Поправки в Трудовой кодекс: — от увольнения топ-менеджера до дистанционной работы
В Палату представителей поступил проект закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Республики Беларусь». Предлагаемые Совмином новации комментирует юрист Наталья ЧЕРНОРУЦКАЯ.
Главным бонусом законодателя для нанимателей – юридических лиц в Беларуси является контрактная модель найма, которая, с одной стороны, является более дорогостоящей моделью срочного трудового договора по причине обязательных контрактных выплат, а с другой – позволяет экономить на выходных пособиях и не прибегать к увольнению по сокращению штатов.
Отметим, что поправки в Трудовой кодекс Беларуси (ТК) расширяют сферу применения обычных срочных трудовых договоров, которые не сопряжены с обязательными выплатами, не имеют обязательных минимумов и ограничены только максимальным сроком в 5 лет.
Дополняется перечень случаев их обязательного заключения: с лицами, принимаемыми на работу в организации, созданные на заведомо определенный период; лицами, принимаемыми на должность, которую занимал молодой специалист, молодой рабочий (служащий) до призыва его на военную или направления на альтернативную службу, на период такой службы и в течение 3 месяцев после ее окончания; с руководителем, заместителем руководителя и главным бухгалтером организации – на период проведения процедур, установленных законодательством или учредительным документом организации для назначения на соответствующую должность служащего; с лицами, избранными на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность служащего, в т.ч. по конкурсу; с лицами, направленными органами по труду на общественные работы.
В предложенном перечне обращает на себя внимание пункт об обязательном заключении срочного трудового договора с руководителем организации, его замами и главбухом. Вероятно, имеется в виду так называемое «исполнение обязанностей» до окончательного назначения или неназначения на должность. Причем это касается только тех случаев, когда для занятия руководящего поста требуется прохождение определенных процедур, например, сдача экзамена на профессиональное соответствие, получение сертификата и др.
По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с лицами, поступающими на работу по совместительству, т.е. его можно и не заключать. Экономию на совместителях (вторичной занятости) стоит лишь поддержать, т.к. траты по контракту совместителя, особенно в бюджетном секторе, не оправданы.
В некоторых видах бизнеса, особенно в строительстве, не избежать фактического допущения уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к работе. Сегодня согласно ст. 25 ТК в течение 3 дней после фактического допуска должно последовать письменное оформление приема на работу, если такое требование заявили работник или профсоюз. Это позволяет формально легализовать «серый наем» ссылкой на то, что он устраивает работника. Предлагается иной, более жесткий подход: фактический допуск должен быть письменно оформлен не позднее дня, следующего за днем допущения работника к работе.
Проект ставит точку в дискуссии практиков о возможности установления испытательного срока как при приеме на работу, так и при переводе работника на другую работу у того же нанимателя. Предлагается уточнить ст. 28 ТК для того, чтобы допустить установление испытания только при приеме на работу.
Новацией является дополнение ТК новой ст. 321 о временном переводе, в которой помимо традиционных видов перевода (в связи с производственной необходимостью и простоем) назван новый: перевод работника с его письменного согласия на другую работу, в т.ч. к другому нанимателю, на срок до 6 месяцев в течение календарного года.
Регламентация «внешнего» перевода сводится к следующим основным тезисам.
Никакого допсоглашения к основному контракту, что вполне было бы разумным, не предусматривается – достаточно приказа основного нанимателя, в котором указываются причины, срок перевода, а также условия оплаты труда. В любом случае переведенному работнику основной наниматель обязан гарантировать оплату не ниже среднего заработка. Как будет исчисляться продолжительность отпуска за период работы у другого нанимателя – неизвестно.
Предусмотрено, что в этот период работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) другого нанимателя. Последний обязан обеспечить работнику условия труда, соответствующие требованиям по охране труда.
Никакие иные регулятивные нормы, особенно в части возмездности или безвозмездности взаимоотношений между двумя нанимателями по использованию чужой рабочей силы, в проекте не прописаны.
Вероятно, временный перевод к другому нанимателю будет востребован только в рамках организаций, входящих в один государственный концерн (холдинг), и коснется наиболее подвергнутой «текучке» неквалифицированной части персонала.
Минтруда и соцзащиты при разработке проекта отказалось от использования мировой модели так называемого «заемного труда», которую, кстати, частично воспринял российский законодатель в главе 53.1 ТК РФ об особенностях регулирования труда работников, направляемых временно работодателем или частным агентством занятости к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала). В ст. 39 ТК Республики Казахстан предусмотрено прикомандирование работников, причем только в акционерных обществах с акциями (долями участия) друг друга.
Как видно, белорусский вариант временного перевода к другому нанимателю не проработан в деталях, смахивает больше на «административную процедуру» и не отвечает потребностям сегодняшнего дня.
СО ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ отставанием от России и Казахстана предлагается ввести главу 251 о дистанционной работе. В числе плюсов – ведение электронных кадровых документов и переход в значительной степени от централизованного к договорному (через трудовой договор) регулированию дистанционной работы. Однако есть и явные просчеты: требование о личном присутствии при заключении трудового договора и обязательное ведение трудовой книжки – по крайней мере в ст. 50 ТК нет исключения для дистанционного работника.
Отметим еще один положительный момент – снятие ограничений применения режима гибкого рабочего времени. В связи с допущением дистанционной работы пришлось вносить изменения в ст. 110 ТК. Рабочим будет считаться время, в течение которого работник обязан находиться на рабочем или в ином установленном по согласованию с нанимателем месте и выполнять трудовую функцию. Такой подход позволяет многим категориям сотрудников прописывать в правилах внутреннего трудового распорядка «работу вне офиса».
Остановимся также на регулировании дисциплинарной и материальной ответственности.
Заслуживает внимания норма, относящая к компетенции комиссии по трудовым спорам рассмотрение жалобы работника о незаконности дисциплинарного взыскания – замечания или выговора. Это, конечно, разгрузит общие суды, в которых сегодня рассматриваются такие дела.
ПРОЕКТ отнес к числу увольнений по инициативе нанимателя и одновременно к числу дисциплинарных увольнение за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей руководителем организации (обособленного подразделения) и его заместителями, главным бухгалтером и его заместителями.
Эта норма в случае вступления ее в силу значительно изменит практику применения данного основания увольнения. Так, нужно получить письменное объяснение от работника, затем требуется не позднее чем за две недели уведомить соответствующий профсоюз (для получения предварительного согласия, если это норма коллективного договора). На все эти процедуры отводится месяц со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника или ухода за больным членом семьи, подтвержденного листком нетрудоспособности или справкой о временной нетрудоспособности, пребывания работника в отпуске, на военных или специальных сборах.
Этими обстоятельствами руководитель может злоупотреблять. Например, он может сначала взять больничный на себя, затем по уходу за членом семьи, потом оформить отпуск трудовой, позже – социальный. Плюс ко всему – решение о дисциплинарном увольнении руководителя принимают учредители, собственники имущества, что также предполагает соблюдение целого ряда формальностей. В итоге процесс увольнения может сильно затянуться.
Очевидно, что перечисленные выше руководители будут стремиться включить в коллективный договор нормы о предварительном согласии профсоюза на свое увольнение. В расчете на то, что профсоюз, в котором состоят подчиненные ему работники, заблокирует «отставку». Так что предложенный в проекте подход приведет к усложнению правоприменительной практики и потере оперативности.
Что касается основания увольнения за прогул, то в проекте появилась оговорка: если прогул продолжается без уважительной причины несколько рабочих дней подряд, то наниматель вправе издать приказ (распоряжение) об увольнении сотрудника с первого дня прогула.
К сожалению, не предложено мер в отношении работника, которого наниматель долгое время не может разыскать по известному ему адресу места жительства. В то же время в ТК Казахстана есть специальное основание увольнения: отсутствие работника на работе более одного месяца по неизвестным работодателю причинам.
Новацией является корректировка ст. 400 ТК, расшифровывающая понятие реального ущерба. Похоже, эта поправка вызовет дискуссию, поскольку словосочетание «излишние выплаты, к которым относятся» можно истолковать как установление исчерпывающего перечня таких выплат с указанием конкретных ситуаций. Для сравнения: в ТК РФ и в ТК Казахстана излишние выплаты определены не через исчерпывающий перечень, а через оценочные понятия: выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
ПЛАНИРУЕТСЯ внести изменения в главы ТК, регулирующие труд отдельных категорий работников.
Наибольшие корректировки в главе о женском труде и о работниках, имеющих семейные обязанности. Оба родителя уравниваются в правах, вводится термин «одинокий родитель». Закрепляется давно обсуждавшаяся идея о предоставлении отцу или отчиму родившегося ребенка в течение полугода с даты рождения социального неоплачиваемого отпуска не более двух недель.
В России сегодня идет активная дискуссия о значительном сокращении списка запрещенных для женщин профессий и работ, в т.ч. на труд в шахтах. Предлагается разрешить работодателю совместно с медиками определять возможности участия женщин в конкретном производстве. В Беларуси такой перечень насчитывает 182 профессии, в числе которых лесорубы, кузнецы, плотники. Однако о планах его пересмотра пока не сообщалось.
Надо отдать должное Минобразования, которое пролоббировало дополнение ТК отдельной статьей, устанавливающей особенности труда педагогических работников. В то же время труд медицинских работников у нас пока не имеет адекватного современного регулирования, хотя это весьма актуально.
Ожидаемо было увидеть новые нормы о труде молодежи. Однако никаких новелл принципиального характера в проекте нет. Между тем есть опыт Казахстана, где в ТК специально прописаны нормы о дуальном обучении – когда учеба в вузе или колледже сочетается с обязательными периодами обучения и практики на предприятии с предоставлением молодежи рабочих мест и оплатой труда при равной ответственности подписавших договор предприятия, учебного заведения и обучающегося.
Наш ТК допускает прохождение стажировки как формы профподготовки только в организациях, имеющих лицензию Минобразования. Между тем на практике не менее востребованы профессиональные стажировки у потенциальных работодателей, которые потом готовы взять на работу стажеров.
Если давать общую оценку представленному проекту, то можно сказать, что он не оправдал ожиданий. Так, сохраняется контрактная форма найма. Остается архаика в виде обязательных для применения квалификационных справочников, тогда как, к примеру, Россия и Казахстан уже давно внедряют в практику профессиональные стандарты.
Не предложен, несмотря на объявленную цель развития цифровой экономики, переход к электронному кадровому документообороту, включая электронный трудовой договор и электронную трудовую книжку.
Существенным недостатком проекта является отказ от выделения в ТК самостоятельной главы о регулировании особенностей трудовых отношений с участием нанимателей – физических лиц.
Игнорируются общемировые тенденции по сокращению рабочей недели и увеличению времени отдыха. Наоборот, упор делается на интенсивные (совмещение) и экстенсивные формы труда (совместительство). Причем проект допускает работу с полной нормой рабочего времени даже в период трудового отпуска, что противоречит его цели – восстановлению работоспособности.