$

1.9984 руб.

2.3272 руб.

Р (100)

3.1481 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.40%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

206.58 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Проекты

Цифровые перспективы и аналоговая реальность

15.12.2017

Белорусское общество ждет появления документа, который позволит стране максимально использовать возможности по развитию цифровой экономики. Проект декрета еще мало кто видел, но на него заранее возлагаются небывалые надежды – куда более амбициозные, чем некогда на традиционные локомотивы типа незабвенной триады «экспорт – жилье – продовольствие» или даже на укрепление дисциплины и евразийскую интеграцию.

«Мы должны принять новую, как ее называют, цифровую реальность и мак­симально использовать все возможности, которые она открывает перед Беларусью», –  заявил Президент Александр Лукашенко 11 декабря на совещании по проекту декрета «О развитии цифровой экономики». Теперь «твердо определено», что цифровая трансформация экономики является одним из ключевых приоритетов развития государства.

Впрочем, о том, что стоит за этим «всеобъемлющим названием», можно лишь догадываться. Точного определения цифровой экономики в мире не существует. Вряд ли можно свести переход к цифровой экономике к простому переводу данных и процессов в цифровой вид, в т.ч. с помощью технологий блокчейна, расширения сферы применения электронного документооборота и т.п. Это всего лишь «оцифровка», которая не исключает дисбалансов, противоречий, сбоев, дублирования функций и рассогласованности процедур, часть которых является лишним бюрократизмом. В принципе, не столь важно, какие инструменты используются для расчетов и спекуляций – платежные поручения, аккредитивы, акции и деривативы или криптовалюты и токены. Цифровая экономика – это не только инструменты, а прежде всего смена модели, подходов, способа мышления. Тут требуется сочетание иной, принципиально новой системы управления, технологий, постоянно доступной инфраструктуры, нор­мативного регулирования, способов взаимодействия в едином информационном пространстве, решение проблем безопасности, включая защиту данных, и т.п.

ЕСТЬ мнение, что цифровая экономика – одна из характеристик информационного общества, показывающая, насколько объем информационных услуг сравним с объемом обычных «аналоговых» услуг на рынке. При этом цифровизация экономики означает широкое проникновение информационно-­коммуникационных технологий в деятельность бизнеса и государства через их автоматизацию, появление новых возможностей предоставления услуг населению через Интернет, широкое развитие мобильных средств коммуникаций и облачных технологий. Можно не сомневаться, что в отдельно взятом ПВТ все это достигло серьезных высот, и есть возможность улучшить результаты еще больше. Но в какой мере это затронет промышленность, сельское хозяйство и остальные отрасли, в которых работает большинство населения республики? Было бы замечательно, к примеру, привлечь реальные инвестиции в АПК с помощью конвертируемых займов, обеспечить неукоснительную и тотальную дисциплину расчетов в сельском хозяйстве и строительстве посредством смарт-контрактов и дать возможность всем нуждающимся в улучшении жилищных условий намайнить себе достаточно альткойнов для покупки квартир. Но если все эти чудеса не выйдут за условную ограду сверхльготного парка, об IT-стране можно только мечтать.

Заметим, что в международных рейтингах в последнее время отмечается не только высокий уровень распространения средств связи и уровня цифровизации в Беларуси, но и низкое качество организации процессов управления, недостаточная прозрачность и координация деятельности органов власти. Не случайно в аналитическом докладе Всемирного банка «Цифровые дивиденды», вышедшем в прошлом году, подчеркивается, что помимо технологий надо выстраивать и соответствующие новым цифровым возможностям «аналоговые» компоненты: управление, отношения между субъектами экономики.

Смена технологического уклада, переход к новой модели экономики в том или ином виде происходят во всем мире. Поскольку проект очередного декрета тщательно скрывается от общественности, неизвестно, будет ли он полезен для всего белорусского общества или только для отдельных «известных представителей IT-сообщества», которые его лоббируют. Задача по­ставлена весьма амбициозно: «отечественной IT-сфере необходимо придать новый импульс развития, чтобы способные люди могли здесь в полной мере реализовать свои возможности». Президент требует сделать Беларусь реальным центром притяжения для талантливых людей, успешных компаний и международных корпораций. «Наша страна имеет все шансы стать как минимум региональным лидером в развитии самых передовых направлений – искусственного интеллекта, больших данных, технологии блокчейн», – полагает Президент.

Для Беларуси это хороший шанс сделать рывок в развитии, первой разработав и применив новейшие технологии, а также создав нормативную базу для их имплементации в экономику, правовую систему и общественную жизнь. Поскольку сейчас большинство стран находятся на более или менее одинаковых стартовых позициях, у нас есть уникальный шанс «обогнать, не догоняя»: совершить прорыв в новых сферах, не тратя силы на попытки вытянуть стагнирующие секторы традиционной экономики. Тем более что для интенсивного развития цифровой сферы у нас есть специалисты, технологии, видение пер­спектив. Есть только затруднения с финансами. Но есть надежда, что с помощью льгот, про­грессивного законодательства, гарантий государства и личного участия некоторых авторитетных бизнесменов удастся изыскать инвестиции у транснациональных корпораций. Дело за малым: выделить приоритеты, проанализировав имеющиеся тренды, составить план, постаравшись ничего не упу­стить, и упорно двигаться к намеченной цели от одного пункта «дорожной карты» к другому.

ОЧЕНЬ легко соблазнить начальство волшебными перспективами превращения страны в мирового лидера в какой-нибудь передовой сфере. Особенно если пообещать, что никаких затрат не потребуется, а достаточно предоставить щедрую порцию беспрецедентных льгот – инвестору и инноватору. Глав­ное, чтобы тот, складывая полученные на новой волне с помощью таких поблажек прибыли, не забывал «об интересах государства, которое в том числе создает условия, гарантирует стабильность и безопасность».

Благодарность должна быть взаимной. «Все умные и толковые люди понимают теперь, что такое стабильность и порядок. И к этому берегу каждый пытается причалить. Мы готовы такой причал организовать, и даже больше – гавань, – заявил Президент. – Вы должны стать хорошими хозяевами в этой гавани. Дать возможность заработать. Но государство нуждается в силе. Поэтому его надо поддерживать. Я клоню к тому, что зарабатывая себе, не забывайте, пожалуйста, что вы живете в конкретном государстве».

Надо полагать, что отдышавшись после троекратного «ура» в честь принятия всех своих пред­ложений, бенефициары проекта «ПВТ 2.0» поспешат отблагодарить государство. Со временем беспристрастная статистика зафиксирует, как выросла средняя зарплата по стране, объем ин­вестиций в основной капитал и прямых иностранных инвестиций на чистой основе, производительность труда и уровень неравенства по коэффициенту Джини, доля инновационной про­дукции и структура экспорта, сальдо торгового и платежного баланса. Быть может, среди круп­нейших налогоплательщиков республики и столицы появятся и резиденты ПВТ, подвинув энергетиков, нефтяников, производителей алкоголя, сигарет и ритейлеров. По-видимому, в обосновании к проекту декрета имеются точные расчеты, показывающие, как сочетаются новые льготы по налогам с пополнением бюджета страны. Ведь к этому ведет базовый принцип отечественной фи­скальной политики. «Меня вы не сможете никогда упрекнуть в том, что ваши деньги, поступившие в казну в виде налогов, будут разворованы. Никогда! – заверил глава государства. – Хотите предложить новые направления использования бюджетных денег – пожалуйста. Все разумные ваши инициативы и предложения будут немедленно реализованы».

ВОЗМОЖНО, белорусские власти так торопятся не отстать от «бурной жизни» еще и потому, что надеются компенсировать развитием IT-сферы и высоких технологий годами накапливавшееся отставание в создании институтов рыночной экономики. Вдруг проект под условным названием «IT-страна» позволит сделать процветающим общество, в котором доминирует государственная соб­ственность и управление основано на административно-командных методах, – без приватизации, реально функционирующих демократических институтов. Если информационные технологии проникают во все сферы, то почему бы не выиграть в конкуренции за рынки, финансовый и человеческий капитал, выбросив на стол каре из налоговых льгот и иных преференций, подкрепив его таким джокером, как легализация обращения криптовалют и ICO.

Ради этого Президент «ни в коем случае не намерен тормозить соответствующие процессы и никогда не был ретроградом». Остальное будет зависеть от самих представителей IT-сферы. Так, «если вы создадите здесь такую прекрасную гавань, куда все приедут и будут сами на себя работать и зарабатывать, не думая о других, и даже о тех, кто у вас в компаниях будет работать… Честно говоря, не нужна мне такая гавань. Поэтому поймите меня правильно. Я человек государственный, – заметил Александр Лукашенко. – Это не противоречит вашим замыслам, побуждениям, идеям, но давайте вместе будем отвечать за этот кусок земли. Я буду гарантировать вам стабильность, невмешательство. Но порядок никто не отменял».

БУДЕМ надеяться, что этот порядок правильно поймут также международные регуляторы, организации, занимающиеся борьбой с уклонением от уплаты налогов и легализацией незаконных доходов. Ведь в последнее время у таких структур выработалась стойкая аллергия на слово «гавань». При малейшем намеке на создание в какой-нибудь точке планеты слишком льготных налоговых режимов такие регуляторы почти автоматически хватаются за «черные списки» со всеми вытекающими последствиями. Так что на иные вызовы, рожденные бурным развитием технологий, в ОЭСР, FATF, кон­тролирующих и правоохранительных органах некоторых стран уже есть вполне ясные ответы, инструкции, судебные прецеденты. У других пока имеются лишь проекты нормативных актов, которые в отличие от нынешнего проекта декрета обсуждаются публично с учетом мнений не только отдельных заинтересованных лиц, но и широкого круга специалистов.

Впрочем, пока у властей нет сомнений по принципиальным подходам и ключевым моментам проекта декрета, который назначен фундаментом грядущей конструкции IT-страны – совместного достижения, которым заранее предписано гордиться.

Автор публикации: Леонид ФРИДКИН