планируется вдвое сократить сроки конкурсных процедур (до 15 дней) и запроса ценовых предложений (до 5 дней). Предусмотрено и создание единой государственной информационной системы под эгидой МАРТ и Минфина, позволяющей отследить всю процедуру госзакупок от начала и до конца.

Из-за того, что работа над проектом затянулась, профильной постоянной комиссии сейчас приходится его нормы актуализировать и приводить в соответствие с международными соглашениями.

Практически готовы к рассмотрению во втором чтении поправки в Банковский кодекс. Предстоит серьезная работа над только что поступившим проектом новой редакции Жилищного кодекса, в ближайшее время ожидается новая редакция Кодекса об образовании, а также ряд законопроектов в развитие принятых документов в сфере ИТ-технологий и предпринимательства.

Шла на сессии речь и о проекте закона о хозяйственных обществах, разработка которого предусмотрена Указом Президента от 10.01.2018 № 9. Этот документ необходимо будет увязать с подготовленными по инициативе депутатов и уже принятыми в первом чтении поправками в законы об инвестициях и о приватизации госимущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в ОАО. Первый из них предусматривает компенсацию инвестору стоимости имущества, являющегося инвестициями (в случае национализации или реквизиции этого имущества), второй – сокращение с 10 до 3 лет срока исковой давности для оспаривания приватизационных сделок.

Специалисты уже высказывали сомнения по поводу того, как депутатские инициативы впишутся в действующее законодательство. Не случайно в рамках подготовки этих трех документов к рассмотрению на сессии запланированы парламентские слушания.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА