Четыре актуальных вопроса бухгалтерского учета
1. На балансе организации находятся основные средства. По некоторым из них амортизация в отчетном периоде будет начислена в размере 100%.
Является ли это основанием для списания таких объектов основных средств с бухгалтерского учета, если они продолжают использоваться в деятельности организации?
Выбытие основных средств может иметь место, например, в результате списания (в случае физического износа, утраты (гибели) в связи с чрезвычайными обстоятельствами и т.п.), реализации, безвозмездной передачи.
Начисление амортизации в размере 100% не является основанием для списания объектов основных средств с бухгалтерского учета. Ни Инструкция № 261, ни иные нормативные правовые акты не содержат таких указаний.
Объекты основных средств, которые продолжают использоваться в деятельности организации, должны учитываться в ее бухгалтерском учете.
Аналитический учет по сч.сч. 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств» ведется по отдельным объектам основных средств (п.п. 6, 7 Инструкции № 502).
2. На время отсутствия кассира торговой организации по причине отпуска обязанности передаются другому работнику.
Нужно ли проводить инвентаризацию кассы при временной смене материально-ответственных лиц с учетом вступления в силу с 1 июня 2019 г. постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.03.2019 № 117, которое утвердило Инструкцию № 1173?
При этом Инструкция № 117 не регулирует данные вопросы.
В Инструкции № 117 отсутствуют нормы, регулирующие вопросы инвентаризации кассы. По данному вопросу следует учитывать следующее.
Пунктом 1 ст. 13 Закона4 предусмотрено, что активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.
Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно, в т.ч., при смене материально ответственных лиц (п. 2 ст. 13 Закона).
Согласно п. 6 Инструкции № 1805, в случае смены материально ответственных лиц инвентаризация проводится на день приема-передачи дел.
Таким образом, при временной смене материально-ответственных лиц организации следует проводить инвентаризацию кассы (на день приема-передачи дел).
3. Кладовщик организации (материально-ответственное лицо) уходит в отпуск. На время отсутствия данного работника по причине отпуска обязанности передаются другому работнику. Нужно ли при временной смене кладовщика (материально-ответственного лица) проводить инвентаризацию склада в части товарно-материальных ценностей, находящихся в подотчете кладовщика?
Пунктом 1 ст. 13 Закона предусмотрено, что активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.
Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно, в т.ч., при смене материально ответственных лиц (п. 2 ст. 13 Закона).
Согласно п. 6 Инструкции № 180, в случае смены материально-ответственных лиц инвентаризация проводится на день приема-передачи дел.
Таким образом, при временной смене материально-ответственного лица (кладовщика) организации следует проводить инвентаризацию склада в части товарно-материальных ценностей, находящихся в подотчете материально-ответственного лица (кладовщика) (на день приема-передачи дел).
4. Организация приобрела в июле 2019 г. программный комплекс по расчету смет и процентовок SXW, срок использования которого установлен равным 7 месяцам.
Верно ли будет учесть стоимость программного комплекса на сч. 04 «Нематериальные активы» и переносить ее на затраты с августа 2019 г. по февраль 2020 г.?
К нематериальным активам относятся имущественные права в отношении объектов интеллектуальной собственности, в т.ч. объектов авторского права, включая компьютерные программы, базы данных или их экземпляры, приобретенные по лицензионным (авторским) договорам или иным основаниям, предусмотренным законодательством (подп. 7.1 Инструкции № 256).
Организацией в качестве нематериальных активов принимаются к бухучету активы, не имеющие материально-вещественной формы, при выполнении следующих условий признания:
– активы идентифицируемы, то есть отделимы от других активов организации;
– активы предназначены для использования в деятельности организации, в т.ч. в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления в пользование;
– организация предполагает получение экономических выгод от использования активов и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам;
– активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
– организацией не предполагается отчуждения активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;
– первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена (п. 4 Инструкции № 25).
При невыполнении любого из указанных в п. 4 Инструкции № 25 условий признания произведенные организацией затраты признаются расходами (п. 6 Инструкции № 25).
В нашей ситуации нематериальный актив (программный комплекс) не предназначен для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев. Следовательно, затраты на его приобретение не формируют в бухгалтерском учете объект нематериального актива, а относятся на расходы отчетного периода (июля 2019 г.):
Д-т сч.сч. 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные затраты» и др.
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.
Нормативный срок службы объектов нематериальных активов и принимаемый равный ему срок полезного использования используемых в предпринимательской деятельности объектов нематериальных активов определяются, исходя из времени их использования (срока службы), устанавливаемого патентами, свидетельствами, лицензиями, соответствующими договорами и другими документами, подтверждающими права правообладателя. При отсутствии в них указания на время использования (срок службы) эти сроки устанавливаются по решению комиссии:
– по средствам индивидуализации участников гражданского оборота товаров, услуг (фирменные наименования, товарные знаки) – на срок до сорока лет, но не более срока деятельности организации;
– по объектам права промышленной собственности, за исключением перечисленных в абз. 2 настоящего пункта, – на срок до двадцати лет, но не более срока деятельности организации;
– по другим объектам нематериальных активов – на срок до десяти лет, но не более срока деятельности организации (п. 20 Инструкции № 37/18/67).
Выбор и пересмотр нормативных сроков службы и/или сроков полезного использования объекта исходя из установленных базовых режимов работы осуществляет комиссия организации по проведению амортизационной политики (Приложение 1 к Инструкции № 37/18/6).
1Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26.
2Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50.
3Инструкция о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утв. постановлением Нацбанка от 19.03.2019 № 117 (далее – Инструкция № 117).
4Закон РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон).
5Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).
6Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 25 (далее – Инструкция № 25).
7Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).